Автокалендарь. 13 февраля Продал, гадюка...
Вообще говоря, Боб был инженером. Из штата Колорадо семья Итонов переехала в соседний Канзас, где в 1963 году Боб закончил университет по специальности инженер-механик. Выпускника приняли на работу в «Дженерал Моторс», где через 10 лет Итон стал главным инженером нового проекта «Платформа-X». Но не классической, заднеприводной, как прежде – следующее поколение X должно было стать переднеприводным.
Задача для американских инженеров непростая – ведь в Штатах, в отличие от Европы, массово не выпускали таких автомобилей. Но Боб справился блестяще. Начиная с весны 1979 года «Шевроле-Сайтейшн», «Бьюик-Скайларк», «Олдсмобил-Омега» и «Понтиак-Феникс» расходились, как горячие пирожки. За первый год только «Шевроле» удалось продать почти миллион переднеприводных машин, «Сайтейшн» с гордостью называли «самый тщательно испытанный автомобиль в истории марки».
Такой успех созданных Итоном машин не остался незамеченным - в 1982 году Боба назначили вице-президентом всей корпорации «Джи Эм» по перспективному проектированию. И тут случилось неожиданное – от владельцев новых переднеприводных авто посыпался поток жалоб. Оказалось, их задним тормозам присущ врожденный дефект – колеса неожиданно блокировались в самых безобидных ситуациях. В итоге 1417 аварий, 427 пострадавших и 18 погибших.
Скандал разразился невероятный. Говорили, что инженеры знали о проблеме задолго до премьеры машин в 1979-м. Продажи упали катастрофически, не помогали ни отзывы для бесплатного ремонта, ни срочные переделки конструкции тормозов. Так что уже в 1984 году производство «Платформы-X» пришлось свернуть. А Боба… повысили. Правда, из инженерного департамента убрали навсегда - в 1988 году он стал президентом европейского филиала корпорации.
Надо же было такому случиться, чтобы именно на этой должности Итона заметил генеральный директор «Крайслера» Ли Якокка. Опытнейший управленец, которого называли отцом «Мустанга» в 70-х и спасителем «Крайслера» в 80-х, как раз подыскивал себе преемника. И вместо ожидавшегося назначения Боба Лутца выбрал другого Боба.
Итон заступил на должность председателя правления и генерального директора в 1993 году. И сразу же развил бурную деятельность, главной своей задачей считая повышение прибыльности. Но не за счет более совершенных автомобилей, а путем всемерного снижения затрат. Что называется, эффект был велик – вскоре «Крайслер» стал самым прибыльным из американских автоконцернов. Кроме того, Боб постоянно работал с прессой и вообще много говорил – в частности, о «завоевании доверия со стороны работников», «управлении на основе участия» и «командной работе».
Тем временем, чрезмерное сокращение затрат сказалось на надежности и качестве автомобилей, репутация «крайслеров», «плимутов» и «доджей» пошатнулась, а расходы на гарантийный ремонт возросли. Чтобы во второй раз спасти «Крайслер», Якокка, заручившись финансовой поддержкой миллиардера Кирка Киркоряна, попытался вернуться в директорское кресло. Итон, рассуждая о том, что «Крайслеру» будет «трудно угнаться за быстро меняющимся миром, где производство превышает спрос, Интернет и телефон становятся основными системами продаж, разрабатываются гибридные автомобили и машины на топливных элементах», тихой сапой готовил слияние с «Даймлер-Бенцем». В 1998-м Боб продал корпорацию немецкому гиганту и с чувством выполненного долга удалился на покой.
«Если бы я только знал… - горевал Ли Якокка. - Я просто обязан был передать пост Бобу Лутцу…». Американцы называют Итона одним из худших руководителей «Крайслера», да и не только его, потому что «корпорацию разрушило создание DaimlerChrysler». А наш герой тихо живет во Флориде. Он свое дело сделал.
Свидетельство о публикации №224021300711