Золото Эдинбурга

28 апреля 1942 года из Мурманска вышел союзный конвой QP-11 в состав которого входил британский легкий крейсер «Эдинбург» (HMS Edinburgh). На его борт в Мурманске было погружено 93 деревянных ящика с 465 слитками золота суммарной массой 5534603,9 грамма. Это золото предназначалось для оплаты советских закупок в Великобритании и США. Кроме 750 членов экипажа, на борту «Эдинбурга» находились свыше 300 возвращавшихся на родину раненых и выздоравливающих английских и американских моряков и несколько десятков чешских летчиков.
30 апреля 1942 года в Баренцевом море в 250 милях от Мурманска крейсер был торпедирован подводной лодкой U-456 под командованием капитан-лейтенанта Макса-Мартина Тайхерта. Одна из торпед попала в борт в средней части корабля в районе носового котельного отделения, вторая оторвала корму вместе с рулем и двумя из четырех гребных винтов. Были затоплены ряд отсеков, крейсер получил значительный крен на правый борт.
Английские корабли и прибывший советский буксир попытались отбуксировать поврежденный «Эдинбург» обратно в Мурманск. Этому помешало появление трех немецких эсминцев. В завязавшемся бою крейсер был поражен торпедой, которая почти разорвала его пополам. В свою очередь немцы потеряли один корабль.
Положение «Эдинбурга» стало безнадежным, поэтому было принято решение эвакуировать личный состав (в бою погибло 58 человек) и затопить корабль. Британский эсминец выпустил по крейсеру две торпеды и тот затонул вместе с золотом 2 мая 1942 года в точке с координатами 71;51' N, 35;10' E на глубине около 250 метров.
Ценный груз «Эдинбурга» был на 2/3 застрахован в Госстрахе СССР (впоследствии Ингосстрах) и на 1/3 - в Бюро страхования военных рисков правительства Великобритании. После получения США страховых выплат право на затонувшее золото перешло в тех же долях к Ингосстраху СССР и правительству Великобритании.
В 1957 году правительство Соединенного Королевства объявило «Эдинбург» военным захоронением, поэтому доступ к кораблю стал возможен только с согласия данного правительства.
В течение долгого времени уровень развития техники ведения подводных работ не позволял поднять золото «Эдинбурга» из-за слишком большой глубины. Наконец, в 1981 году был подписан трехсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего золота между Министерством торговли Великобритании, Министерством финансов СССР и британской компанией «Джессоп Марин Рикавериз» (Jessop Marine Recoveries Ltd - JMR), как непосредственной исполнительницей операции.
По контракту, в случае подъема золота, 45% получала JMR, 1/3 оставшейся суммы доставалось Великобритании, а 2/3 - СССР. Кроме этого, сотрудники 40-го НИИ Министерства обороны СССР получали право присутствовать при всех технологических этапах экспедиции.
Однако, JMR была слишком мелкой компанией с небольшим капиталом, чтобы самостоятельно выполнить такую сложную операцию, вдобавок ко всему, у нее не было специализированных судов обеспечения водолазных работ. Поэтому был образован консорциум с участием еще трех компаний в качестве субподрядчиков. «Тренажером» в ходе подготовки к операции служил однотипный с «Эдинбургом» крейсер-музей «Белфаст», стоящий в Лондоне на реке Темза.
Поиски крейсера начались  9 мая 1981 года. 14 мая гидролокатор поискового судна обнаружил на дне объект, который с помощью дистанционно-управляемого аппарата (ROV) был классифицирован как лежащий на левом борту «Эдинбург».
30 августа 1981 года к работам приступило судно обеспечения водолазных работ «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.
Для снижения времени декомпрессии и увеличения таким образом времени полезной работы, рабочая смена водолазов проживала в барокамере под давлением гелиево-кислородной дыхательной смеси в 25 кг/см;, что соответствовало рабочей глубине. Оттуда в водолазном колоколе их перемещали к месту работы.
Для доступа к золоту, которое было размещено в погребе боезапаса, пришлось прорезать отверстие в броневом поясе толщиной 102 мм, а затем переместить тонны снарядов, покрытых густым толстым слоем ила и мазута. Только 16 сентября был найден первый золотой слиток.
5 октября из-за ухудшения погоды и усталости водолазов было принято решение остановить работы. Всего был поднят 431 слиток золота общей массой 5129,3 кг, оцененные в 81 миллион долларов. Ценности на борту «Стефанитурма» доставили в Мурманск.
В сентябре 1986 года начался второй этап «золотодобычи». Водолазные работы велись с борта судна “Deepwater-2”, поднять удалось 29 слитков общей массой 345,3 кг. Это золото было передано прямо в море на борт сторожевого корабля Северного флота «Резвый». Пять слитков золота массой 60 кг так и остались лежать на дне Баренцева моря.


Рецензии