Ермоген Гермоген патриарх
Служба будущего патриарха началась в Казани, где он был простым священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Его уже тогда считали человеком с большой мудростью, образованным и благочестивым. В 1579 году священник Ермолай стал свидетелем появления Казанской иконы Божией Матери и ему было вручено возложить эту икону перед народом и перенести ее в Никольский храм.
После некоторого времени священник Ермолай принял монашеский постриг и принял имя Ермоген. Вероятно, его монашеское пострижение произошло в Чудовом монастыре. Несколько лет спустя Ермоген был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани и в 1589 году стал митрополитом Казанским. В этой должности он вел миссионерскую работу среди язычников и мусульман, приводя их к православной вере.
Во время его служения в Казани произошло явление Казанской иконы Божией Матери. Даже когда он был священником, Ермоген переносил икону из места ее обретения в церковь святителя Николая. Он сам составил службу Божией Матери к этой иконе и написал о явлении и чудесах, произошедших от нее. Он также со смирением говорит о себе в этом сказании. В 1591 году святитель Ермоген наставлял в христианской вере новообращенных татар в кафедральном соборе.
На 19 января 1592 года святитель Ермоген отправил письмо патриарху Иову, сообщая о том, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, которые погибли за веру и Отечество под Казанью. Он просил установить определенный день в память о воинах. В ответ патриарх прислал указ, предписывающий совершать панихиду по всем православным воинам, погибшим под Казанью и в пределах Казанской митрополии, в субботу после Покрова Пресвятой Богородицы, и вписать их имена в большой синодик, который читается в Неделю Православия.
В 1595 году святителем Ермогеном совершилось обретение и открытие мощей святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал построить новую церковь в Казанском Спасо-Преображенском монастыре на месте, где были погребены святые. Святитель Ермоген пришел в сопровождении духовенства, приказал вскрыть гробы и увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил об этом патриарху и царю. По благословению патриарха Иова и по приказу царя мощи новооткрытых чудотворцев были помещены в новом храме. Сам святитель Ермоген составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он стал патриархом в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор передал святейшему патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца, а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. Согласно старинному обычаю, святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени - вторжением самозванца Лжедмитрия и атакой польского короля Сигизмунда III. В этот период патриарх Ермоген не был один в своих усилиях, его подражали и помогали самоотверженные русские люди. Он отличался особым рвением в противостоянии предателям и врагам Отечества, которые стремились поработить русский народ, внедрить униатство и католичество в России и искоренить Православие.
Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и основал свою базу в Тушине, патриарх Ермоген написал два послания мятежникам. В одном из них он напоминал им о их обетах веры, которые они нарушили, и призывал отказаться от присяги ложно-мнимому царю. Патриарх выразил свою боль и скорбь, обращаясь к мятежникам с просьбой помиловать своих родителей, супругов и детей, а также всех нас. Он призвал изменников познать себя и обратиться, ради Бога и радости своих близких.
В это время в Москве началось голодание. Патриарх приказал келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть монастырские житницы с запасами хлеба для голодающих.
Патриарх Ермоген вдохновил монахов Троице-Сергиевой Лавры на отважную оборону святыни от интервентов. Они осадили Лавру в сентябре 1608 года, но 16-месячная осада была безрезультатной, и интервенты отступили в январе 1610 года. В это время патриарх Ермоген продолжал отправлять послания, чтобы убедить народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, и призывал защищать веру и Отечество.
Позже самозванца, известного как "тушинский вор", постигла гибель от рук своих приближенных 21 декабря 1610 года. Однако Москва оставалась в опасности из-за наличия поляков и предательских бояр, выступавших за Владислава, сына польского короля. Патриарх Ермоген активно противостоял этому, проводя особые церковные службы с просьбой о избрании "русского тела" на царском престоле. Когда бояре требовали, чтобы он написал грамоту к народу с просьбой довериться Сигизмунду, патриарх Ермоген отказался и угрожал им проклятием.
Под его благословением Казанская икона Пресвятой Богородицы была перенесена из Казани в Москву и стала главной святыней во время освободительной войны. Грамоты, рассыланные патриархом Ермогеном, возбуждали русский народ к освобождению Москвы и избранию законного царя.
Москвичи под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского возглавили восстание. В ответ поляки сожгли город и укрылись в Кремле, где заключили патриарха Ермогена под стражу в Чудовом монастыре. Русское ополчение начало осаждать Кремль в Светлый понедельник 1611 года, и осажденные поляки посылали послов с требованием отступления, угрожая смертью патриарху. Но он отвечал, что боится только Бога, и благословил всех русских стоять против захватчиков.
Последнее послание патриарха Ермогена к русскому народу, благословляющее освободительную войну, было написано из заточения. Однако русские воеводы не смогли освободить Кремль и священномученик Ермоген умер от голода и жажды 27 февраля 1612 года. Известие о его смерти сплотило ополченцев, и 6 ноября 1612 года русское воинство окончательно сломило сопротивление поляков.
Святитель Ермоген, стоявший за освобождение России, был похоронен в Чудовом монастыре, а позже его тело было перенесено в Успенский собор Московского Кремля. Святость его подвига и личности была признана позднее, когда его раку вскрыли в 1652 году и обнаружили, что его тело осталось нетленным.
Отзывы современников говорят о выдающемся интеллекте и образованности патриарха Ермогена. Его считали умным и мудрым человеком, глубоко размышляющим. Он был исключительно начитан и хорошо знал Ветхий и Новый Завет, церковные уставы и законы. Ермоген часто проводил время в монастырских библиотеках, особенно в библиотеке Московского Чудова монастыря, где изучал древние рукописи и черпал ценную историческую информацию для создания летописей. Он даже был назван летописцем "Воскресенской летописи" в XVII веке. В своих сочинениях и архипастырских грамотах Ермоген часто ссылался на Священное Писание и использовал примеры из истории, что свидетельствует о его глубоком знании Библии и церковной литературы того времени.
Священник также блестяще выступал как проповедник и учитель. Современники описывали его как мужчину, кто величается «единственным осведомленным о принципах благочести, ведущим безупречный образ жизни, истинным пастырем Христовой овцы и преданным верующим». Во время Смутного времени, когда Россию поразили внутренние беспорядки, ухудшенные польско-литовским нашествием, священник отважно защищал Российское государство и православную веру от латинского влияния, а также сохранял единство нашего Отечества от внутренних и внешних врагов. Его подвиг спасения Родины закончился его мученической смертью, которая перешла в благодатное небесное заступничество за наше Отечество перед Престолом Святой Троицы.
Свидетельство о публикации №224021300741