Разд. 2. Создание и развитие Руси Киевской

                ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУСИ КИЕВСКОЙ.

 2.1. Образование государства Киевская Русь.
 2.2. Теория происхождения термина "Русь".
 2.3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси.
 2.4. Внешняя и внутренняя политика Киевской Руси в Х веке.
 2.5. Введение христианства на Руси и его последствия.
 2.6. Киевское государство при Ярославе Мудром.
 2.7. Культура Киевской Руси.
 2.8. Распад государства Киевская Русь.
 2.9. Борьба с татаро-монгольским нашествием.
 2.10. Историческое значение Киевской Руси.
       
                2.1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ.

         С распадом Антского Союза постепенно начали формироваться новые территориальные объединения восточных слов ян, центрами которых были крупные города.  У полян, живших над средним Днепром, где к нему впадает Десна и перекрещиваются торговые пути - Киев, в словен - Новгород, в кривичей - Смоленск и тому подобное.
        Летопись "Повесть времен" яных лет " считает, что основателем государства полян был князь КИЙ с братьями ЩЕКОМ, ХОРИВОМ и сестрой Лыбидь.  Они построили город, который назвали в честь старшего брата Киевом.  Это произошло между 550 и 600 годами.  Вскоре Киев стал главным торговым, культурным, военным и политическим центром, который подчинил себе соседние и отдаленные племена.  В этот период превосходство в Киевском государстве берет племя русов (росов), проживавших на территории Среднего Приднепровья.

         Основатели Киева - Кий, Щек и сестра их Лыбидь
 
        Впервые название "РОСЬ"упоминается в письменных источниках в сер. УИ В. впоследствии это название начали связывать с Киевщиной.
        В У11-У111 вв. на территории от Каспийского до Азовского морей усилилось Хазарское государство (столица Итиль - на Волге).  Она заставила платить дань раз в год слов”янские племена вятичей, северян, радимичей, а затем и полян.
       На севере у озера Ильмень сложился еще один политический центр с городом Новгород.  Постоянная вражда между князьями ильменских славян привела к разорению края.  Тогда, как гласит летопись, для управления краем они призвали к себе в 862 г. варяжского (норманнского) князя РЮРИКА с братьями Синеусом и Трувором и варяжской дружиной.   В сер. ІХ в. они основали военное государство в Новгороде, который затем будет назван Великим.
       Тогда же в 862 г. два варяжских воеводы АСКОЛЬД и Дир отпросились у Рюрика со своими женами отправиться на юг покорять другие народы и отправились туда уже известным путем „ из варяг в греки”.

 Князь Рюрик и его братья Синеус и  Трувор.
          Они прибыли в Киев, захватили его и начали здесь княжить, освободив всю Полянскую землю от уплаты налога хазарам.
          Некоторые историки считают, что Аскольд и Дир не были варягами, что они - потомки князя Кия, но эту версию разделяют не все.               
           После смерти Рюрика в 879 г. остался малолетний сын Рюрика - Игорь.   Наставником при малолетнем князе стал родственник-князь ОЛЕГ.
          В 882 г. князь Олег во главе дружины вместе с Игорем отправился в
поход на юг.  Они захватили Смоленск, Любеч и подошли к Киеву.   Олег коварно заманил в ловушку Аскольда и дыра и приказал их убить.  Затем захватил город и провозгласил себя князем объединенной Руси, столицей которой избрал Киев.  Себя называл "великий князь русский".  В его княжество входили земли полян, северян, радимичей, древлян, угличан и тиверцев.
          Так, в 882 г. князь Олег объединил два важных государственных и торговых центра - Новгород и Киев, присоединил к ним соседние племена и образовал великую державу восточных слов”ян, которая получила название Киевская РУСЬ.
               
 Киевский князь Олег.

                2.2. ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА "РУСЬ".
       
           Происхождение термина "Русь" издавна вызывало споры среди историков. Эти споры продолжаются до сих пор.  В результате возникли две теории происхождения термина - норманнская и антинорманская.
          "Норманисты „считают, что” русы" - это название варягов, норманнов, который они принесли с собой с берегов Балтийского моря.  Но в Скандинавии - родине варягов нет племени или местности, которые бы имели название „Русь”.
        "Антинорманисты „доказывают, что термин” Русь" - чисто слов*Янского происхождения.  Мы уже упоминали выше, что впервые в письменных источниках название "русь” („рось”) упоминается в произведении готского историка Иордана "История происхождения и чинов готов", написанного в 552 г., где автор рассказывает, как двое росоманов убили Готского князя Германариха.  Термин "русь „тогда произносился , как”рось".
        Земли славянского племени росоманов, скорее всего, находились на южной части слов”янских поселений в бассейне реки Рось (правого притока Днепра) и были рядом с готскими поселениями в Причерноморье, с которыми они общались.
       Иранский географ сэр. IX в. Ибн-Хордадбег подтверждает, "что русы суть племя" я из слов "ян".  Действительно, в сер. ІХ в. племя росоманов начало играть значительную роль на Киевщине.   Постепенно это название перешло на всех полян.  В связи с полянами летопись "Повесть временных лет пишет:”иже ныне зовомая русь".
        Количество варягов, пришедших в Новгород с Рюриком и его братьями, было незначительно по сравнению с местным слов”янским населением.  Постепенно они рассеялись между словами, ассимилировались и их роль в великом государстве Киевская Русь была сведена на нет.  Но Рюрик основал княжескую, а затем царскую династию Рюриковичей, которая доминировала в Киевской Руси, затем в России до 1598 года, когда умер последний из Рюриковичей - сын Ивана Грозного.               
        Одновременно с формированием государственности шло формирование древнерусской народности с единым языком (при наличии племенных диалектов), с единой территорией, с единой культурой и укладом жизни, с единой языковой религией.
 
               2.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
                КИЕВСКОЙ РУСИ.
            
          Главное место в экономике Киевской Руси принадлежало сельскому хозяйству.  Особенно успешно развивалось земледелие.  Природные условия позволяли расширить скотоводство. Домашний скот в то время имел большую ценность.  Значительное место занимали охота, рыболовство, пчеловодство и др.
         Ремесло достигло высокого уровня.  Ремесленники жили в основном в городах. Хорошо были развиты обработка черных и цветных металлов, гончарное производство, стеклодувное, косторезное и другие ремесла.  Слава о
ювелирные изделия вышла далеко за пределы Руси, потому что они были настоящими
художественными шедеврами.               
         Киевская Русь вела значительную торговлю со многими странами Запада и Востока.  Ее купцов знали в Византии и в Скандинавии, в Египте и на Кавказе, в странах Западной Европы и на арабском Востоке.  Торговые отношения регулировались договорами.  Если возникали конфликты, то их решали с помощью военной силы.
         Ремесло и торговля концентрировались в городах, являвшихся экономическими, политическими и культурными центрами.  Среди них выделялись Чернигов, Смоленск, Великий Новгород, Галич и другие.  Но крупнейшим городом не только на Руси, но и во всей Восточной Европе был Киев.  В Х1-ХІІ веках он насчитывал около ста тысяч жителей и количеством населения уступал лишь Константинополю - столице Византийской империи.
        Развитие производственных сил привело к значительным изменениям в социальных отношениях.  Государственная власть находилась в руках феодалов - князя, его дружинников и вассалов.  Верховным владельцем всех древнерусских земель считался киевский князь, который раздавал много земель, иногда вместе с крестьянами, своим приближенным.  За это они должны были вместе со своими женами служить князю.  Но наряду с княжеской властью существовала, как пережиток демократического устройства, власть народных масс в виде вече, с которой князья должны были еще считаться.
      Феодальное жилище строилось на высокой местности вместе с оборонительными сооружениями и являлись неприступными крепостями.  Это был комплекс жилых, хозяйственных и оборонительных сооружений.
       Главным средством обогащения феодалов был сбор дани.  Каждый год князь с дружиной отправлялся в полюдье - собирать дань с зависимых от Киева земель.
        Основная масса населения, несшая на себе бремя феодальных повинностей - члены крестьянской общины, которых в то время называли СМЕРДАМИ.  Смерды должны были платить дань феодалам, выполнять нужные им работы, но лично смерды были свободными людьми.  Феодалы стремились взять из своих подданных как можно больше дани.  Поэтому сплошь и рядом повышали налоги, вводили новые повинности.
          Крестьяне вынуждены были прибегать к ссудам, подписывать специальный договор - КАБАЛУ. Не имея возможности выплатить ссуду, они теряли личную независимость и становились ЗАКУПАМИ (от слова „куча” - ссуда).  Были и, так называемые, рядовичи, попадавшие в зависимость по договору - „рядом”.  Худшим было положение холопов и челяди.  Это были совершенно бесправные люди.  Они не имели никакого своего имущества.  Их можно было продавать, покупать и даже убивать.  Они находились на уровне рабов.  Но рабство на Руси не приобрело таких классических черт, как в Древнем Египте, Риме или Греции.

                2.4. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
                КИЕВСКОЙ РУСИ В Х ВЕКЕ.

        В Х веке идет процесс объединения восточнославянских племен вокруг Киева и растет могущество Руси.               
       Захватив власть в Киеве, князь Олег (882-912 гг.) покорил славянские племена деревлян, радимичей, северян и объединил под своей властью все восточнославянские земли.  Теперь они должны были платить Киеву каждый год дань и поставлять князю войско для походов. 
         Князь Олег ведет войну с хазарами, разрушает их порты на Каспийском море, освобождает от хазарского превосходства слов”ян и заключает с хазарским каганом временный договор.
         В 907 и 911 годах Олег организовал большие походы на Византию.  Во втором походе он орудовал большое войско, которое посадил на 2000 лодок и Днепром и Черным морем добрался до Царьграда.  Опустошил все деревни и города, уничтожил много людей и осадил столицу Византии.  Византийское правительство дало Олегу большой выкуп, подписало договоры с Киевом, по которым обеспечивало русским купцам выгодные условия торговли.  В честь победы, как гласит летопись, он прибил свой щит на воротах Константинополю (Царьграду) – столицы Греческой империи и вернул домой.  Согласно той же летописи, умер Олег от укуса змеи.
   
         Киевский князь Игорь.
               
         Преемником Олега стал князь Игорь (912-945 гг.).  При нем от Киева отделились древляне и уличи.  Силой оружия их привели к повиновению.  В 941 и 944 годах Игорь совершил два новых похода против Византии.  Первый поход был неудачный.  Византийцы сожгли русский флот "греческим огнем" (смесь, которую невозможно было залить водой) и князь подписал с византийским императором невыгодный для Руси договор.  Лучшим были последствия второго похода, по которому был заключен новый договор, подтвердивший экономические статьи предыдущих Олеговых договоров и обеспечивавший Руси опорные пункты на побережье Черного моря.
         В 945 г. князь Игорь отправился с дружиной в полюдье - за данью.  Он потребовал, чтобы древляне заплатили дань дважды. Древляне отказались и убили князя.  Летопись рассказывает, что его привязали к верхушкам двух наклоненных сосен и отпустили их. Князь Игорь разделился на две части.  Это было первое на Руси восстание народа против произвола князей и феодалов.
       После смерти князя Игоря власть перешла к его вдове Ольге (945-957 гг.), которая управляла государством от имени малолетнего сына Святослава Игоревича.  Она жестоко подавила восстание деревлян, сжег их главный город Искоростень.  Затем коварно заманила в Киев древлянских "великих людей" во главе с князем Малом и приказала их убить.  Хотя восстание деревлян было подавлено, но оно заставило княгиню Ольгу упорядочить сбор дани и точно определить размер повинностей своих подчиненных.
       В 955 г. княгиня Ольга лично ездила в Константинополю, где приняла христианство, которое пыталась распространить в Киевской земле.
За это церковь провозгласила ее святой, а народ охарактеризовал княгиню хитрой, жестокой и коварной.
     Киевская княгиня Ольга.

         Сын Игоря и Ольги СВЯТОСЛАВ (957-972 гг.) был больше воином чем политиком.  Собрав большую и сильную жену, он совершил много походов и одержал немало побед.  В 964-966 годах он идет походом на Волжскую Булгарию, разбивает ее.  Затем повернул в сторону Хазарского каганата, полностью разгромив его.  В этом же походе Святослав завоевал вятичей, а также кавказские племена черкесов и осетин.            
        В результате Киевское государство расширилось до Волги, Кавказа и Каспийского моря.
         Разгром Хазарии негативно отразился на судьбе Киевской Руси.  На Русь открылась дорога еще более жестокому врагу - печенегам, кочевникам тюркского происхождения.  С ними киевским князьям пришлось вести долговременные войны.
         В 968 году Святослав Игоревич совершил первый поход на Балканский полуостров против болгар и захватил их города.  В это время печенеги напали на Киев.  Получив об этом известие, князь повернул с дружиной назад и отогнал нападавших. 
          В 970 г. Святослав организует второй поход на Балканы.  Киевскую землю оставил на престарелую княгиню Ольгу и на сыновей.  В Киеве управлял старший сын Ярополк, в Новгороде - Владимир, в древлянской земле - Олег.

       Князь Святослав.               
               
          Пока русичи и болгары уничтожали друг друга, Византия выжидала, сохраняя свои силы.  Когда же победа Святослава стала очевидной, она выступила против него.  Византия не хотела иметь рядом с собой такого могущественного соседа.  Святослав стремился создать Балканы центром своего княжества.
        Решающая битва между византийцами и русами произошла под городом Доростол. Битва была жестокой.  Несмотря на численное превосходство, греки не смогли преодолеть русичей.  Князь Святослав и византийский император начали переговоры, следствием которых был договор не в пользу русов.  Он по сути перечеркивал достижения Руси за весь предыдущий период.  Святослав отказывался от любых претензий на византийские владения.  Византийцы, в свою очередь, обязались пропустить русское войско на север, домой и даже снабдили его продовольствием.  В то же время они предупредили печенегов о возвращении Святослава с небольшой дружиной и огромными сокровищами. 
          Возвращаясь в Киев в 972 г., дружина Святослава попала в ловушку к печенегам у днепровских порогов.  Когда дружинники Святослава отдыхала на острове Хортица, печенеги неожиданно ночью напали на русских воинов.  Князь погиб, его воины были убиты.

                2.5. ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ               
                И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

          После смерти Святослава Киевская Русь впервые столкнулась с таким явлением, как борьба между членами княжеской династии за власть, начавшаяся между сыновьями Святослава.  В этой борьбе Ярополк убил среднего брата Олега.  Через некоторое время из Новгорода пришел Владимир с дружиной, выгнал из Киева Ярополка, а потом убил его и сам сел на великокняжеском престоле.
 
           Киевский князь Владимир.

         ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ (980-1015 гг.) открыл новую эпоху в истории Киевской Руси.               
        Хорошо помня трагическую гибель своего деда князя Игоря, Владимир решил лишить власти местных князей и разместил на наиболее крупных землях страны 12 своих сыновей.  Для защиты границ построил систему укреплений, новые города к югу от Киева.  На Западе захватил ряд приграничных городов-Перемышль, Червен и др., основал город Владимир (Волынский), установил добрососедские отношения с Венгрией, Чехией, Германией.  На востоке покорил вятичей и радимичей, заключил договор с булгарами. Отсюда шла наибольшая угроза со стороны печенегов, которые доходили иногда до Киева.  Для их сдерживания были построены пограничные крепости, которые соединялись между собой огромными валами.
        Укрепление государства Владимир завершает введением и распространением христианства.  Главными причинами этого были политические мотивы-закрепить свою единоличную власть и ликвидировать власть князьков местных племен, а также поднять международный авторитет Киевской Руси.  Языковая религия с ее богатым количеством богов не соответствовала этим требованиям.  Из всех, существующих в то время религий, наиболее благоприятной была христианская религия, которая устанавливала одного бога на небе, а, значит, и одного властителя на земле.
         Владимир женился на сестре византийского императора Анне и крестился по византийско-греческому обряду.  В 988 г. начал вводить по этому обряду христианство на Руси.  Он приказал уничтожить языческих богов-идолов, а население Киева загнать в Днепр и там их окрестили греческие попы.   Население не хотело расставаться со своими богами, поэтому их крестили силой.  Многие бежали от княжеского насилия в леса и степи.  Тогда и развелось на Руси значительное количество разбойников, которых до этого страна не знала.
        Языческие капища сжигали, зато начали сооружать церкви.  Самая большая церковь была построена в Киеве в честь Пресвятой Богородицы.  На ее содержание князь назначил десятую часть своего имущества, поэтому церковь называли „Десятинной”.
        В результате принятия христианства значительно вырос престиж Киевского государства.  Теснее стали связи с другими монархиями.
Распространение христианства привело к объединению Восточно - слов”янских земель вокруг Киева, а главное – христианство укрепило единоличную княжескую власть.
       Из-за близких связей с греками, откуда на Русь пришло христианство, быстро росла культура.  Из Греции приехало много священников, ученых, купцов, ремесленников, которые привезли новые науки и ремесла.  На Руси появились первые школы, первые книги, внедрены были первые деньги.  Культурные богатства Византии и других христианских государств стали близкими для наших предков и стали толчком для дальнейшего развития культуры Киевской Руси.
        Во время княжения Владимира Святославича Киевская Русь достигла величественного могущества и расцвета.  Развивались ремесла, торговля, наука, образование, письменность, появилась переводная литература, начали строить христианские храмы.  Церковь дала ему название "Святой", а народ в своих былинах называл”Владимир - Красное Солнышко".
 
          2.6. КИЕВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ.

      После смерти Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за киевский престол. Его сын Святополк объявил себя князем Киевским и пытался покорить себе других братьев и их земли.  По его приказу был убит один из братьев Борис Ростовский, а затем убили братьев Глеба и Святослава, которые княжили в древлянской земле.  Другие братья испугались террора и не проявили никакой активности.  Только князь Ярослав Новгородский выступил против Святополка.
         В 1016 г. он разбил при Любече войска Святополка и захватил Киев в 1017 г. Князь Святополк обратился за помощью к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму.  С помощью польского войска Ярослав был изгнан из Киева.  Но в 1018-1019 годах он собрал новое войско в Новгороде и отправился в Киев. Святополк был разбит и бежал сначала к печенегам, а затем на запад, где вскоре и погиб.  Народ прозвал его”Святополком Окаянным".
       ЯРОСЛАВ Владимирович (1019-1054 гг.) продолжил политику своего отца и правил государством достаточно умело и мудро, за что его и прозвали „Мудрым”.
       С целью расширения границ государства и повышения его международного авторитета Ярослав заключил ряд династических браков с монархами иностранных государств. Так, одна его дочь вышла замуж за внука польского короля Болеслава Храброго, вторая - за норвежского короля, Анна - за французского короля Генриха и др. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля.
       Ярослав значительно расширил границы своего государства.  На берегу Чудского озера основал город Юрьев.  Ведя борьбу с нападениями печенегов, в 1036 г. его дружина полностью разбила войско печенежское.   После этого враг больше не угрожал русским землям.  На месте битвы по приказу Ярослава был построен величественный Софиевский собор, который сохранился до наших времен и поражает современников.  Ярослава Мудрого после его смерти похоронили в этом соборе.  Его остатки в мраморном саркофаге также сохранились до наших времен.
       Это было время крупнейшего расцвета Киевской Руси. Особенно развивается культура.  Город Киев был расширен и хорошо укреплен.  Его обнесли большим валом.  До города теперь можно было добраться только через определенные ворота.  Остатки одного из них-Золотых ворот сохранились до современности, как образец древней архитектуры.  Тогда же возник Киево-Печерский монастырь, где находилась христианская митрополия, зависимая в то время от Константинопольского патриарха.
        В годы княжения Ярослава Мудрого был разработан первый свод законов раннефеодального государства Киевская Русь - "Русская Правда".  Затем этот свод законов усовершенствовали сыновья Ярослава и он получил название „Правда Ярославичей”.
       Чтобы не было больше кровавой борьбы за киевский престол, Ярослав Мудрый установил принцип, по которому центральная власть переходила к старшему сыну.  Но этот принцип просуществовал недолго.  После смерти Ярослава снова начались ссоры и драки между братьями за киевское княжение.
       В 1068 г. В Киеве произошло восстание против киевского князя Изяслава.  Он оказался неспособным защитить жителей города от нападения печенегов.  Городская беднота и крестьяне, бежавшие в город, спасаясь от кочевников, начали требовать оружие для борьбы с врагом. Князь и бояре отказались, потому что боялись, что это оружие будет направлено против них.  Отказ предоставить для защиты оружие вызвало в городе восстание.  Киевляне выгнали князя, захватили его дворец и имущество, которое разделили между собой.  Но вскоре бояре сумели подавить восстание в Киеве.
 Князь Владимир Мономах.
     В 1113 г. вспыхнуло в Киеве новое восстание.  Киевляне выступили против произвола бояр и купцов-ростовщиков. Те обратились за помощью к Переяславскому князю Владимиру Мономаху.  Как раз в это время умер киевский князь Святополк и Владимира Мономаха пригласили на киевский престол.  На этом троне он находился с 1113 по 1125 год.  Владимир Мономах жестоко подавил восстание киевлян, но частично уменьшил налоги и угнетение феодалов.
 
                2.7. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.
               
          За период существования государства Киевская Русь здесь сформировалась и достигла значительного уровня неповторимая культура.  Она была двух уровней-элитарная (для небольшого круга правящей верхушки) и народная, традиционная.
      При церквях, монастырях открывались школы, где учились дети правящей элиты: князей, бояр, дружинников, священников и тому подобное.  Школы создавались не только для мальчишек, но и для девочек.  Образование было распространено в основном среди господствующего класса, но были также образованы широкие массы населения - ремесленники, купцы и даже крестьяне.  Об этом свидетельствуют найденные археологами многочисленные надписи на отдельных вещах и особенно на берестяных грамотах.  Береста в то время заменяла для простых людей бумагу.
       В 1037 г. была основана первая библиотека в Киеве при Софиевском соборе.  Затем библиотеки начали появляться в других городах Киевской Руси.  Среди книг преобладала переводная литература-произведения греческих философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.  Но большинство составляли религиозные произведения, жития святых.
       В начале Х1 ст. создается и своя национальная литература. Это такие произведения, как ”Слово о законе и благодати", а также ”Похвала кагану Владимиру", автором которых является киевский митрополит Иларион. Распространены были ”жития русских святых, ”Паломник" игумена Даниила. Князь Владимир Мономах, который был достаточно образованным человеком, оставил для потомков свое произведение - ”Поучение детям".
        На Руси возникли исторические летописи. Среди них центральное место принадлежит „Повести временных лет” Киево-Печерского монаха Нестора.  Величайшим  художественным произведением той эпохи является ”Слово о полку Игореве" неизвестного автора.  Считают, что им был один из дружинников князя Игоря, участник похода против половцев хана Кончака.      
         Распространено было устное народное творчество, среди которого выделяются былины о древнерусских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других.  Они передавались из поколения в поколение устно.  К устному народному творчеству также относились песни, сказки, загадки, поговорки и тому подобное, дошедшие до наших времен.  Тогда их исполняли древние бродячие актеры-скоморохи. Любимым героем простого люда была неугомонная и веселая кукла Петруха, которую скоморохи показывали на базарах. 
       Помимо литературы высокого искусства достигла архитектура и изобразительное искусство.  Мозаика и фрески храмов и особенно Софиевского собора в Киеве и сейчас поражают зрителей.
       Значительного уровня достигло прикладное искусство-ювелирное ремесло (чернь, финифть, эмаль, зернь), косторезное, керамическое, в частности изготовление декоративных плиток для оформления интерьеров различных сооружений.  Высокого искусства достигло оформление рукописной книги, которые были действительным произведением древней культуры.
         В то время появились и символы Киевского государства.  Древнейшим гербом Киевской Руси известен нам двузубец князя Святослава Игоревича, который сохранился на печати до наших времен.  После его гибели в 972 г., при Владимире Святославиче гербом стал трезубец. Его изображение мы встречаем на монетах киевских князей, как родовой символ.  Государственные стяги были красного (малинового) цвета – цвета Рюриковичей.  После принятия христианства на них появились изображения крестов или архангелов.  В западных районах Руси на гербах и стягах преобладали синий и желтый цвета - цвета князей Романовичей.

                2.8. РАСПАД ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ.

         После смерти Владимира Мономаха в 1125 г. Киевская Русь еще немного продержалась единым государством при его сыне князе Мстиславе Великом (1125-1132 гг.), а затем начался ее распад.   Потомки Рюрика, не поделив между собой власть, начали распри, драки, войны.  На месте единственного большого и могущественного государства Киевская Русь были созданы княжества: Киевское, Турово-Пинское, Черниговское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское с центром в городе Владимир - на - Клязьме, основанном еще князем Владимиром Великим и многие другие, более мелкие.
     Причинами упадка Киевского государства большинство историков считают следующие: 1) большие просторы Киевской Руси и главное - княжеские междоусобицы, разодравшие государство на лоскуты; 2) нападения степных кочевников (печенегов, половцев, татаро-монголов); 3) упадок экономической жизни из-за войн и утраты торгового пути к Черному морю; 4) смена торговой конъюнктуры.  В связи с крестовыми и торговыми походами Западная Европа начала торговать напрямую с Ближним Востоком, а Киевская держава осталась в стороне вне мировых торговых путей и постепенно теряла мировое значение.
      Впоследствии, возможно, Киевское государство и вышло бы из кризиса, как это было в других государствах.  Однако татаро-монгольское нашествие 1240 года привело к окончательному упадку Киевской Руси.
       Формальным началом феодальной раздробленности стал из " езд князей в г. Любече (1097 г.), который провозгласил: ”Кождо та держит отчину свою”.  По этой декларации, чтобы избежать княжеских междоусобиц, каждый князь должен был владеть только той землей, которая принадлежала его отцу.  Следствием стало то, что в ХІІ-ХІІІ вв. Киевская Русь ПЕРЕСТАЛА существовать, как единое государство.   Раздробленная на отдельные княжества, она стала легкой добычей для кочевых орд и агрессивных соседей.
         В 1169 году Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский захватил Киев и жестоко разрушил его. А в 1240 году татаро-монгольский хан Батый уничтожил его почти полностью. После этого центр объединения русских земель на некоторое время сместился на запад к Волынскому и Галицкому княжествам. 
        С распадом единого государства Киевская Русь по ее отдельным частям в ХІІ-ХІІІ вв. закрепляются новые названия.  Княжества Киевское, Переяславское, Северское, Черниговское получило название Малая РУСЬ.  Княжество Полоцкое и г. Минск-Белая РУСЬ, а княжество Турово-Пинское - Черная РУСЬ.  Впоследствии Черная Русь была поглощена Белой Русью. Княжества Галицкое и Волыно-Владимирское стало называться Красная (Червленая) РУСЬ.  Территория Карпат - Карпатская РУСЬ.
       Когда в Х1У-ХУ вв. сформировалось Московское княжество, туда вошла значительное число северо-восточных земель Киевской Руси. Впоследствии оно превратилось в царство Московское и  его территории начали называть ВЕЛИКАЯ РУСЬ.    

             2.9. БОРЬБА С ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМ НАШЕСТВИЕМ. 
               
        В первой половине ХІІІ в. на землях далекой Азии у реки Амур, вдоль границ Китая кочевали монголо-татарские племена.  Среди них появился талантливый лидер Темучин, который покорил или уничтожил отдельных племенных князей, объединил татарские и монгольские орды в одну Большую Орду и создал могучее войско.
         В 1206 году на курултае (съезде) племенной верхушки Темучин был избран великим ханом с титулом ЧИНГИЗ-ХАН.  За короткое время ему удалось покорить Северный Китай, Сибирь, Корею.  Вскоре в Средней Азии он разбил большое Хорезмское государство, затем покорил Северный Иран и Северный Кавказ, разгромил половецких князей.
          Половецкие князья обратились за помощью к русичам, с которыми раньше воевали.  Русские князья собрали дружины и выступили навстречу монголо-татарам.  31 мая 1223 года у реки КАЛКА (ныне река Кальчик - приток реки Кальмиус на Донбассе) произошла жестокая битва. Действия русских князей были разобщены, каждый из них старался добыть себе славу первым.  Неслаженными были действия  половцев с русскими войсками.  Русские дружины сражались отчаянно, но их союзники - половцы не выдержали натиска монголо-татар и начали покидать поле боя.  Русь потерпела страшное поражение.  Большинство дружинников и русских князей трагически погибли.
          Но победители тогда не пошли дальше на Русь.  Они неожиданно повернули назад в свои бескрайние степи и ушли.               
         Темучин. Чингиз-хан.
       В 1227 году умер Чингиз-хан.  После его смерти началась борьба за центральную власть между его потомками - сыновьями и внуками.  В кровавой борьбе одержал победу внук БАТУ-ХАН. На Руси он получил название ХАН БАТЫЙ.
          В 1237 году Бату-хан отправился завоевывать новые территории на восток, вплоть до «последнего моря», выполняя завещание своего деда.  Монголо-татарское войско оказалось на границах Северо-Восточной Руси.  Ими были разрушены крупные города: Рязань, Москва, Владимир, Суздаль, Тверь, Ярослав, Торжок и другие.  Всюду русичи отчаянно боролись против завоевателей.  Значительное сопротивление оказало население небольшого города Козельска, что на Черниговщине.  Хан Батый назвал его "злым городом".
          В 1239 г. монголо-татарская орда захватила города Южной и Юго-Западной Руси: Чернигов, Глухов, Переяслав.  Зимой 1240 года большие силы врагов перешли Днепр и осадили Киев.  Киевский воевода Дмитрий умело организовал оборону столицы.  Целый месяц киевляне героически защищали город.  Киев был сожжен дотла.  Почти все его защитники погибли, но на милость врага не сдались, потому что знали, что такой милости не будет.
         Подвергнув Киев страшному опустошению, Бату-хан двинулся дальше на Запад. Монголо-татары прошли через Галицко - Волынское княжество, затем
покорили Польшу, Чехию, Венгрию и угрожали Италии, Германии, Франции и другим странам Европы. 
         Но героическая борьба русичей ослабила силу монголо-татаров.  Неожиданно пришло сообщение о победе русичей в 1240 г. над завоевателями-шведами на р. Неве.   Новгородский князь Александр Ярославич за эту победу получил прозвище Невского.  В 1242 году он подтвердил это название, разбив на Чудском озере немецких рыцарей-завоевателей.  Хан Батый не решился оставлять у себя в тылу такую угрозу.  И монголо-татары повернули назад, на восток, оставляя за собой руины и мертвых.
       На Волге хан Батый основал город Сарай, который стал столицей вновь образованного монголо-татарского государства - Золотая ОРДА.  Территории от нижнего Днепра до нижнего Дона и весь юг современной Украины были объединены в один татарский улус под управлением БЕК-ЯРЫК-оглана..
       На целых 240 лет на Руси воцарилось кровавое чужеземное иго, которое надолго задержало ее поступательное развитие.  Оно иссушало даже душу населения некогда могущественной Киевской Руси.  Зато, спасенные героической борьбой русичей, государства Западной Европы далеко пошли вперед в своем развитии.

                2.10. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ.
               
       Киевская Русь имела большое значение не только для украинского народа, но и для соседних народов - русского и белорусского.  Ее можно сравнить с большим стволом дерева, на котором выросли три величественные ветви - государства: Украина, Россия, Беларусь.  А корнем этого дерева являются Восточно-словесные племена.  Киевская Русь стала колыбелью трех братских Восточно-СЛОВ " янских народов-украинского, русского, белорусского, унаследовавших ее величие, ее культуру
       Современные конъюктурные и националистически настроенные историки и политики, выполняющие определенные политические заказы и получая за это определенные вознаграждения, противопоставляют эти народы друг другу. При этом провозглашают исключительность украинского народа относительно русского и белорусского, фальсифицируют историю государства Украина.  Более того, они выступают против общечеловеческой морали и пропагандируют националистические человеконенавистнические идеи, натравливающие один народ на другой.
       Некоторые современные украинские горе-историки считают, что украинская культура самая древняя в мире.  Они уверяют, что древние греки, древние египтяне, шумеры и аккадцы, римляне, древние Индия и Китай и другие народы свою культуру позаимствовали у арийцев – укров, как они называют предков украинского народа.  Древность украинцев они возводят до абсурда. Они "подозревают", что Адам и Ева были украинцами, а герб Украины в виде трезубца упал к ним с неба.
        Национально-озабоченные историки уверяют, что на территории первобытной древнейшей украинской цивилизации возникла высшая раса - арийская и эти наши предки - арии-укры еще в У1 тысячелетии до н. э. расселились практически по всей территории дикарских Европы, Азии и Африки. Укры принесли туда развитую цивилизацию, родили богов и основали религии.  Так, например, основатель буддистской религии принц Гаутама-Будда происходил, якобы, из скифского народа будинов, потомки которых живут и до сих пор на Сумщине и Черниговщине. Само название "Будда" означает не "просветленный", а "человек из рода будинов", то есть современных украинцев.  Зороастр (Заратуштра) также якобы происходит из древних укров.
          Но все это пена на поверхности величественной реки «истории».  В истории человечества уже были идеологи, которые пропагандировали исключительность своих народов и что это,естественно, предоставляло им право властвовать над другими народами. Ведь они являются людьми низшей расы и которых надо превратить в рабов или уничтожить.  Такие идеи пропагандировали англо-саксы во время завоевания колоний, фашистские Германия и Италия в годы Второй мировой войны, а также японские самураи и другие «сверхлюди».  Такие человеконенавистные теории кроме беды и горя ничего другого человечеству не приносят, как представителям «низшей», так и представителям «высшей» расы, а чем они заканчивали хорошо известно.
 
      Государство Киевская Русь имело большое международное значение.  Она была одной из сильнейших и развитых стран Европы.  Ее социально-политический и культурный потенциал признавали все империи того времени.   Самые могущественные короли и императоры Европы считали за честь породниться с правящей династией киевских Рюриковичей.
      Принятие Русью христианства в значительной мере укрепило величие и культуру Киевского государства.  Здесь быстро распространяется письменность, образование, искусство даже среди простого народа.  Величественные архитектурные сооружения, которые устояли до наших времен, своей красотой и совершенством поражают современников.
       Народ государства Киевская Русь защитил европейские государства от нашествия многочисленных кочевников с востока и спас их от страшного монголо-татарского порабощения, предоставив возможность нормально развиваться. Благодаря героической борьбе русичей Западная Европа стала континентом наиболее развитым и передовым среди других континентов мира.
       Упоминание понятия "Оукрайна”впервые зафиксировано в Ипатьевской летописи под 1187 г. Летопись связывает его с именем переяславского князя Владимира Глебовича, который умер, защищая границы края от половцев: „и плакашася по нем вси переяславцы. .., о нем же ОУКРАЙНА много постона".
       Большинство историков считают название "Украина" производным от термина”окраина", как синоним государства и определяет ареал его распространения в пределах Южной Руси, что соответствует территории современной Украины.  Но есть и другие толкования содержания термина „Украина”.  Официально понятие "Украина", как государство, начало употребляться только в сер. ХУІІ в., когда Богдан Хмельницкий в ходе национально-освободительной войны русичей против польских оккупантов отделил от Речи Посполитой три воеводства - Брацлавщину, Черниговщину и Киевщину с территорией Войска Запорожского и назвал образованное государство "ОКРЕМА КРАИНА", т.е. - ОУКРАИНА. Отсюда и произошло название народа -"украинцы"
         В связи с этим возникает интересный вопрос: "а как называло себя местное население ДО этого события?».  М. Аркас в книге «История Украины-Руси», изданной в 1908 г., пишет:  "В Галиции употребляют слово «русский» вместо слова «украинец».  Галичане зовут себя рутенами, руснаками, русинами и русскими так, как и наши украинцы часто зовут себя русскими".
       Недаром основатель теории исключительности истории украинцев М. Грушевский, чтобы все же не покривить душой хоть в названии, называет свое многотомное произведение «История Украины-Руси», позаимствовав название у Аркаса.
        Значительная часть населения Закарпатья, которая считает себя потомками народа Киевской Руси, до настоящего времени называют себя «русинами» и требуют признания этого названия на государственном уровне.  Но современные националистически сознательные власть имущие во главе с президентом В. Ющенко не признают Закарпатской национальности русинов, потому что такой национальности, по их мнению, не существует и упорно называют русинов украинцами и даже угрожают различными карами.   
        Большинство историков обходят стороной вопрос о том, как же называли себя сами люди, проживавшие на территории современной Украины. Но среди них есть мнение, что понятие «украинец», как национальности, впервые начали употреблять со времен национально-освободительной войны сер. ХУІІ в. под руководством Б. Хмельницкого.   Действительно, с созданием украинского государства Богданом Хмельницким русичи, проживавшие в Поднепровье начали себя осознавать как отдельная нация - УКРАИНЦЫ и начали так себя называть.  Но одновременно продолжает существовать и старое название - «РУСЬКИЕ».
        После вхождения территории Украины в состав Российского государства, официально она называлась «Малороссия», а население официально называли малороссами. И только в результате социалистической революции 1917 года было восстановлено государство с названием "Украина", а народ восстановил свое название "украинцы".
         


Рецензии