Болдинские письма эпатаж

                Болдинские письма (эпатаж).
               
                Посвящается  Г.С. Кирсанову.
               
                Арзамас наш посещали
                Исторические люди -
                говорили, - то, что было,
                предрекали, то, что будет.
                Даже сам могучий классик –
                ужаснулся, - тут ночуя…
                До него великий Пушкин,
                тоже кое-что почуял.
               
                Вот перо летит к бумаге –
                в раздраженье пишет письма…
                И летят, летят
                в овраги
                Желтой осени – той, -
                листья.
               
                Перекрыли все дороги,
                Обложили карантином…
                Ничего не оставалось:
                Дать простор воображенью, -
                Поэтическим картинам
               
               
                Приглядеться к его жизни, -
                призывает краевед. Приглядимся, -
                будь, что будет…
                Разобраться бы не худо –
                то, что было, то что – нет.               

                Страсть – как хочется ругаться,
                Жаль, что здесь журналов нету:
                Полевой, а с ним Булгарин, -
                Долго б помнили поэта.

                Теща снова строит козни.
                Ну – Карга: ни дать, ни взять, -
                что б расплавить "Катерину",
                Бенкендорфу, что ль писать?
 
                Все же в Болдине –
                спокойно.
                Вдохновения – как каши:
                Тут и Моцарт и Сальери,
                Троекуров, -
                с дочкой Машей.

                Милый, милый, - Петр Андреич.
                Затолкался, - хоть коряво:
                В глушь великую заехал, -
                а как выехать – шершаво…
               
                Ах, Наталья Николавна, -
                подозрения напрасны…
                Это после уж напишут,
                что, мол, осень тут
                прекрасна.    
               

                «Нижний больше не оцеплен»,
                но, - в Севаслейке задержали…
                Это нам понятно очень:
                Ведь порядки не меняют –
                и изменятся
                едва ли.
               
                …А рябин тех красных
                гроздья,               
                Птицы уж давно склевали...
                Да и Пушкинскую рощу,   
                Мы – потомки,
                ободрали…

                Ведь для нас писал -
                "великих", -               
                Прочитайте его письма...      
                .........               
               
                Догадаться бы поэту,
                перед кем метал он бисер.
               

Болдинские письма. В основе стихотворения -  темы писем, которые Пушкин писал в Болдине осенью 1830г. См. Пушкин. Письма. Т3. Под редакцией с примечаниями Б.Л. Модзалевского. Репринтное воспроизведение 1928г. Изд. «Книга». М. ( письма №367 – 383).
 а) «…могучий классик…» - Л.Н. Толстой, ночуя в Арзамасе, испытал страх смерти, - так называемый «арзамасский ужас».
 б) «…расплавить Катерину…» - колоссальная бронзовая статуя Екатерины 2-й являлась собственностью деда Н.Н. Гончаровой и хранилась в его имении (была не установлена). Не имея наличных денег для свадьбы, Гончаровы просят Пушкина похлопотать (преувеличивая придворные связи поэта) о разрешении переплавить памятник, чтобы продать металл.
 в) «…в глушь великую заехал, - а как выехать – шершаво» - см. письмо к П.А. Вяземскому (5 ноября 1830г. Болдино) – «Точно еловая шишка в ( ); вошла хорошо, а выдти так и шершаво».
 г) «Пушкинская роща» – сосновая роща, посаженная арзамасскими учащимися в 1899г. (год столетия поэта) по инициативе Ф.И. Владимирского. Согласно преданию, именно на это место совершал прогулки Александр Сергеевич.
 д) «…ободрали…» - роща, - сосновая, поэтому глагол не точен, но не хочу оскорблять слух «рафинированных». В принципе, в старое «доброе» время поставили бы многоточие.
 ж) По поводу слова «эпатаж» в заголовке: по сути, ничего подобного в стихотворении нет; оно «выглядит» скандально по отношению к образу поэта, как он сложился и культивировался в годы советской власти. Этот, во многом ложный взгляд на творчество Александра Сергеевича Пушкина и на факты его биографии, продолжают развивать во многих «уголках» нашего отечества. Пушкин – не «глянец», а гениальный поэт, и это всегда – сложнейшая натура.

Валерий Педин (2007 – 2010 г.г.)


Рецензии
Пушкин – гениальный поэт!

Григорий Аванесов   16.03.2024 15:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.