Иисус Христос как Чудотворец. продолжение

ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННЫХ («прокаженные очищаются»)

 За хромыми в ответной речи Иисуса Иоанну Крестителю (Мф. 11; 5) следуют прокаженные. Замечание о прокаженных Иисус не мог почерпнуть из пророчества Исаии, ибо здесь говорится только о хромых и слепых и не упоминается о прокаженных.Проказа была страданием злокачественным, заразительным, она требовала полнейшей изоляции больного и фигурироваla как Божие наказание (или Божие испытание,как в истории Иова); исцеление прокаженного признавалось Божией милостью.

Во всех синоптических евангелиях одним из первых больных, обращавшихся к Иисусу за исцелением, является прокаженный (Мф. 8; 2. Мк. 1:40. Лк. 5:12), который, поклонившись Иисусу в ноги, просит исцелить его, выражая убеждение, что Он может очистить его, если только захочет. Иисус, простерши руку и коснувшись его, говорит ему: "хочу, очистись", и больной тотчас очистился от проказы.
В Другом рассказе об исцелении проказы у Луки сразу десять прокаженных исцеляются от присущей Иисусу благодатной силы (17; 11-19).

             Экзорцизм

Изгнание бесов из одержимых — постоянно повторяющийся сюжет в синоптических Евангелиях. Несколько случаев изгнания бесов лишь кратко упомянуты (Мф. 4:24; Мк. 1:34; 3:11; 16:9 Лк. 4:41; 6:18; 7:21), другие описаны подробно.Мф. 17:15)  (Мк. 9:17–18 и др.).Совокупность всех рассказов и упоминаний об изгнании бесов из одержимых заставляет полагать, что это было одним из основных видов чудес, совершавшихся Иисусом на протяжении всего времени Его служения.
Согласно христианскому представлению,злой дух может вселиться в человека и стать его алтер его («вторым я»). Более того, в человека может вселиться сразу несколько или даже множество бесов. Это представление основывается на таких евангельских свидетельствах, как рассказ об изгнании легиона демонов из бесноватого ((Мк 5:1–20)
В тех случаях, когда Иисус действует как  экзорцист, Он освобождает «одержимого» от некоей внешней силы и избавление считается победой над врагом . В других случаях речь идет о болезни в медицинском смысле и об исцелении как о выздоровлении.

Исцеления и изгнания бесов воспринимались  как проявление необычайной силы и власти Иисуса и многих привлекали к нему.
После изгнания беса по окончании проповеди в синагоге ( Мк 1:23-26) "тотчас прошёл слух о Нём повсюду, по всей стране Галилейской" .Толпы народа ( "весь город") сопровождают тех, кто приводит к Нему больных и одержимых.

Во всех библейских пророчествах о Мессии (за исключением Ездры : "Он защитит народ свой и тогда покажет множество чудес" 3 Ездр.13:50 ),нет ни слова о том, что он будет совершать чудеса или изгонять демонов:Мессия, в представлении иудеев первого века, должен уничтожить врагов и стать Царём Израиля. И тем не менее, в народе было убеждение,что Мессия должен также творить сверхъестественные вещи. Иисуса  современники воспринимали  скорее всего , не как «специалиста» по исцелению и изгнанию бесов, но как «власть имущего», чьи необычайные способности могут проявляться в разных сферах  и ситуациях. Люди чувствовали, что между  необычайными способностями и  притязаниеями Иисуса существует определенная связь.
Согласно евангелиям, чудеса показывают, что Иисус говорил и действовал как наделенный божественной властью, и некоторые видели это именно таким образом, хотя другие сомневались. Сам же Иисус не апеллировал к чудесам как подтверждающим его власть, за исключением ответа Иоанну   Крестителю.

Воскрешение мертвых  («Мертвые воскресают»)

Чудеса составляют неотъемлемую часть любого исторического портрета Иисуса. Но это не значит, что любой рассказ о чуде, сохранившийся в преданиях , надо принимать на веру.
Помимо основной части традиции, представленной  исцелениями и изгнаниями бесов,есть и другие истории о чудесах. Эти две группы чудес: воскрешение мертвых и природные чудеса.
Имеют ли эти чудеса историческое значение для поиска исторического Иисуса?
Некоторые ученые считают, что  эти чудеса представляют послепасхальную вставку, усиливающую эсхотологические нотки в ответе Иисуса Крестителю.  В Евангелии Иоанна дается явная отсылка к Воскресению Иисуса.
Рассказ о воскресении дочери Иаира смоделирован  скорее всего, по образцу Ветхозаветной истории Илии и Елисея (3 Цар 17-24;:17; 4 Цар 4:29-37), и эта ассоциация указывает скорее на время до Пасхи.
Можно предположить, что уже в земной жизни Иисус  пользовался земной славой чудотворца, воскрешающего мертвых. Это укладывается в образ воскресшего Илии, с котоорым возможно некоторые отождествляли Иисуса (Мк 6:1-16; 8:27-30) Некоторые аллюзии на историю  Илии и Елисея  звучат возможно, в рассказе Луки о воскрешении сына Наинской вдовы.

Природные чудеса

Основные адресаты действий Иисуса в «природных чудесах» — всегда ученики, тогда как при исцелениях, изгнаниях бесов участники, как правило, не принадлежат  ближнему кругу приверженцев  Иисуса. В этих историях  всегда заметен акцент  на христологию. Этим  вниманием к ученикам  эти истории напоминают  послепасхальные сюжеты , особенно, рассказы о явлениях Христа.

ДРЕВНИЕ ПАРАЛЛЕЛИ.ЧУДЕСА в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Параллели чудесам Исуса искали  как среди иудеев, так и в эллинистическом мире. Чаще всего проводят параллель  с Аполлонием Тианским ( см http://proza.ru/2024/01/30/16    ) Эти  религиозно-исторические сравнения дают немало  исторических деталей, но в них нет общего ключа, помогающего понять и объяснить чудеса Иисуса.

В Ветхом Завете описаны чудеса, сотворённые людьми - пророками Илией и Елисеем , которые, по кр. мере, не уступают чудесам Иисуса
Более того, многие чудеса Иисуса имеют очевидные параллели с чудесами этих пророков, что не говорит об их особой оригинальности.
Вот некоторые из чудес , связанных с Илией:
по слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16); он воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой; pазделял реку Иордан подобно Моисею (4 Цар. 2:8) и т.д.

С именем пророка Елисея, ученика и последователя Илии, также связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына сонамитянки. К известным его чудесам также относятся: умножение елея по просьбе бедной вдовы (4Цар. 4:1-6); умножение хлебного начатка из двадцати ячменных хлебцов и сырых зерен в шелухе для накормления сотни людей. (4Цар. 4:42-44);исцеление Неемана, военачальника царя Сирийского от проказы (4 Цар. 5:14) и др.

В Библии ясно говорится, что чудо — это не свидетельство религиозной истины (Втор. 13:2–4).
Чудеса Илии, Елисея и других пророков нередко имеют своей целью демонстрацию величия Бога, но никогда - собственной силы.
Никогда бы oни не посмели сказать о себе: "Я есмь" или прощать| грехи грешников от своего имени.
Ниже  описаны некоторые чудеса пророков Илии и Елисея и "генетически" связанные  ними евангельские чудеса Христа.

 Чудесное питание Илии ( 3 Книга Царств17:8-16)

" И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию."

 Аналогичные чудеса , связанные с умножением пищи, творил Елисей.
Умножением масла он спасает вдову от заимодавца ( 4 Царств4:1;7 ).Он умножает хлебный начаток, принесенный ему, так что сто человек «насытились и еще осталось, по слову Господню (4 Царств 4::42-44)

 ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ Христом 5000 человек.

Это единственное чудо, о котором рассказывают все четыре Евангелия (Мк 6:32–44/Мф 14:13–21/Лк 9:10–17; Ин 6:1–14)..
"Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около 5000 мужей."

Рассмотрим детали этого грандиозного чуда  в его непосредственной связи с аналогичными чудесами, описанными в Ветхом Завете, которые христиане считают прообразами чудес новозаветных.

Вспомним, что в числе испытаний, которым народ израильский после исхода из Египта был подвергнут во время странствования по пустыне, значится и голодовка, притом не фигуральная, а подлинная . То чудесное насыщение народа, которое совершено было Иеговой в этом случае, принадлежит к числу знаменитейших чудес, имевших место в древнейшей истории евреев. Иегова стал кормить народ сначала суррогатом хлеба - манной, но, когда народ потребовал мясной снеди, он стал посылать ему перепелов. Поэтому из рассказа Моисея (Втор. 18: 15) раввины вывели то заключение, что последний спаситель народа, Мессия, будет тоже одарять народ благами вроде манны небесной.


Рецензии