Свеча горела. 2. 0

Вступление.
 
 Некоторое время назад, я прочёл рассказ писателя Майка Гелприна — «Свеча горела.»
Он меня заинтересовал и я решил написать продолжение этой истории.
Что у меня получилось-решать Вам, уважаемый читатель.
 


    Мистеру Майку Гелприну
с уважением и благодарностью
за вдохновение.
 
    ...Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети…

    Пропустив детей вперёд, он быстро оглянулся по сторонам и закрыл дверь.
-Ну-с,-пытаясь унять охватившее его волнение, начал говорить он,- с чего начнём урок?
Может быть я угощу вас чаем ?
-Мы не пьём чай,- ответил мальчик,- мы роботы.
-То есть как… роботы?!- выдохнул Андрей Петрович, опускаясь на стул.
-Нас создали по заказу их родителей, чтобы мы играли с Павликом и Анечкой,- продолжила девочка,- в нас заложили все  отрицательные качества их характеров, чтобы они, общаясь с нами, видели свои недостатки как в зеркале и старались, глядя на нас, их исправить.


Андрей Петрович тяжело переводил дух,- вот так история! Вот это я попал!- думал он.
-Вместо одного робота, сразу два! Да ещё и де...дети или как ещё их там называть…
-Вы зовите нас также: Павлик и Анечка,-добавил мальчик,- как бы читая его мысли,-  ведь мы созданы по их образу и подобию.
-А вы...одни...?-Андрей Петрович хотел спросить:- одни ли они пришли к нему? Знает  ли кто-нибудь о вашем визите ко мне?
-Мы никому не сказали, что идём к Вам,- снова понял его мысль Павлик.
-А сами...Павлик и Анечка, чем они интересуются?- тихо спросил Андрей Петрович.
-Они изучают программирование с помощью искусственного интеллекта,- ответили дети.
-Боже мой!-подумал про себя Андрей Петрович,- «Всё смешалось в доме Обломовых!»: люди изучают технику, а роботы литературу.
-А почему вы хотите изучать литературу?-спросил он. -Потому что, мы не хотим быть плохими, мы хотим стать лучше,- ответили дети.
-Что ж,-опять подумал про себя Андрей Петрович,- изучение литературы это верный путь к совершенствованию личности, но...роботы!
-А давайте мы Вам стихотворение прочитаем?-тихо предложила девочка.
-А давайте!- Андрей Петрович ухватился за это  как утопающий хватается за соломинку.
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — начал Павлик. Он прочёл первую часть стихотворения, а Анечка вторую. Причём Андрей Петрович заметил, что она немного картавила и смущалась.
-Да,- подумал он,- это не совсем детская тема, ну да ладно. «Аннушка уже пролила масло», событие свершилось и процесс уже не остановить…
-Хорошо! Отлично!- похвалил он детей.
-Дааа, приятель. Попал ты!- донеслось до него как бы слева.
-"Сейте разумное, доброе, вечное!..."- услышал он уже справа.
-Ну, а что вам ещё понравилось, что вы сейчас читаете?- спросил он, продолжая пытаться успокоиться.
-Мы стали читать про доктора, но нам не понравилось,- ответил мальчик.
-"Доктора Живаго"?- уточнил Андрей Петрович.
-Да. Его,- подтвердили дети.
-Там люди страдают,-тихо добавила девочка.
-Ну да, ну да,- согласился Андрей Петрович.
-Это слишком сложно для детей,- мелькнуло у него в голове. Он никак не мог относиться к ним как роботам, машинам. Он вспомнил, что сам начал знакомиться с этим произведением уже будучи молодым человеком.
-Ну, это вам лучше начать читать, когда будете постарше...- начал он и осёкся.
-А как роботы "взрослеют"?- подумал он.
-Лучше, чуть попозже вам это прочесть,- нашёл он более нейтральный вариант.
-А что ещё вы уже успели прочитать?-спросил он.
-Довлатова мы тоже не стали читать,- ответили дети. -Почему?- заинтересовался Андрей Петрович.
-Потому что он: драчун, пьяница и вор!-отчеканил Павлик.
-Он ботинки украл,- смущённо  добавила Анечка, глядя на учителя исподлобья.
-Но...может, ему стало стыдно, вот он и написал об этом?-попытался защитить писателя Андрей Петрович.
-А почему же он так прямо об этом не написал?- спросил с детской непосредственностью Павлик.


-Знаете, не всё и не всегда получается сказать так прямо, и не у всех, даже у писателей,-сформулировал после некоторого раздумья Андрей Петрович,- а тем более прилюдно «посыпать голову пеплом».
-Тебя поймают и накажут!-донеслось опять слева.
-Делай, что должен...-услышал он в ответ справа.
-А мне понравилась «Капитанская дочка»,-продолжила девочка,- там про любовь.
-И про войну!- добавил мальчик.
-Всё как у настоящих детей,-мелькнуло в голове у Андрея Петровича.
-А сказки Пушкина вы читали?
-...И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;...-продекламировал Павлик.
-А это правда,-спросила Анечка,-есть такие учёные коты или они тоже роботы?
Андрей Петрович на мгновение задумался. Он никогда не размышлял о поэзии, а тем более сказочной, так серьёзно, просто «проходил» произведения как бы по «верхам», не вдаваясь в их глубокий, подчас философский смысл,  наслаждаясь лишь эмоциями и ощущениями от прочитанного.
-Дети,- он впервые назвал своих маленьких собеседников так уверенно,- часто писатели и поэты в своих произведениях, а тем более в сказках, пытались передать какую-то философскую идею. В этой поэме есть скрытый смысл, а форму самого произведения, надо воспринимать как метафору, аллегорию.
Ну и читать такие произведения, нужно больше душой и чувствами, нежели разумом.
Сказал и снова спохватился,- а как они меня поймут, тем более про душу?
-Мы знаем, что у людей есть душа,- сказал серьёзно Павлик,- её пытались пересаживать в конце 20-го века.
-Да?…,-попытался улыбнуться Андрей Петрович, понимая, что он ничего не понимает.
-А вы читали "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"?- спросил он подумав, что здесь-то всё просто и понятно, и никакого подтекста.
-А это тоже сказка или они правда красили забор?- спросил мальчик.
Он всё время держался более уверенно, чем сестра.
-Скорее всего, да,-ответил учитель-, писатели  часто создают свои произведения  на основание своего опыта, лично ими пережитого, только меняют участников происходящего или их имена.
Часто, они создают вымышленных персонажей, заставляя их принимать участие в сценариях, основанных на реальных событиях.
(У Андрея Петровича росло

ощущение, что он беседует не с маленькими детьми, а с более

старшими ребятами, такие серьёзные темы они обсуждали.)
Голоса уже перестали его беспокоить, но чувства неуверенности и тревоги не оставляли.
-Дети чувствуют себя более уверенно, чем ты!- пристыдил он сам себя.

...Он вспомнил, как много лет назад, они с друзьями пошли в парк кататься на лыжах.

Он поспорил, что съедет с горы, показавшейся ему вначале небольшой.

Но, поднявшись на её вершину, он в нерешительности остановился.

Гора оказалась больше, чем он ожидал.
-Съедет! Забоится!-спорили его друзья между собой.

Съезжать было страшно, а возвращаться неудобно, ведь с ними

были девочки и среди них та, которая ему нравилась больше всех.

Вот и сейчас он испытывал похожее чувство неуверенности, общаясь с

детьми...

-А вы читали поэму Пушкина "Евгений Онегин"?- спросил он, обращаясь больше к девочке.

Это было одно из его любимых произведений.

-Уж если они осилили "Капитанскую дочку", то и с этой поэмой справятся,-

решил он.

-Нет,-ответили дети одновременно.

-Там тоже про любовь, правда, без войны,- добавил он.

-Вы попробуйте прочесть её по- ролям. Павлик за Евгения, а ты, Анечка, за Татьяну.

-А Вам нравится эта поэма?-спросила девочка.

-...Поверьте мне, я так люблю Татьяну,

милую мою!...-вольно процитировал Андрей Петрович классика.

В ответ, девочка ему улыбнулась.

Она улыбнулась ему простой, доброй, искренней и нежной улыбкой.

Он вспомнил, что также ему улыбалась его маленькая дочь, которую он видел в последний раз много лет назад.

-Как она сейчас? С кем? Где живёт? Увижу ли я её когда-нибудь?-с грустью подумал он...

-А Вам жалко Макса?- вдруг тихо спросила его девочка.


-Да! Жалко! Очень!-искренно и честно ответил ей Андрей Петрович, и все страхи как бы разом оставили его...

Андрей с силой оттолкнувшись, понёсся вниз по склону горы, слыша за спиной свист и улюлюкание ребят и возгласы девочек, но
самым важным был для него восхищённый взгляд той, которая нравилась ему больше всех...

     Андрея Петровича как будто прорвало. 
Он стал рассказывать всё о себе и своей жизни притихшим детям. 
Он закончил, все помолчали немного, потом мальчик тихо сказал:- Нам уже пора идти.
-Да, да, конечно,-спохватился Андрей Петрович,- вы позвоните мне, если соберётесь ещё раз прийти. Или приходите так, без звонка и ничего, ничего не надо приносить с собой! 

У самой двери, Павлик вдруг спросил:-Учитель, а роботы могут стать писателями?
-А почему нет!-искренно ответил Андрей Петрович.
-А вы попробуйте,-добавил он на прощание.

  Закрыв за учениками дверь, он вдруг ощутил сильное чувство голода. Он заварил чай и достал последнее, оставшееся у него пирожное, которое приберёг «на потом». 
Сидя за столом, он зажёг свечу и стал наслаждаться бисквитом, глядя на чуть мерцающий её огонёк.

 
-Свеча горела на столе, свеча горела
На озаренный потолок ложились тени
-Скрещенье рук, скрещенье ног,
судьбы скрещенье,-повторил он.


-Вот и наши судьбы скрестились: людей и роботов,-подумал Андрей Петрович.

Целый ворох мыслей кружился у него в голове: вся его жизнь, бедняга Макс, дети-роботы…

Он не заметил как задремал.

Снилось ему, что на него наступает огромный

слон, только хвост и голова у этого слона были дракона, а из пасти извергалось пламя.

-Кто ты такой?!-кричал этот монстр, обращаясь к нему. 

-Ты на что замахнулся?! Против чего ты пошёл?!- ревело чудовище…

Он проснулся. За окном уже брезжил рассвет.

Свеча давно погасла, оставив на столе небольшой кусочек воска. 

-А, ведь, правда,- подумал Андрей Петрович,- кто я такой? 

-Зачем я пошёл против системы? Ведь меня «раздавят» и «мокрого места» не останется?!

-Кто я? «Тварь я дрожащая или право имею?»- размышлял он словами классика. 

-А, ведь ему,-думал он про Достоевского,-было не менее тяжело, даже больше. 

Он тоже пошёл против тогдашней системы и его «раздавили» для общества того времени.

-Кто я!?

-Я царь- я червь- я раб- я Бог

-Я человек!
-Твоё творение я, Создатель!- размышлял он снова и снова.

Он вспомнил заключительный эпизод из фильма
А. Тарковского, где главный герой пытается пронести горящую свечу через грязевую ванну с людьми.

-Может это и моё предназначение?- подумал он.

За себя, он уже не боялся.

За преподавание литературы, пока ещё не разбирают на аминокислоты и за

альтернативную (правдивую) историю тоже.

Но, вот, дети-роботы?!

Что, если их уличат в неположенном занятии и...перепрограммируют?...

Следующие несколько дней прошли тихо и снова в ожидании.

Дети не звонили и не приходили.
Утром очередного дня, его разбудил звонок.

Он несколько мгновений не решался ответить, теряясь в догадках:

-Кто это? 
Дети? 
А, может, служба безопасности? 

Наконец он принял звонок.

-Дорогой учитель,-услышал Андрей Петрович

бодрый голосок Павлика,- извините, что мы не приходили- обязанностей было много. 

Но, мы уже начали читать «Евгения Онегина» как Вы просили. А ещё...мы написали небольшую историю о Вас, ну, после Вашего рассказа о себе.

Вот. 

Из щели аппарата вылез листок с текстом...



 "Он продолжил свой рассказ о потере своего лучшего друга и моменте, который навсегда изменил его жизнь.

Сейчас я хочу поделиться с вами тем, что произошло после того ужасного вечера.
Потеря друга глубоко повлияла на мою жизнь. Мне казалось, что ничто не сможет сгладить боль и пустоту, оставленные его отсутствием. Я искал способы разрядить свою боль и нашел их в неожиданном месте - свечах.

Несколько дней спустя я наткнулся на небольшую белую свечу, стоявшую одна на полке в спальне. Было что-то магическое в том, как она плавно сияла, создавая уют и спокойствие. Я подошел ближе и позволил свету свечи проникнуть в мою душу.

Увидев, как свеча медленно горела, я почувствовал ту самую утешительную теплоту, которую они предоставляют. Боль от потери моего друга не исчезла, но свеча дала мне чувство покоя и спокойствия. Зажигая свечу вечерами и просто созерцая ее пламя, я нашел способ успокоиться и обрести некий душевный покой.

По мере того, как я влюблялся в ритуал зажигания свечи, я начал исследовать разные виды свечей и их значения. Оказалось, что свечи являются символами различных состояний и эмоций. Некоторые свечи способствуют релаксации и медитации, другие помогают снять стресс или притянуть благополучие.
Я начал использовать свечи для создания определенной атмосферы в своем доме - свечи с ароматами лаванды для помощи в расслаблении, свечи с ароматами нежных цветов для создания романтической обстановки.

Свет свечи стал для меня прекрасным способом пребывания в моменте и наслаждения каждым мгновением. Он напомнил мне о том, что жизнь может быть хрупкой и непредсказуемой, и что мы должны ценить каждый день, каждый миг, наслаждаться присутствием тех, кого мы любим.

Таким образом, потеря моего друга привела меня к свечам, которые помогли мне найти себя в этой темноте и пролить свет на мою боль. Возможно, это звучит необычно, но мои свечи стали моими проводниками, моими невидимыми друзьями, которые делятся своим светом и помогают мне двигаться дальше.

И хотя мой друг уже не с нами, я знаю, что его душа живет в каждой свече, которую я зажигаю. Сегодня свеча горела не только для него, но и для всех тех, кого мы потеряли, и они заставляют нас ценить нынешний миг и наполнять его любовью и светом..."

  За некоторыми моментами и погрешностями, это было весьма похожее описание мыслей, чувств и переживаний, переполнявших его после ухода детей. 

Андрей Петрович сел за стол и задумался.

Рождающийся новый день, постепенно наполнял светом его комнату. 

Он ещё раз перечитал текст и, несмотря на то, что это написали роботы, будущее

людей ему уже не представлялось таким безотрадным...

Февраль 2024г. Москва


Рецензии