Свекор

                Он пришел в этот мир не зря!
        Отец моего свекра, Илья Корнеевич,   был мастером на все руки, мог исполнять любую работу, но  его  душа больше лежала  к печному строительству. Сложенные  им печи были и красивы, и надежны :  много секретов «печного  дела» знал мастер. Сопоставляя рассказы родственников о нем, думаю, самое главное было у него – любовь к своей работе и самоуважение, конечно, после умения мастерски работать с кирпичом и глиной.

    Обладая такими качествами, ни один человек любой профессии не допустит  в своей работе  недоделок, каких-то  ошибок.   В то время  много было печников, но  занимали очередь к нему, добросовестному, талантливому строителю печек, который и выполнял работу  свою  в положенный срок, а не тянул время,  как поступали некоторые  печники, набивая себе цену.

     Трудная работа печника по тому времени оплачивалась хорошо.  Заработки отца  позволяли семье жить безбедно, хотя семья была большая: четверо сыновей и две дочки.  Никогда не экономили на питании, одежду справляли всем  членам семьи красивую и добротную, об этом свидетельствуют старые фото  и  рассказы его детей: Константина Ильича и  Галины Ильиничны. С другими детьми Ильи Корнеевича поговорить о родителях, их жизни не пришлось, хотя мы с мужем были в гостях у дяди Гоши и тети Тамары.  Все  дети: мальчики и девочки - получили неплохое образование,  что дало возможность  в  дальнейшем  быть  востребованными на производстве. Все   члены семьи  Ильи Корнеевича, как и он  сам, были   порядочными, очень уважаемыми, авторитетными людьми. 

       Константин Ильич родился в 1912 году  в Нерчинске, в семье он был вторым ребенком.   После семилетки, получив профессию телеграфиста,  работал на  железнодорожной станции  Укурей. Железная дорога в Забайкалье  быстро развивалась, появлялись новые  железнодорожные станции, связанные   с развитием  промышленности   и транспорта  края.  Для того, чтобы заработали  новые  рудники, станции, нужны были  люди, поэтому  в  Забайкалье  стали прибывать  вербованные  из центральных  районов России. 
      "Поселок Ксеньевка был основан в 1908 году поселенцами, прибывшими сюда на строительство среднего, самого трудного участка Амурской железной дороги. На сотни верст вокруг здесь лежали труднопроходимые болота, и для прокладки трассы сначала требовалось сооружение временных дорог для доставки грунта.

Нередкими были случаи, когда в топях исчезали целые звенья готовых путей. В 1914 году средний участок Амурской железной дороги наконец был готов для пропуска поездов. За год до этого, в 1913 году Ксеньевку посетил известный норвежский путешественник Фритьоф Нансен. В своей книге "В страну будущего" он писал: "Мы остановились на красивой Ксеньевской станции, лежащей на склоне Урюмской долины. Здесь живет до 1500 человек народу; на холме возвышается небольшая церковь, и с этого холма открывается вид на всю долину, до самых окрестных гор".

        Илья  Корнеевич  со своей семьей  переехал   из Нерчинска  на     станцию  Ксеньевская.       Один   из старших сыновей, Константин Ильич,  еще раньше  был переведен  из Укурея  в  Ксеньевскую,  где  до службы в армии  и после  службы в армии  работал  на железнодорожной   станции  телеграфистом. 
   
        Молодой  телеграфист был хорош собою:  выше среднего роста, хорошо сложенный, подстрижен по тогдашней моде.  Особенно  привлекательными были   его внимательные    серые глаза  и  чарующая улыбка. 

         Анна  Федоровна  приехала с родителями, завербованными  для   работы на золотодобывающих  россыпных промыслах в Горбице.     Года через  три  она с родителями переехала    в Ксеньевскую.

        В минуту откровения она мне  рассказывала : «В первый же раз, как увидела Костю, влюбилась и решила – этот парень будет мой!»  Ей было всего пятнадцать лет, а  ее  избраннику  - двадцать пять.  Задорная и очень  веселая  блондинка с  длинной  косой быстро нашла  путь к сердцу   спокойного,  степенного интеллигента - телеграфиста.

           После  свадьбы молодые жили с родителями, и это  было очень удобно для молодой мамаши,  потому что   уже ждала  второе дитя.   Но   в июне 1941 года  началась  Великая Отечественная война.   Константин Ильич уходит на фронт, а дома  в  декабре  рождается сын.

           Водиться с детьми помогала молодой матери золовка, Галина  Ильинична.  Тогда  она еще училась в  средней школе.  Недаром  старшенькая  Альбина  очень была привязана к тете Гале.  А тетя Галя рассказывала:  « В племяннице   я   души не чаяла, такая она была красивенькая, как  куколка;  приодену ее, наряжусь сама, и  идем с ней  в гости  или  просто гулять в парк ».

    Когда  свекор работал на железной дороге, в годы репрессий его арестовали и требовали, чтобы он подписал бумагу на начальника станции, что тот враг народа;   на станции вагон сошел пустой с рельсов,  но Константин Ильич  не подписал эту бумагу, хотя  от него в  НКВД требовали,  стращали арестом.

             С 1941 – 1945 год Константин  Ильич воевал,  защищая Родину от фашистов.                Жена его  всю войну проработала на хлебопекарне, оставляя маленьких детей (один  из которых был еще грудничком)   под присмотром  свекрови и золовки.

           Было очень трудно, но людям помогала  их сплоченность, взаимовыручка.  Трудились не щадя себя.  Тяжесть жизни усугублялась тревогой за родных, воюющих на фронте.
        В комнате у Ильи Корнеевича висела  большая  карта Советского Союза, на которой он ежедневно, послушав последние известия из Москвы по радио, отмечал  карандашом продвижение советских войск.

          Бог миловал, вернулся  фронтовик   домой   живой и невредимый.  Постепенно, обзаведясь семьями,  дочки и сыновья  стали покидать отчий дом. Галина,  выйдя замуж за военного,  уехала с ним  из  Забайкалья.

           С матерью (  Илья Корнеевич в 1943 году ушел из жизни)  осталась жить  в родовом гнезде  Тамара  Ильинична.   Константину Ильичу  выделили  небольшую квартиру  при  общежитии  ПЧ.  Жили бедно, не хватало даже посуды, но не унывали. Через год после войны у них с женой  родилась двойня.  Два  очень худеньких мальчика родились восьмимесячными.   Молока у матери не хватало, потому что  питание было плоховатым.  Детей  поместили в коробку с ватой, чтоб было им тепло. Коробку   поставили  возле печки на табуреты.
 
         Но не смогли сберечь мальчика, который   родился вторым, а  выглядел здоровее, не помогли  даже осмотры,  советы  военных врачей, возвращавшихся с войны.
         После демобилизации Константин Ильич работает  начальником отдела кадров в ПЧ.  С течением времени  жизнь в стране налаживается, улучшается материальное положение жителей на местах.  На  железнодорожные  станции  стали прибывать вагон – лавки, население получило возможность   приобретать  промышленные и продовольственные товары.

        Подрастали дети, улучшились жилищные условия: отец  получил  хорошую квартиру, зарплата  в ПЧ позволила  завести хозяйство. Появилась корова, телята, куры. А летом дети с матерью ходили собирать ягоды, грибы.  Благо, что жили в ягодных местах.  Тайга   одаривала щедро людей  земляникой, жимолостью,  голубикой, брусникой, разнообразными грибами.  В летнее  время  семья заготавливала корм для коровы.

          Хорошим  местом для покосов, если не считать  кочки в некоторых местах,  был Собачкин ключ, а рядом  косили  Троховы.  В годы гражданской войны дед Трохов  был красным партизаном.

       В доме оставалась мать, а двое мальчиков и старшая сестренка иногда с отцом даже оставались на покосе ночевать. Чтобы  обеспечить скот на зиму  сеном, отец  уходил в отпуск.   В самом начале покосной поры  с особой тщательностью  возводился  шалаш.   В землю вбивались две  надежные  рогатины, их соединяла большая слега, на которую, как ребра, устанавливали палки, большие ветки, а потом толстым слоем  укладывали  сено, оставляя  одно отверстие с восточной стороны.     Обязательным атрибутом  на покосе   была   вкопанная большая чурка,  на которой отбивали  литовки,  рядом  еще вкапывали  чурочку, которую использовали  как стул.

        Косили сено вручную литовками, которые отбивали каждый вечер специальными молотками на маленьких наковаленках (бабках). Чтобы  было  удобно  и безопасно отбивать  косу,  конец литовки  держался  на хомутике   вкопанной на расстоянии  палки.   Такую  ювелирную работу доверяли не всем.    Константин Ильич  отличался  аккуратностью и точностью в этом деле, поэтому  отбивать приходилось  всем  тем, кто его просил, даже с других покосов.  Каждая литовка имела свой  номер,  умельцы   обычно  косили «девяткой».

       Летом  заботиться приходилось о заготовке сена, а зимой – забота другая – дрова.   Получив  квитанцию    в лесничестве,  отправлялись на заготовку дров. Тогда  еще не было бензопил в широком использовании, поэтому пилили  деревья вручную, затем обрубали сучья, разрезали ствол дерева на части по  два метра, затем   двухметровки    тащили  на плечах   к штабелю, чтобы  легче  было  загрузить в машину.   

          Эту тяжелую работу Константин  Ильич выполнял с  младшим  сыном Юрием, которому  не  было тогда  еще и четырнадцати лет.   Работали  и в пургу, и  в лютый мороз.  А в Могочинском районе    морозы знатные!  Но  надо было  обеспечивать семью дровами,  поэтому  и    делали   свою  работу, несмотря на погодные условия.   На заготовку дров уходили в лес каждое воскресенье. И так продолжалось  всю зиму,  а весной, когда привозили дрова домой,  снова их пилили  на чурки и кололи, складывали  в  поленницы.   

        В 1953 году Тамара Ильинична с детьми и с мужем, которого перевели  на станцию Амазар в качестве начальника станции, уезжают из Ксеньевской, забрав еще и   мать, Аграфену  Петровну.

    Родной дом,  который благоустраивали   родители,  Илья Корнеевич  и  Аграфена Петровна, продавать не захотели.  Аграфена Петровна, посоветовавшись с  сыновьями и дочками, решила  передать дом  Константину Ильичу, хотя у того  уже была  хорошая квартира (просторная, светлая, теплая), но казенная.

       Аграфена  Петровна   очень хотела сохранить дом   в семье.     Дом, где  ей все было дорого:  и большой огород, и колодец,  и погреб, и  тополь, выросший таким высоким, что его макушка была выше дома.  Жалко было расставаться  и  с небольшим садом, кусты черемухи, боярышника  и дикой яблоньки  по весне радовали своим пышным  нарядом и изумительным ароматом, а  осенью -  обильным урожаем ягод.   
    Да и в доме каждая половица, каждый угол были дороги!
        В  конце 50-ых годов 20 –ого века происходят большие изменения на железной дороге.  В Ксеньевской  сокращается   отделение ПЧ.  Константин Ильич  попадает под сокращение.  Но в это время   входит в эксплуатацию  новое здание  станции  Ксеньевская.  Константина Ильича назначают  начальником  вокзала.  С первых же дней на этой должности он начинает   работу по благоустройству  привокзальной площади.

        Устанавливаются скамейки   по  бокам асфальтированных дорожек,  ведущих к вокзалу, разбиваются клумбы с разнообразными цветами,  высаживаются кусты акации, дикой яблоньки.  За  вокзалом, на пустыре, зазеленели тополиные аллеи.  Это работники  вокзала  вместе со своим руководителем Константином  Ильичом  облагораживали  площадь до самой  поликлиники.

       Даже  до  настоящего времени   (через 50 лет) сохранились  участки аллей тополиных;    а в  одном месте  среди тополей, теперь уже   сильно  разросшихся,  возведена  сцена,    напротив  -  множество скамеек.  Это любимое место отдыха    жителей  станции.  На этой  площадке проходят  торжественные мероприятия. В социальных сетях  часто отражаются  такие мероприятия  именно  на  привокзальной площадке. 

         Так как   раньше  пассажирские  поезда   делали остановки, доходившие до 20 минут, базар  при вокзале  был оправдан.   Пассажиры с удовольствием скупали все, что продавалось.  А  купить  можно было  свежайшие , еще горяченькие, пирожки с различной начинкой,  яйца, топленое молоко, варенец, грузди, грибы, ягоды, картошку  с укропчиком, различное варенье, разнообразное печенье, соленые огурчики,  помидорчики, лук, сало, редис.
 
         Когда  у пассажиров оставалось время, они  гуляли по асфальтированным дорожкам, любуясь красотами природы.  А станция  Ксеньевская расположена  в прекраснейшем месте:  между высоких гор, покрытых  первозданными лесами.

        Уйдя на заслуженный отдых, Константин Ильич нисколько не отдыхал, потому что  не умел сидеть без работы;  сразу же устроился  кочегаром  в детский садик.   А летом, когда не было необходимости в работе кочегара, он исполнял обязанность дворника.   Двор детского садика всегда был ухожен, все  было на своих местах, все отремонтировано, покрашено его руками.  В свободное  от работы время он усаживался на скамеечку  и беседовал с ребятишками.  Дети, как к  воспитателю, бежали к нему со своими проблемами. От него возвращались   спокойные и  с улыбочкой, потому что Константин Ильич умел находить общий язык и со взрослыми, и с детьми. В детсаде он проработал более десяти лет.
 
      Мой свекор, Константин Ильич, был добрейшей души человек! Люди, знавшие его лично, отзываются о нем  хорошо: «…с любой просьбой к нему обратись – всегда поможет, порядочный, чуткий, честный». « С ним приятно было работать,- говорит Нина Л.,-  никогда никаких конфликтов в коллективах, где он работал, не  наблюдалось:  мог ладить с разными людьми.

      Всегда спокойный, с улыбочкой, всегда проявлял неподдельный интерес  к товарищам по  работе.  «Как настроение? Как дома? Как детишки?» -  И все, этого было достаточно, чтоб  человек почувствовал себя нужным, чтоб тоже у него лицо засветилось улыбкой».
       Не забываются беседы с ним!   А  разговаривали мы   на разные темы, когда он приезжал к нам в гости  или  мы гостили у  них.  Интересно было слушать про старину, про  далеких родственников.  Говорили  и о музыке, об артистах.  Он был чутким, искренним, очень добрым, очень  аккуратным     человеком, любящим  во всем  порядок, ценившим  такие же черты  и в других людях. 12.02.2024.  В.А.Товпегина.  К большому сожалению, фото плохо поддалось восстановлению.

      
      
 


Рецензии
Здравствуйте, Валентина!
Приятно читать про хороших людей - они хороший пример как надо жить.
Светлая память дорогим Вашим родным. Честные и умеющие люди всегда независтливы, добры и интересны.
Интересно было читать о Забайкалье - и от своих знакомых, и от здешних авторов его уже немного знаю - как со строительством ж/д возрождались те красивые места.

Спасибо. Понравилось.

С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   20.02.2024 14:03     Заявить о нарушении
Благодарю, Татьяна Борисовна, за добрый отзыв! Действительно, люди, честные и умеющие все делать сами, ни у кого ничего не прося, есть соль земли нашей! Никакая грязь к таким людям, как свекор, не приставала; а добро и свет, распространяющийся от них,порождает тоже добро и свет. Счастливы те, кто в жизни встретился с порядочными, независимыми и независтливыми, добрыми и интересными людьми! С теплом,

Валентина Товпегина   20.02.2024 14:39   Заявить о нарушении