Болдинские письма эпатаж
Посвящается Г.С. Кирсанову.
Арзамас наш посещали
Исторические люди -
говорили, - то, что было,
предрекали, то, что будет.
Даже сам могучий классик –
ужаснулся, - тут ночуя…
До него великий Пушкин,
тоже кое-что почуял.
Вот перо летит к бумаге –
в раздраженье пишет письма…
И летят, летят
в овраги
Желтой осени – той, -
листья.
Перекрыли все дороги,
Обложили карантином…
Ничего не оставалось:
Дать простор воображенью, -
Поэтическим картинам
Приглядеться к его жизни, -
призывает краевед. Приглядимся, -
будь, что будет…
Разобраться бы не худо –
то, что было, то что – нет.
Страсть – как хочется ругаться,
Жаль, что здесь журналов нету:
Полевой, а с ним Булгарин, -
Долго б помнили поэта.
Теща снова строит козни.
Ну – Карга: ни дать, ни взять, -
что б расплавить "Катерину",
Бенкендорфу, что ль писать?
Все же в Болдине –
спокойно.
Вдохновения – как каши:
Тут и Моцарт и Сальери,
Троекуров, -
с дочкой Машей.
Милый, милый, - Петр Андреич.
Затолкался, - хоть коряво:
В глушь великую заехал, -
а как выехать – шершаво…
Ах, Наталья Николавна, -
подозрения напрасны…
Это после уж напишут,
что, мол, осень тут
прекрасна.
«Нижний больше не оцеплен»,
но, - в Севаслейке задержали…
Это нам понятно очень:
Ведь порядки не меняют –
и изменятся
едва ли.
…А рябин тех красных
гроздья,
Птицы уж давно склевали...
Да и Пушкинскую рощу,
Мы – потомки,
ободрали…
Ведь для нас писал -
"великих", -
Прочитайте его письма...
.........
Догадаться бы поэту,
перед кем метал он бисер.
Болдинские письма. В основе стихотворения - темы писем, которые Пушкин писал в Болдине осенью 1830г. См. Пушкин. Письма. Т3. Под редакцией с примечаниями Б.Л. Модзалевского. Репринтное воспроизведение 1928г. Изд. «Книга». М. ( письма №367 – 383).
а) «…могучий классик…» - Л.Н. Толстой, ночуя в Арзамасе, испытал страх смерти, - так называемый «арзамасский ужас».
б) «…расплавить Катерину…» - колоссальная бронзовая статуя Екатерины 2-й являлась собственностью деда Н.Н. Гончаровой и хранилась в его имении (была не установлена). Не имея наличных денег для свадьбы, Гончаровы просят Пушкина похлопотать (преувеличивая придворные связи поэта) о разрешении переплавить памятник, чтобы продать металл.
в) «…в глушь великую заехал, - а как выехать – шершаво» - см. письмо к П.А. Вяземскому (5 ноября 1830г. Болдино) – «Точно еловая шишка в ( ); вошла хорошо, а выдти так и шершаво».
г) «Пушкинская роща» – сосновая роща, посаженная арзамасскими учащимися в 1899г. (год столетия поэта) по инициативе Ф.И. Владимирского. Согласно преданию, именно на это место совершал прогулки Александр Сергеевич.
д) «…ободрали…» - роща, - сосновая, поэтому глагол не точен, но не хочу оскорблять слух «рафинированных». В принципе, в старое «доброе» время поставили бы многоточие.
ж) По поводу слова «эпатаж» в заголовке: по сути, ничего подобного в стихотворении нет; оно «выглядит» скандально по отношению к образу поэта, как он сложился и культивировался в годы советской власти. Этот, во многом ложный взгляд на творчество Александра Сергеевича Пушкина и на факты его биографии, продолжают развивать во многих «уголках» нашего отечества. Пушкин – не «глянец», а гениальный поэт, и это всегда – сложнейшая натура.
Валерий Педин (2007 – 2010 г.г.)
Свидетельство о публикации №224021300196