Иисус Христос как Чудотворец

               
Большую проблему для поиска исторического Иисуса всегда  представляли Его чудеса.В первом «Поиске» образ Иисуса стремились отделить от рассказов о чудесах . Но «Иисус без чудес» — это попросту  не исторический Иисус.
С другой стороны, к чему может привести поиск  исторического  «Иисуса с чудесами», если  не совсем ясно, какие чудеса  внести в историческую картину и какую роль они играли в Его служении ?
В последнее время  между большинством ученых существует согласие  относительно того, что при  создании исторического портрета Иисуса чудеса должны занимать важное место.

Во времена Иисуса  были только два доказательства сверхъестественности Его миссии :чудеса и осуществление пророчеств; ученики и последователи Иисуса прибегали к обоим этим способам доказательств.   Уже давно Иисус убедился в том, что пророки писали, имея в виду именно Его. Он видел, как в зеркале, Себя в их древних предсказаниях.

Когда Иисус вернулся в Свой родной Назарет и стал учить в синагоге ( Лука 4:28-30.), Oн прочитал фрагмент из книги пророка Исаии (61:1-2):
 «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы...»

Однако, Иисус не прочитал последней строки Ис. 61:2 - о Божием возмездии и добавил к прочитанному СВОИ слова:
"НЫНЕ исполнилось Писание сие" (4:21). Намек Его прозвучал достаточно ясно: Иисус заявил о Себе как о Мессии.

Что качается чудес, то в ту эпоху они считались  привилегией, которой Бог наделяет избранных Им людей , и являлись непременным  признаком божественности . Реальные истории  со временем обросли массой «подробностей» и наполнились теологическим смыслом и поэтому не могут  считаться достоверными с исторической точки зрения. Однако, не  важно, как современный мир  относится к чудесам Иисуса; главное- это то, как  люди того времени  смотрели на них. И если в ранней церкви  шли споры  о том,кем был Иисус:Учителем, Мессией или Богом во плоти, то никто из Его последователей и критиков  не сомневался в том, что Он исцелял людей и творил чудеса, которые изумляли людей, и об  этом   рассказывают все четыре евангелия.
Присутствие народа, сопровождающего Иисуса, в евангелиях подразумевается постоянно. Основную массу этого народа в основном по-видимому ,составляли больные, одержимые, увечные, нищие, их родные и друзья.
Естественно предположить, что между проповедью Иисуса,  чудесами и толпами народа существовала взаимосвязь. Иными словами, миссия Иисуса включала проповедь и целительство.
Чтобы понять, как связаны чудеса Иисуса с Его учением и задачей, следует  вернуться к Его ответу  на вопрос посланников от Иоанна Крестителя: "Ты ли Тот, кому должно придти?» ( см. http://proza.ru/2024/02/02/1871    ) . 
Отвечая на сомнения Иоанна, Иисус связывает  свои чудеса с пророчеством Исайи и утверждает, что наступило время Божьей власти:
«Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, мёртвые воскресают" (Мф 11:1-6)...  если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие" (Мф 12:28, Лк 11:20)..
Т.е. чудеса Иисуса являются проявлением Царства Божьего на земле. Это "перст Божий" исцеляет слепых, глухих, изгоняет демонов.
Таким образом, в основании чудес, приписанных Иисусу, была предначертанная Программа ,изложенная в изречениях Исаии  которая соответствуют пророчеству о мессианских временах , когда на земле будет установлено Царство Божье (35:5;,61:1,19):
"Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис 61:1).
На почве такого понимания означенных пророчеств создавались и евангельские рассказы о чудесах Иисуса.

Идея Царства Божьего и требования к желающим в него войти составляют основу учения Иисуса. В общих чертах, Он думал, что Царство наступит в близком будущем и что Бог особым образом действует через Него. Можно предположить, что Иисус, как и его последователи, смотрел на Свои чудеса как на свидетельство того, что Он является истинным посланцем Бога или его представителем.

Чудотворения Иисуса, о которых повествуют евангелия, можно разделить на три класса: на чудеса, сотворенные над людьми, и чудеса, сотворенные над внечеловеческой природой, причем чудеса первого класса можно еще подразделить на две группы: на чудеса, сотворенные над больными, и чудеса, сотворенные над мертвецами.

  ЦЕЛИТЕЛЬ  («ТОГДА откроются глаза слепых» )

К первой группе чудес относятся ЧУДЕСНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ , в частности - исцеления слепцов.

Выше уже говорилось о предначертанной пророчествами программе,  изложенной в изречениях Исайи,которая лежит в основании чудес Иисуса:
"Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (35: 5-6).

Возможно, что Иисус понимал произведенные им чудесные исцеления слепцов аллегорически, и это предположение подтверждается тем, что, явясь Павлу (Деян. 26:18), он говорит, что посылает его к язычникам "открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу".
Но синоптики-евангелисты в свои рассказы об исцелении слепцов влагали не только аллегорический смысл. Идея Христа - открывателя духовных очей во времена евангелистов была заслонена чувственным представлением о телесном чуде.

В качестве примера рассмотрим случай исцеления слепорождённого ( Ин 9:1-41)

 Слепорожденный, то есть абсолютно безнадежный слепой, мог быть исцелен лишь соответствующим абсолютным чудом; и эту мысль евангелист влагает даже в уста самому слепому, который после своего исцеления заявлял неверующим иудеям:
"От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному" (9:32).

Далее евангелист отмечает, что внешним наглядным средством для исцеления слепого Иисусу в данном случае служила слюна, но Иисус при этом сначала плюнул на землю, потом сделал "брение из плюновения" и помазал этим "брением" глаза слепому (9:6).  Далее, евангелист, видимо, был убежден, что это "брение" следовало тотчас смыть, дабы слепой мог воспользоваться дарованным ему зрением, поэтому он говорит, что Иисус, помазав брением глаза слепому, велел ему умыться в "купальне Силоам" (9:7) и что слепой, исполнив это повеление, пришел оттуда зрячим, как Нееман, которого пророк Елисей послал искупаться в водах Иордана (4 Цар. 5:10)

Все эти детали, видимо, имеют целью усилить и нагляднее представить эффект и волшебный характер сотворенного Иисусом чуда, а фактический состав последнего устанавливается в рассказе евангелиста путем формального опроса свидетелей-очевидцев . Сначала приводятся толки соседей и других людей, которые видели, что исцеленный нищий был прежде слепым; но эти толки могли показаться простыми догадками, покоящимися на обманчивом наружном сходстве, поэтому далее приводится показание самого исцеленного, который благодетеля своего не знал и потому мог о нем и о сотворенном им чуде свидетельствовать довольно беспристрастно.

Собственные показания исцеленного слепого  заверяют вызванные на допрос родители исцеленного, которые окончательно удостоверяют, что исцеленный сын их действительно родился слепым.

Сам исцеленный продолжал на допросе утверждать, что он чудесно исцелен Иисусом, и, рискуя быть отлученным от синагоги, открыто заявлял, что считает Его посланником Бога, совершившим над ним воистину великое чудо.

Таким образом,Иоанн с одной стороны, подчеркивает  абсолютную реальность сотвренного чуда, , но в то же время он мотивирует сотворенное Иисусом чудо не мольбой слепорожденного о помощи и исцелении, а спорным догматическим вопросом, который возбудили и обсуждали ученики Иисуса:
"кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (9:2).

На этот вопрос учеников Иисус отвечает, что не согрешил ни сам слепой, ни родители его, но что он слеп лишь "для того, чтобы на нем явились дела Божии", то есть чтобы в его исцелении открылось Божие могущество.

             ИСЦЕЛЕНИЕ ХРОМЫХ И РАССЛАБЛЕННЫХ.

Вторую категорию больных, находивших помощь у Иисуса и упомянутых в его ответе Крестителю, составляют хромые (Мф. 11:5). Множество народа,  приходили к Иисусу, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных", и Иисус всех их исцелил, и "народ дивился, видя немых говорящими... хромых ходящими" и так далее. В иных случаях говорится о паралитиках, или "расслабленных" (Мф. 4:24; 8:6; 9:2), то есть о таких больных, у которых мышечная система расслаблена или односторонне парализована.

 Классическим рассказом об исцелении паралитика ( "расслабленного") является в евангелиях рассказ о человеке, которого  принесли к Иисусу распростертым на одре (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26).
Родственники паралитика не смогли пробиться к Иисусу сквозь толпу, поэтому они спускают лежанку с больным через крышу. Затем Иисус , видя их веру,произносит: «Прощаются тебе грехи твои». Больной, однако, продолжает лежать, и «книжникам» приходит на ум мысль: Иисус слишком много на себя берёт и делает заявления безответственные, граничащие с богохульством. ,»прочитав» их мысли, говорит: «Понимаю, вы думаете, что каждый может сказать “прощаются грехи”, но не каждый скажет: “вставай и ходи”. .. тогда смотрите...» Поразительным образом далее произошло исцеление: паралитик поднялся на ноги и смог идти.

Во-вторых, бросается в глаза связь между исцелением и прощением грехов. Иисус исходит из той априорной предпосылки, что свою тяжкую болезнь человек навлёк на себя своими грехами. Эта предпосылка основана на следующем обетовании Торы:

«Если не будешь исполнять все слова Закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твоё необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведёт на тебя все язвы египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге Закона сего, Господь наведёт на тебя...» (Втор 28:58–6)

Все исцеления Иисуса связаны с прощением грехов. Поскольку в иудейской традиции исцеления стабильно связываются с божественным прощением, Иисус вероятно, пришёл в выводу, что его целительские успехи — знак обещанного эсхатологического восстановления и примирения с Богом, знак грядущего и уже наступающего Царства.

Можно предположить, что  в вышеописанных случаях исцеления всего скорее, могли бы быть изъяснены естественным, психологическим путем, через воздействие речей и прикосновения Иисуса в силу доверия  больных к Иисусу - Пророку.

Когда Иисус, отпуская исцеленных, говорил им: «Вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22; Мк.10:52; Лк.17:19; 18:42), — точнее и корректнее Он и не мог выразиться. А вот в Назарете Иисус не мог совершать чудес исцелений (Мф.13:58; Мк.6:5-6) именно потому, что односельчане слишком хорошо помнили Его как вчерашнего плотника , знали его семью и не желая видеть в Нем Пророка и чудотворца, не хотели верить Ему  и отвергли Его.

« Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.»

продолжение следует


Рецензии