Детектив

Как вам нравится такое нахальство: обычный рабочий, вызванный хозяином квартиры по телефону, чтобы заменить в ванной комнате треснувший рукомойник, не успел выслушать касающуюся его просьбу, как сразу начал задавать странные, бестактные вопросы. Словно возомнил себя сыщиком: 
 – Скажите, где вы были вчера вечером, около половины шестого?
Услышав эти слова, владелец жилища поначалу растерялся, не в силах что-либо возразить сантехнику, нагло вторгавшемуся в его частную жизнь. Незнакомый мужчина лет сорока стоял спиной к раковине с невозмутимым видом, в просаленной спецовке и брюках, с грязными руками, небритый и, похоже, устроил допрос. Он насмотрелся детективов – решил про себя пятидесятилетний Макс, сотрудник солидной кредитной компании, живший в квартире один после развода с супругой. И теперь по какому-то праву узнает у меня конфиденциальную информацию, до которой ему не должно быть никакого дела. Редкое нахальство! Такой случай и представить сложно. Макс был возмущен до глубины души, но быстро справился с волнением и решил поставить неразумного гостя на место:
– Когда вы замените рукомойник, пожалуйста, доложите плитку, где ее отсутствие будет видно. Если сможете. Несколько штук у меня сохранилось от прошлого ремонта. Давайте не будем отвлекаться на посторонние темы, хорошо бы закончить через час, – настраивал он мастера на рабочий лад. 
– Раковину установлю быстро и с плиткой помогу. Но вам нужно ответить на несколько вопросов, интересующих следствие. Так, где вы были вчера в семнадцать тридцать? 
Не дождавшись ответа, ремонтник после паузы бросил на хозяина испытующий взгляд, а затем нагнулся к рукомойнику, обхватил его и сделал попытку приподнять.
– Крепеж мешает, гаечный ключ нужен. – Мужчина притянул к себе большую черную сумку и достал ключ, о котором говорил. – Наш человек видел вас в указанное время рядом с обувным магазином на центральной площади. Будете отрицать?
На этот раз Макс не выдержал и набросился на рабочего с руганью:
– Что за нелепицу вы несете! Перебрали лишнего и решили поиграть в детектива? Если ищете неприятности, я сейчас же позвоню руководству и выскажу свои претензии. Кончайте с рукомойником и убирайтесь отсюда.
По лицу интеллигентного, приученного к сдержанности мужчины было заметно, что терпеть беспардонное отношение к себе он больше не собирается, но сантехник воспринял угрозы сдержанно.
– Начальник прекрасно знает, где и зачем я нахожусь, так что советую не горячиться. Мне или другому сотруднику дать показания вам все равно придется. Обувной магазин, который я упомянул, вчера вечером ограбили, и кое-кто из свидетелей заявил, что случайно видел преступника. Вы очень подходите по описанию. 
В этот момент рабочий попытался просунуть тяжелый гаечный ключ под рукомойник, но Макс остановил его:
– Выйдите из моей квартиры! Руководство сегодня же узнает о вашем поведении. Обещаю, детективом больше работать не будете.
Мужчина хотел возразить, но хозяин квартиры сам быстро уложил неиспользованные инструменты обратно в сумку и вывел наглеца, от которого ждали помощи, за порог. Рукомойник может подождать – успокаивал себя Макс, а другой специалист по ремонту, который явится сюда, не будет задавать унизительные вопросы. С этими мыслями мужчина закрыл входную дверь, выдохнул, затем переместился в гостиную, достал из шкафа початую бутылку виски, налил немного в стакан и выпил, чтобы успокоиться. 
Был выходной день, неудачная попытка обустроить ванную комнату испортила Максу настроение не настолько, чтобы отказаться от намеченной прогулки. Выпив еще полстаканчика, он решил спуститься на улицу и зайти в магазин – купить что-нибудь к ужину. Погода стояла замечательная, тем более идти далеко не требовалась: рядом с жилым домом находился супермаркет, который был предпочтительнее других.
Но в магазине Макс вдруг спохватился: продуктов в холодильнике было достаточно, тратить деньги незачем, и мужчина ограничил выбор овощами, фруктами и куском французского сыра. Увидев, что одна касса свободна, он направился с покупками к молодой светловолосой девушке, одетой в яркую фирменную рубашку с логотипом торгового центра и бейсболку.
– Здравствуйте, – вежливо произнесла сотрудница и стала пробивать расфасованный товар. – Если не ошибаюсь, Макс Дарем?
– Собственной персоной, – с улыбкой ответил покупатель, польщенный тем, что его знают лично.
Ничего странного в этом не было: местный житель, он несколько раз в неделю наведывался в ближайший супермаркет и считал себя постоянным клиентом. Но блондинку, сидевшую за кассой, видел впервые.
– Абрикосы и черешню привезли утром, свежие! Я тоже купила домой, – поделилась хорошей новостью девушка.
Говорить много Максу сейчас не хотелось, но обладательница бейсболки стрельнула глазами и вновь обратилась к нему: 
– Извините, но вынуждена кое о чем вас спросить. В каких отношениях вы состоите с владельцем ломбарда на этой улицы и когда последний раз виделись с ним?
Отличавшийся выдержкой Макс был ошарашен таким развитием событий. Второй раз за день посторонний человек переступает недопустимую грань, имея целью проникнуть на его личную территорию. Все это напоминает дурной сон – подумал мужчина. Но я точно не сплю и в данную минуту вынужден объясняться с кассиром, забывших о своих прямых обязанностях. Что ей от меня нужно?
– Вы хотите узнать о моих отношениях с владельцем ломбарда? Я не ослышался? – сразу взял Макс довольно строгий тон.
– Человека, о котором я упомянула, подозревают в сбыте наркотиков через клиентов ломбарда. По имеющейся у нас информации, в преступную деятельность вовлечен и его сын. Вы дважды заходили в ломбард на прошлой неделе, с какой целью? 
Макс принял решение сразу пойти в наступление и не обращать внимания на въедливые вопросы блондинки.
– Пожалуйста, вызовите ко мне вашего начальника. А будет лучше пообщаться с самим директором магазина.
Настырная особа была готова к этим словам и, продолжая укладывать овощи в целлофановый пакет, спокойно ответила:
  – У вас ко мне претензии? Обычно мы просим покупателей написать отзыв о работе сотрудников магазина в книге жалоб и предложений. Сегодня выходной, директора нет на месте, но если хотите, я приглашу старшего кассира. Но, по-моему, для этого не было повода. 
Объяснять девушке, что лезть в чужую жизнь как минимум бестактно, Макс не собирался, а участие в решении проблемы старшего кассира вряд ли могло дать положительный результат. Он не знал, как поступить, но ругаться в очередной раз однозначно не хотелось. Мужчина просто решил как можно быстрее выйти на улицу и достал деньги.      
– С вас двадцать пять долларов, не забудьте чек, пожалуйста. Завтра в магазин привезут свежие дыни и арбузы, приходите. Кстати, история с владельцем ломбарда весьма щекотливая и требует дальнейшего расследования. Вы можете снять с себя все подозрения, молчание только навредит. Что вас связывает с этим мужчиной? Советую вспомнить подробности визита и рассказать. 
Максу казалось, что он может убить девушку, сидевшую за кассой, но понимал – делу это не поможет. Проблема содержалась не в ней самой, а в чем-то другом, потому что нелепая ситуация с обвинениями, выдвинутыми против него, получила неожиданное развитие, и как выпутаться из нее с минимальными потерями, мужчина не знал и не находил объяснение всему происходящему. Что касается владельца ломбарда, то он действительно был знаком с ним и даже обращался однажды за помощью, когда решил продать антикварную вещь из дома. Ни о каких наркотиках он, разумеется, не слышал, распространением их не занимался. Эта криминальная история с продолжением казалась ему абсурдом, при том что другие люди – относились к ней всерьез. Но больше всего Макса возмущало: почему вопросы, относящиеся к полицейскому расследованию, ему задавали не компетентные в таких делах лица – сантехник, вызванный по телефону, чтобы заменить рукомойник, или девушка-кассир из местного супермаркета. Нужно скорее покончить с этой неразберихой и беспочвенными обвинениями в мой адрес – решительно подумал Макс. Но день, начавшийся анекдотичным образом, был далек от завершения и, как выяснилось, приготовил ему еще немало сюрпризов. 
Чтобы не тратить время, подозреваемый уже по двум делам пересчитал сдачу, уложил покупки в сумку и молча вышел на улицу. Если здесь ко мне относятся враждебно, с подозрением, буду пользоваться услугами другого торгового центра, а самонадеянная девушка в бейсболке меня больше не увидит – твердо решил для себя Макс.
Грандиозных планов на эти выходные у него не было, за исключением свидания с единственной подругой и одновременно любовницей, жившей в нескольких минутах езды. Виолетте было слегка за тридцать, работала она в салоне красоты и охотно поддерживала трепетную связь с рассудительным, а главное – нежадным специалистом по кредитам. Молодая женщина с приятной наружностью и мягким характером, благодаря которому роман и оказался продолжительным. До обговоренной заранее встречи оставалось чуть больше двух часов, и Максу хотелось занять их так, чтобы неприятности, случившиеся за день, сами выветрились из головы. Поблизости от супермаркета находилось уютное кафе с открытой верандой, он решил воспользоваться моментом – в одиночестве выпить коньяку.
Молодой парень за стойкой любезно налил посетителю Мартеля на дно стакана и предложил занять свободный столик. Ни лишних слов, а тем более – грубых обвинений в свой адрес Макс не услышал и испытал по этому поводу бесконечную радость. Так и должно быть – подумал он, это лишний раз доказывает, что утренняя перебранка с рабочим, а затем и с кассиром выпадают из обычного течения жизни, о них нужно скорее забыть. Впредь такого безобразия со мной не случится, я смогу дать отпор любому, кто посягнет…               
Буквально на полуслове внутреннего монолога Макса оборвал узнаваемый голос его давнего приятеля, выросшего на веранде кафе словно из-под земли. Эдвард Томсон – сорокалетний финансист, с которым он был знаком много лет, и обществом которого дорожил.
– Привет, старина, – начал тот, заметив на столике возле Макса стакан со спиртным. – Ты один, с кем я могу выпить, тяжелые времена настали. Пойду, закажу что-нибудь.
Это было лучшим продолжением дня, особенно если учесть искреннее желание Эдварда принять внутрь в компании с Максом несколько капель. Общались приятели чаще по телефону, а тут редкая удача: полупустое кафе и наличие свободного времени. Эдвард подошел к стойке, заказал коньяк, а затем вернулся к столику, где его ждали. Приятель был одет в дорогой серый костюм, рубашку с галстуком и лакированные ботинки. Сколько Макс помнил, он всегда оставлял после себя приятное впечатление, хотя щеголем назвать мужчину было сложно.      
– Что происходит на финансовых рынках? – обратился Макс к Эдварду, зная, что эта тема не оставит его равнодушным.
– Затишье, нефть стоит на месте, йена – тоже. Спекулянты недовольны ситуацией, а мне уже надоели «американские горки». Думаю, ближайшие месяцы роста не будет, как и существенного снижения.
Они выпили по глотку и, не сговариваясь, повернули головы в сторону проходившей мимо кафе ослепительной блондинки.
– Виолетта на тебя не жалуется? – как бы в тему спросил Эдвард.
– Сегодня буду у нее, пусть попробует высказать недовольство. А что у тебя на личном фронте? Все также встречаешься с бывшей коллегой, или любовь по интересам оказалась короткой?
Эдвард не стал распространяться на личную тему, вместо ответа снова глотнул из стакана и пристально посмотрел на приятеля.
– Слушай, старина, я оказался здесь не случайно, как ты понимаешь. Есть вопрос, на который хочется получить исчерпывающий ответ. 
Давние отношения позволяли Максу делиться с Эдвардом самым важным, и он отвечал взаимностью, без утайки рассказывая о своей частной жизни. Но сейчас невозможно было догадаться, что имеет в виду приятель. Выдержав паузу, Эдвард продолжил и при этом сменил привычный шутливый тон на серьезный.
– Как мне недавно сообщили, в твоей компании несколько сотрудников полиция взяла под наблюдение. Речь идет о подделке банковских векселей на круглую сумму. Ты в списке подозреваемых.
У Макса возник комок в горле, брови невольно поднялись кверху.
– Только не делай вид, что впервые об этом слышишь. Дело серьезное, возможно, на днях кого-то арестуют. Но я думаю, прежде всего, о друзьях. Короче, мне предложили вытащить тебя из этой заварухи на определенных условиях. Нужно рассказать все: кто главный, есть ли связи наверху, как долго существует преступная схема. Ты должен сдать абсолютно всех в обмен на свободу, понимаешь? 
Слова Эдварда оказались для Макса ударом ниже пояса. Только что в его адрес прозвучало самое глупое и несправедливое обвинение, ведь оно исходило от близкого человека, на которого он надеялся. Ругаться с ним не имело смысла, для выяснения отношений существовал рабочий, оставивший рукомойник нетронутым, строптивая кассирша из супермаркета, но только не Эдвард. Он должен быть уверен в невиновности Макса, иначе их дружба мало чего стоит.
– Эд, у меня сегодня чудовищный день. С утра обвиняют в каких-то преступлениях, – начал Макс, но даже не смог договорить.
– Ты знаешь, что Виолетта нравилась мне? – вдруг потянуло Эдварда на воспоминания. – Мы были знакомы до тебя. В то время я встречался с парикмахершей, брюнеткой, может, помнишь. Ухаживать за Виолеттой не было возможности, а ты все провернул мастерски. – Приятель вдруг достал сигареты, хотел закурить, но отложил зажигалку в сторону. – Пойми, нужна явка с повинной, и ты выйдешь сухим из воды.   
Эдвард сидел напротив и пристально смотрел на Макса, ожидая какого-то важного решения, смелого однозначного ответа. Коньяк еще оставался, но приятелю хватило одного движения, чтобы покончить с ним.
– Ты должен знать, – растерянно проговорил Макс. – Ни о каких векселях я даже не слышал. Виолетта как-то рассказала в шутку, что ты водил ее в ресторан, но это было прошлым летом, а не до меня. Все вокруг как будто рехнулись! Сегодня меня уже обвинили незнакомые люди в распространении наркотиков, причастности к ограблению магазина. Это полный бред, я не нарушал закон, и ты обязан мне верить.
Эдвард долго молчал в ответ, а затем встал из-за столика, наклонился к Максу и произнес шепотом:
– Извини, старина, не могу оставаться здесь. Думаю, за тобой следят. Я предложил все, что мог – теперь решай сам.
После этих слов он развернулся и быстро вышел из кафе. Через минуту его лакированные ботинки блеснули вдалеке и окончательно исчезли за поворотом. Макс вновь остался наедине с возникшими проблемами, хотя даже не понимал, какое имеет к ним отношение. Кому-то понадобилось спутать мою жизнь, разом сбить все настройки, и вернуться в прежнее состояние, когда происходящее казалось ясным и понятным, нет возможности – думал про себя озадаченный случившимся мужчина. Только Виолетта может исправить ситуацию! Эта восхитительная женщина владеет даром выводить человека из депрессии, не прикладывая особых усилий. Макс решил незамедлительно ехать к ней, словно на прием к зубному врачу, способному избавить от ноющей боли. Как ни странно, встреча с Эдвардом заняла немало времени, ему пришлось купить в ближайшем магазине коробку конфет, бутылку сухого и тут же ловить такси, чтобы успеть на долгожданное свидание.
Ехать было минут пять, ровно столько же Макс ждал машину и наконец сел. Старый «Фиат», таксист – араб лет тридцати, одетый в пеструю рубашку и джинсы, английский с заметным акцентом. По радио транслировали футбольный матч с участием мадридского «Реала» и мюнхенской «Баварии». Водитель и пассажир лихо обменялись прогнозами по поводу итога встречи, затем Макс вынул из кармана десятку, чтобы расплатиться – впереди показался знакомый дом, где жила Виолетта. 
– Автомобиль, угнанный на прошлой неделе, нашли в овраге, думаю, вам будет интересно, – вдруг продолжил общение араб. – Модель довольно дорогая, «Лексус Ис 250». Живого места не осталось после аварии, но отпечатки пальцев нашли. В данный момент проводится экспертиза, если совпадут с вашими, сразу предъявят обвинение.
Макс сунул водителю банкноту, открыл дверку и вышел из такси, не забыв попрощаться с новоявленным детективом. В тот момент он поймал себя на мысли, что воспринял «подробности нового дела» естественно, как будто ждал их, готовясь к неизбежному. Кошмар продолжался. Но решающее слово за Виолеттой! – настраивал себя Макс. Меня может спасти только она – отзывчивая, чуткая любовница, живущая на третьем этаже этого дома. Вот она, знакомая дверь с изысканной кованой отделкой. Кнопку звонка Макс уже нажал, сейчас хозяйка откроет. 
Виолетта появилась на пороге без тени улыбки, с которой ее привыкли видеть. Обыденный наряд тоже казался не самым подходящим для встречи с желанным Максом: бесформенные брюки и темный свитер с горлышком, впрочем, женщина все равно казалась гостю соблазнительной.               
– Зря ты приехал, – с ощутимым укором произнесла любовница.
Слова ее выглядели смертельным приговором, и хотя Макс не находил им разумного объяснения, все равно приготовился к худшему.
– О краже картины знает весь город. Твою фотографию только что показывали по телевизору, объявлена награда за поимку. Как, по-твоему, я должна поступить в этой ситуации?
Наверное, не стоило напоминать Виолетте о сегодняшнем свидании, способном вернуть мужчину к жизни, воскресить, но он сказал то, что считал самым важным – что хочет ее как никогда.
– Ты сумасшедший, – отозвалась любовница. – И был таким во всем, даже в сексе. Но буду честной до конца, мне это нравилось. Скажи, как ты умудрился вынести картину из музея на глазах у охранников?
Значит, кроме мифического ограбления магазина, подделки векселей, попытки сбыта наркотиков и угона ненужного автомобиля сегодня на меня пытаются навесить и похищение картины из музея – невольно крутилось в голове «жертвы обстоятельств». Вот бы еще узнать – из какого именно?   
– Мне тоже всегда нравился секс с тобой. Давай проведем этот вечер вместе, – продолжал Макс соблазнять Виолетту.
Но женщина что-то скрывала, боясь уничтожить его окончательно.   
– Прежде чем ты позвонил в дверь, на улице раздалась полицейская сирена. Затем мне сказали по телефону, что дом окружен, тебе лучше выйти на улицу и сдаться, чтобы предотвратить штурм квартиры. Думаю, ты примешь верное решение…
Уговаривать любовницу было напрасным занятием – ответ прозвучал. Времени на раздумье не требовалось: Макс отдал Виолетте коробку конфет, бутылку сухого, с тоской поблагодарил за нежные отношения и направился к лестнице.
– Прощай, – холодно сказала женщина и закрыла дверь.
Макс терпел поражение на всех фронтах. Но так как покой Виолетты был для него дороже всего, мужчина торопливо вышел из дома и сдался на милость полиции. Подъезд, и правда, оцепили: всюду виднелись вооруженные люди в форме, машины с мигалками.
– Медленно поднимите руки и оставайтесь на месте, – железным голосом приказал офицер, находившийся ближе всех.
Выполнив команду, Макс попытался рассмотреть людей, собравшихся перед домом. Из знакомых был только Эдвард Томсон, но и он почему-то быстро отвел глаза в сторону. Наконец, к подозреваемому подошел офицер и быстрым движением застегнул наручники.
– Вы обвиняетесь в покушении на убийство президента, – сухо произнес коп. – Имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде.
Прежде чем дверки полицейской машины захлопнулись, Макс украдкой взглянул на знакомые окна квартиры, где жила Виолетта. Одна занавеска колыхнулась, но силуэт женщины исчез секундой раньше.
Оказавшись на заднем сиденье пикапа, Макс с удивлением заметил, что офицер намеренно оставил ключ в наручниках. Кому-то хотелось сыграть с ним очередную шутку. И это оставляло шанс на спасение…


Рецензии