22. САША

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


СМЕТАНИН САША

Этот мальчик появляется в группе хорошо, если два-три дня в один-два месяца. Естественно, что каждый раз получается, как первый – с Сашиными слезами, мамиными уговорами, воспитательскими плясками, недоумением остальных, уже привыкших к садику детей, нарушением режима всей группы.

Мама никак не может решиться «сдать» своего сыночку в садик.

Воспитатели требуют приводить детей до восьми часов, в восемь начинается зарядка и потом ежеутренняя развивающая игра «Круг», а Сашенька привык спать до девяти. И что же, будить сонного ребёнка, второпях одевать и тащить в сад? А если зима и холод? А если дождь?

И велят не кормить дома, чтобы хорошо завтракал в садике. А вдруг он там не сможет хорошо поесть? Вдруг ему не понравится то, что дали, например, овсяная каша, и сыр он не любит, и чай пьёт только с молоком.

Мама-то ему на завтрак готовит не спеша то, что он хочет: блинчики, оладушки, омлет, творожники, чай с молоком, бутерброд с колбаской.

Как мама узнает, поел ли Сашенька что-нибудь? А вдруг нет? Будет ходить голодный? Или будет от голода давиться нелюбимой кашей? А может, он будет стесняться кушать в присутствии многих незнакомых людей! Дома-то он привык завтракать с мамой, по выходным - с мамой, папой и сестрой.

А здесь шум, гам, много разных детей, вдруг кто-то толкнёт Сашенькину чашку или отнимет у него котлету? Что он будет делать??.

А на прогулке? Мама ведёт пристальное наблюдение за детским садом. Они живут прямо напротив, и эта мама из тех, кто следит за садиком в бинокль. И знает, что прогулка – это мероприятие повышенной опасности.

Участок окружён с двух сторон живой изгородью из подстриженных корявых кустарников. Вдруг кто-нибудь толкнёт Сашу, и он упадёт в кусты и напорется лицом на острую ветку?

И воспитательница не может следить одновременно за всеми детьми.

Если кто-то зайдёт за веранду, то его не видно. А недалеко от задней стены веранды уже и уличный забор. Вдруг какой-нибудь педофил поманит Сашу игрушкой или жвачкой или какой-нибудь маньяк просунет через прутья отравленную конфету? И никто не увидит!

Мама знает - дети на прогулке носятся, как угорелые, вдруг кто-то толкнёт Сашу, он упадёт и ударится головой о край песочницы?

А если будет играть, вдруг у него отнимут формочку/совочек/машинку или швырнут песок в лицо? Разве воспитательница уследит?

А если он захочет писать и постесняется сказать? Описается и будет гулять мокрый? А если зима??.

А спать? Как он сможет заснуть в огромной комнате, где, кроме него ещё двадцать человек, на чужой кровати? Он привык засыпать в своей кроватке, и чтобы мама сидела рядом и рассказывала сказку, и гладила по голове. И не в час, как в садике, а в два.

А в группе, мама знает, есть проблемные дети, вдруг они будут обижать или пугать Сашу?

Да и нормальные, обычные, но бойкие, задиристые, уже хорошо привыкшие к детскому саду, вдруг они будут подавлять Сашу, устраивать дедовщину? Не брать его в игру или отнимать игрушки?

И всё в таком духе.

Воспитатели устали объяснить, что в садик надо или ходить постоянно, или не ходить вообще. Если приводить ребёнка два раза в месяц, и то не каждый, он никогда не привыкнет, и каждое такое посещение, конечно, будет стрессом для него. Это как собаке хвост рубить не за один раз, а время от времени, по кусочку. И маме не надо так паниковать, её тревога передаётся ребёнку, он тоже будет видеть в садике только источник различных опасностей.

Мама охотно подолгу разговаривала с обеими воспитательницами и с Ниной Ивановной, отнимая у них массу времени, соглашалась с их доводами, но всё оставалось по-прежнему.

Она приводила Сашу к половине девятого – «зарядка и занятие ему пока не нужны, вот привыкнет, тогда…», долго стояла с ним в дверях, уговаривая, прощаясь, как на войну, торгуясь и обещая поскорее забрать и моля взглядом занятых воспитательницу и няню подойти, помочь, взять Сашу, уговорить, успокоить, увлечь, заинтересовать.

Сообщала, что он дома поел и подробно рассказывала, что именно, но «пусть он посидит вместе с детками, вдруг что-нибудь захочет съесть, но если не захочет, вы его не заставляйте».

И сидела в раздевалке, прислушиваясь к каждому звуку. Выгнать её было невозможно. А вдруг что случится? День в группе шёл своим чередом, а мама сидела, время от времени приоткрывая дверь и, как ей казалось, незаметно заглядывая в щёлочку. И спрашивала трагическим шёпотом:

- А Саша что-нибудь съел?

- А Саша пописал?

- Ой, я его не вижу! Он где? Что он делает?

- Ой, там мальчик размахивает деталью от конструктора, а Саша совсем рядом! Заберите у мальчика деталь! Скажите, чтобы не размахивал!

- Саша не привык красками рисовать, он любит фломастерами!

Дети выходили в раздевалку, чтобы идти на занятие в актовый или спортивный зал или одеваться на прогулку, Саша видел маму, бросался к ней, и всё начиналось сначала.

Потом она поняла и стала уходить, когда слышала, что дети скоро выйдут в раздевалку. Но караулила на улице за забором. И опять:

- Саша, не ходи за веранду!

При том, что сама с той стороны и стоит.

- Саша, зачем ты снял варежку, подойди к воспитательнице, попроси, чтобы надела, или подойди, я тебе сама надену!

- Анна Яковлевна, Анна Яковлевна, Саше лопатка не досталась! Скажите ему, пусть не плачет, я сейчас ему принесу!

На тихий час его ни разу не оставляли. Мама всегда забирала его сразу после обеда.

После одного-двух таких дней в садике он уходил или на больничный, или просто посидеть дома, прийти в себя после такого стресса. Они исправно платили за сад, приносили справки от врача, сдавали деньги на всё, дарили подарки ко всем праздникам воспитателям, няне и заведующей. Приходили на все утренники. Нарядный Саша сидел с мамой в зрительном зале.

При этом Саша был крупный, красивый, совершенно нормальный, здоровый, развитый мальчик. Но немножко тревожный, боязливый, неуверенный. Что неудивительно при такой маме.

Как-то она принесла в садик справку от врача, сказала, что завтра приведёт Сашу. Рассказала, что муж решительно сказал, что пора Сашу водить в садик на целый день, как всех детей. А она, мама, сможет, наконец, выйти на работу и переключиться на другие проблемы, а то она уже помешалась на Сашиной безопасности.

Но назавтра они не пришли. Мама зашла вечером одна и рассказала, что вчера после того, как отдали справку в садик, они с Сашей пошли гулять в парк, и там на детской площадке он сломал руку. Как? Саша катал машинку по резиновому покрытию, а какой-то мальчик спрыгнул спиной вперёд с какой-то конструкции для лазанья и упал прямо на Сашу. И сломал ему руку.

Вот так. И мама была совсем рядом, и Саша у неё был один, а вот не уследила.

Так что мама с облегчением сказала, что теперь они долго будут на больничном, потом восстанавливать руку, так что в садик они теперь придут уже весной, когда совсем тепло будет и рука полностью вылечится. Хотя весной они собирались переезжать на дачу, до осени. Ну, может, на пару деньков придут в садик, чтобы Саша совсем не отвык…

Вероника Эдуардовна набралась окаянства и сказала маме, что она сама не заинтересована в том, чтобы Саша привык к садику и нормально в него ходил. Мама не хочет его отпустить от себя, делает всё, чтобы сын был беспомощен и полностью зависел от неё.

Может быть, мама не хочет выходить на работу и такой не привыкающий к садику Саша – оправдание её сидения дома.

Может, ребёнок достался так тяжело, что мама панически боится, что с ним что-то случится.

В любом случае, Сашина беспомощность, неуверенность, боязливость – целиком результат маминого поведения.

Может, вам проще вообще не водить его в сад, сидите с ним дома, сами будете спокойнее, и ребёнок тоже. Зачем вам вообще сад?

Мама согласилась.

Да, так и есть. Она панически боится отпустить от себя Сашу. Он младший, поздний ребёнок. Достался тяжело. Старшая дочь уже студентка. Она выросла как-то легко, ходила в садик без проблем, хорошо училась в школе. За неё не было страшно. А вот за Сашу… Может, потому, что, когда родилась дочь, они были молоды и знали, что, если захотят, могут легко родить ещё и одного, и двух, и троих детей. А теперь уже точно знают: Саша – последний их ребёнок. Больше не будет.

И да, на работу она не хочет. Она хочет быть с Сашей двадцать четыре часа в сутки, смотреть, как он растёт, сама его кормить, одевать, читать ему, играть с ним, всему его учить. Насладиться каждым днём его детства. С дочерью такой возможности не было. Да и потребности тоже. Наверное, молодая была…

Тем более, никакой необходимости работать у неё нет, муж прекрасно обеспечивает семью. И тоже обожает Сашу. Но не трясётся так над ним. Мужчина… А вдруг с Сашей что-нибудь случится??.

Но садик всё-таки нужен.

Социализация. Саше ведь надо научиться общаться в коллективе. И главное – занятия. В садике много разнообразных занятий, обязательных и платных, это очень важно, мама сама не сможет ему этого дать. И праздники. Жалко, что Саша пока не может участвовать, только смотрит. А он знает много стихов и хорошо их рассказывает. Только стесняется при посторонних. Ну, ничего, вот на будущий год они постараются ходить уже по-настоящему и тогда…

И они пропали до весны. Другие родители говорили, что встречают их в парке, во дворе, на площадках. С мамой.

И к садику они иногда подходили с мамой во время прогулок, смотрели, как гуляют ребята из группы, как играют вместе с воспитательницей в подвижные игры, носятся, занимаются какими-то своими делами – группками, парами.

А Саша за забором. С мамой.

                09.01.20212

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии