Два мира две литературы, две теории литературы

­­­

Юрий Горбунов

Два мира — два литературоведения: пролетарское и буржуазное

К 90-летней годовщине Первого всесоюзного съезда советских писателей в Москве (17 августа 1934 года). 


На Первом съезде советских писателей.

Бифуркационный взрыв (раздвоение системы) в науке о литературе произошел в начале ХХ века. Это произошло тогда, когда российский пролетариат выступил против буржуазно-дворянской власти. Когда молодой русский пролетарский писатель Максим Горький опубликовал серию статей, в которых он выступил с критикой царизма и дворянской литературы. Когда он, гений русской литературы, заложил основы той теории литературы и той истории всемирной литературы, которые были позднее развитыи названы советскими писателями, поэтами, критиками, литературоведами, искусствоведами — социалистическими. Сегодня мы должны вернуть подлинное название им — общенародные.

Если попробовать восстановить историю рождения общенародного (пролетарского) литературоведения, оно произошло в начале 1930-х годов. Именно накануне и на Первом съезде советских писателей рождалось советская наука о новой ветви мировой художественной культуры человечества - пролетарской, социалистической, советской. Она подрывала монополию буржуазного литературоведения. Огромные силы были сформированы в западных университетах для борьбы с материалистической гуманитарной наукой на всех фронтах холодной войны.

Первым принципом пролетарского литературоведения стало утверждение нового классового подхода к изображению революционной действительности народных масс. Его назвали методом социалистического реализма.

Другие принципы советского литературоведения:

Социалистическая художественная литература - оружие пролетариата в классовой борьбе с буржуазией.

В центре ее стоит главный герой - человек труда, коллективист, революционер. Он осуждает мещанство, традиции частной собственности, понимает необходимость борьбы с мелкобуржуазной психологией. Он безоговорочно поддерживает социалистическую революцию, рабочее и коммунистическое движение.

У пролетарского писателя два источники знаний и опыта: всемирная и русская классическая литература. Они позволяют творческой молодёжи, выходцам из пролетариев и крестьянства в сжатые сроки овладевать литературным мастерством и стать писателями различной величины в зависимости от природного таланта и кругозора.


Социалистический реализм


В чем заключается сущность метода социалистического реализма?

"Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма". - Такое определение социалистического реализма было закреплено в Уставе Союза Писателей СССР, принятом на Первом съезде советских писателей. 

Его основные положения общеизвестны:

— Литература социалистического реализма есть литература мировых масштабов. Она дает картину всего мира. Она зовет человека стать участником великой борьбы за новый ренессанс человечества, за возрождение человечества на новом НЕ частнособственническом фундаменте.

— Литература социалистического реализма есть литература ненависти к гниющему капитализму, который топит человечество в мерзостях и который готовит планетарную катастрофу, если его не остановить, не переделать и не пустить по новым рельсам.

— Литература социалистического реализма есть литература великой любви к страдающему, к борющемуся человечеству, к тем, чьи кости являются сваями нового мировоззрения.

В своем заключительном слове на съезде М. Горький говорил: "Мы сделаем это, если не забудем ..., как огромно значение литературы в нашей стране, какие разнообразно высокие требования предъявлены нам. Мы не забудем этого, если немедля истребим в своей среде все остатки ГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (выделено мною - ЮГ.), — отношений, которые смешно и противно похожи на борьбу московских бояр за местничество — за места в боярской думе и на пирах царя ближе к нему". (Том 27)

Борьба против и за сохранение ГРУППИРОВОК в литературе,  в истории литературы и литературоведении ведётся до настоящего времени. Раньше троцкисты, ныне троцкисты-либералы претендуют на руководящие должности в союзах и советах. Почитайте книги Ивана Дроздова или Шевцова. Они были свидетелями и участниками этой острой борьбы.


Российское литературоведение сегодня

Две параллельно развивающихся ветви всемирного литературоведения: буржуазное и пролетарское (социалистическое) литературоведение.

Обе ветви литературоведения корнями уходят в почву, в которой много веков назад родились древняя философия и эстетика. Корни русского и советского литературоведения пропитаны идеями Пушкина и Белинского, Чернышевского и Л.Н. Толстого, Герцена и Горького.

Революционная русская интеллигенция, начиная с Радищева и Белинского, создала совершенно новую теорию гуманитарных наук, объясняющих, как эти науки могут и должны помочь трудящимися массами усвоить всю культуру, имеющуюся сегодня, и как использовать ее в борьбе трудящихся за власть, за светлое будущее всего человечества.   

В российском буржуазном литературоведении, внедрённом на подачки Сороса, в России, на место марксистского литературоведения поставлено русскоязычное буржуазное литературоведение, которое приказано объявить единственно правильным и «научным» ещё во времена вечно нетрезвого Ельцине. Чтобы замаскировать антикоммунистический характер этой формы "научного" литературоведения, верные соровцы объявили его модернистским, затем постмодернистским.

Как бы они не называли его, оно является составной частью той массовой буржуазной культуры, теорию которой была создана в ХХ веке в западных буржуазных университетах по разнарядке спецслужб.

Как бы не упражнялись соровские грантополучатели, древо мирового литературоведения сегодня поднимает ввысь две крупные ветви. Одна ветвь покрывшаяся наростами от старости - буржуазная наука о литературе. Другая ветвь - социалистическое (пролетарское) литературоведение - поражает молодой зеленью и цветами.

Писатель, историк литературы и литературовед всегда выражает идеологию определенного класса. В буржуазном  государстве - буржуазную, в социалистическом - социалистическую. Однако в том и другом государстве существуют наемные отряды ревизионистов, троцкистов, создающие видимость бесклассовой борьбы за правду и демократию.

И это естественно, потому что литературоведение как и искусство есть мощное орудие пропаганды и агитации. Естественно, что и буржуазная революция и социалистическая революция стремились использовать обе надстройки в агитационных целях.


Пиррова победа

Весь ХХ век и в настоящее время продолжается классовая борьба не только в жизни всего человечества, но и в художественной литературе и в науке о литературе.

Пиррова победа школы буржуазного литературоведения в 90-е не означает ни отмены классовой борьбы в идеологии, ни утраты теории и практики пролетарской литературы. Убить ее не хватит сил ни у какой, даже самой реакционной части буржуазной интеллигенции, включая российскую.

Буржуазное КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ (американское, европейское, троцкистское, российское и т.д.) литературоведение является частью массовой англо-американской культуры.

Социалистическое ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ  литературоведение (советское, русское, еврейское, украинское, китайское, кубинское и т.д.) включает различные националные культурные традиции. Сохранились почти все книги и теоретические труды советских ученых. Они выложены в интернете. Сохранились они в публичных академических и личных библиотеках. Не только в России, но и за ее границами. Кто мешает знакомиться с ними, изучать их?!

Наивно надеятся, что завтра классовая борьба в жизни, литературе и литературоведении затихнет сама собой. Нет! Она будет продолжаться веками. До победы НЕ частнособственнических цивилизаций!


Рецензии