Глава. 4. Земли Украины под Литвой и Польшей
4.2. Оккупация украинских земель Польшей.
4.3. Колонизация украинских земель. Кревская уния.
4.4. Борьба с Тевтонским орденом.
4.5. Объединение Литвы и Польши. Образование Речи Посполитой.
4.6. Брестская уния и ее последствия.
4.7. Усиление социального угнетения. Крестьянское восстание.
4.8. Магдебургское право и братства в Украине.
4.9. Образование в Украине в ХIY-первой половине ХУII В.
4.10.Распределение украинских земель.
4.11.Крымское ханство.
4.1. ЗАХВАТ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ КНЯЖЕСТВОМ ЛИТОВСКИМ.
Великое княжество Литовское образовалось в XIII в. до этого литвины были раздроблены на шесть отдельных племен, пережив период разложения военной демократии. В борьбе с немецкими завоевателями - крестоносцами Литва объединилась в единое княжество и превратилась в к. ХІІІ в. в сильное государство. Особенно она достигла могущества при князе ГЕДИМИНЕ (1316-1341гг.). С помощью династических браков он присоединил к себе Турово-Пинское княжество, Берестейщину, Волынь.
Один сын Гедимина ЛЮБАРТ в 1340 году стал волынским князем. Второй сын ОЛЬГЕРД (1344-1377 гг.) отличался воинственным характером и в 50-х гг. захватил Чернигово-Северские земли, затем в 1362 г. - Киев, в 1363 г. - Подолье, Переяславщину, где посадил княжить своих сыновей.
Вскоре почти вся территория древнего Киевского государства оказалась в составе Литовского княжества и составляла 9/10 его земель. Следует заметить, что значительная часть киево-русских и белорусских земель вошла в состав Литовского княжества добровольно.
Литовский князь Гедимин. Литовский князь Витовт
Каковы же были причины этой добровольности? Прежде всего это большая веротерпимость литовских князей, большинство которых были православной веры и которые женились на украинских княжнах. Затем-более высокая культура Украины и Белоруссии, что обеспечило Литве быстрый прогресс. Литовцы переняли в украинских землях административную систему, военный опыт.Украинский и белорусский языки стали общегосударственными языками Великого Княжества Литовского. Ими писали указы, литературные произведения. На украинском языке украинский язык был написан "литовские уставы" - свод законов, на украинском языке велось судопроизводство.
Кроме того, население считало, что литовское войско сможет защитить Украину и Белоруссию от монголо-татарской орды. Действительно, в 1362 году литовские вооруженные силы при поддержке местного населения разбили монголо-татар на Синих Водах (приток Южного Буга), а в 1399 году произошла битва литовских, украинских и белорусских войск с татарами под Ворсклой. Объединенные войска снова одержали победу. Путь Золотой Орды к Литовскому княжеству был закрыт.
Владения Литвы постепенно распространились от Балтийского до Черного моря. Во время княжения ВИТОВТА (1392-1430 гг.) усилилась украинская колонизация Черноморского побережья, где строили крепости и каменные замки.
Украинские и белорусские земли в составе Литовского княжества возрождались, усиливались экономически и политически, а население было защищено от страшного врага - монголо-татарской орды.
4.2. ОККУПАЦИЯ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ ПОЛЬШЕЙ.
Польские короли и шляхта опасались усиления Литвы за счет украинских земель. Они считали, что присоединение к Польше Галиции будет ослаблением Литвы. Поэтому в 1340 году польский король Казимир отправился в поход по Галиции. Борьба Литовского княжества против Польши была неудачной и в 1349 г. Галиция вместе с Холмщиной были захвачены и вошли в состав Польского королевства.
Окончательно вся Галиция была включена в Польшу в 1387 г. под властью польских королей оказалась и Западная Волынь. В 1452г.Волынское княжество вообще было ликвидировано.
Таким образом, сближение Галицко-Волынского княжества со странами Западной Европы привело к полному его уничтожению. Началась колонизация украинских земель, унижение достоинства украинского населения и украинской культуры. Польская шляхта на захваченных территориях пытались вытравить православную веру и украинский язык, заменив православную веру на католическую, а язык - на польский. Влияние Польши на земли Западной Украины достаточно заметно до настоящего времени, потому что население, например, и сейчас разговаривает украино-польским языковым суржиком.
4.3. КОЛОНИЗАЦИЯ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ. КРЕВСКАЯ УНИЯ.
Захватив земли Галицко-Волынского княжества, польские короли и их украинские помощники проводят колонизацию этих территорий. Особенно она проявлялась в нетерпимости к православной религии, которую исповедовали украинцы. Королевские администраторы поддерживали только католическую церковь и преследовали православную, давали привилегии католическому мещанству и зажимали возможности жить нормальной жизнью православному священству и православному народу в украинских городах.
Литовский князь Ягайло.
Литовский князь ЯГАЙЛО (1377-1392) пытался укрепить политическую власть Литвы. Однако, Великому княжеству Литовскому угрожали соседи - агрессивный Тевтонский орден немцев-крестоносцев и Московское княжество, которое начало в это время быстро возвышаться. Чтобы укрепить государство, Ягайло женился на польской королеве ЯДВИГЕ.
По этому поводу в 1385 г. в г. КРЕВ была подписана уния (союз), которая получила название КРЕВСКАЯ УНИЯ. По условиям унии Ягайло стал польским королем и одновременно остался великим князем литовским. Литва сохраняла независимость, но польская шляхта усилила в ней свое влияние.
Польская шляхта использовала Кревскую унию, которая была подтверждена в 1413 г., для оккупации украинских земель и угнетения украинских крестьян. Православный украинский господствующий класс утратил свои привилегии, а католический - польский и литовский, наоборот, получил еще большие права.
В 1434 г. в Галиции было отменено древнее украинское право и введена польская администрация и суды, где все дела велись теперь только на польском языке.
4.4. БОРЬБА С ТЕВТОНСКИМ ОРДЕНОМ.
С севера Литовскому государству, как мы уже упоминали, угрожали немецкие рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена. Изгнанные с Ближнего Востока после неудачных крестовых походов, в тринадцатом веке. Здесь ими были захвачены земли славянского племени ПРУССОВ, которых крестоносцы истребили полностью. От этого племени осталось только название территории - Пруссия. На оккупированные славянские земли начали прибывать из Германии новые искатели приключений, жившие за счет ограблений и убийства.
В Х1У веке немцы завоевали литовское племя ЖМУДЬ, которое жило в нижнем течении реки Неман, рядом с пруссами, пытаясь также его истребить. Неоднократно жмудь поднимала восстание против захватчиков. За помощью они обратились к Витовту и другим литовским князьям. Витовт держался двойственной политики в отношении немцев - то вступал с ними в мирные переговоры, то поддерживал восставших жмудинов. Но угроза со стороны Тевтонского ордена захватить Литовское княжество заставили его вместе с Ягайлом открыто выступить против рыцарей.
15 июля 1410 года между деревнями ГРЮНВАЛЬД и ТАННЕНБЕРГ произошла решающая битва. Главную силу объединенного войска составляли украинские, русские, белорусские полки: Киевский, Смоленский, Полоцкий, а также литовские и польские. Вначале успех был на стороне рыцарей, но дело спасла неистовая храбрость славянских воинов. Объединенные войска под командованием Витовта и Ягайла одержали победу. Рыцари потерпели страшное поражение: 40 тысяч убитых и 15 тысяч пленных. В бою погиб и магистр ордена.
Грюнвальдская битва прекратила продвижение на Восток немецких завоевателей. С этого времени Тевтонский орден постепенно пришел в упадок. Одновременно с ним под ударами Московского государства приходит в упадок и второй немецкий орден - Ливонский орден меченосцев.
Таким образом, славяне отбили желание к походам у немецких рыцарей на Восток. На определенное время.
4.5. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИТВЫ И ПОЛЬШИ. ОБРАЗОВАНИЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.
Польские феодалы длительное время добивались более тесного объединения Польши и Литвы, чтобы окончательно занять господствующие экономические и политические позиции в государстве. Литовские феодалы под влиянием неудачи в Ливонской войне пошли на уступки Польше. Таким образом они пытались получить помощь в войне против Московского государства. Только небольшая группа литовских и украинских феодалов отстаивали самостоятельность и независимость Великого Княжества Литовского. Украинские феодалы А.Чарторыйский, К.Острожский, Б.Корецкий, К.Вишневецкий, находясь в оппозиции к польскому королю, руководствовались национальными и религиозными причинами. Однако, под натиском польской и литовской шляхты оппозиция вынуждена была отступить.
1 июля 1569 г. в г. ЛЮБЛИНЕ Литва заключила унию с Польшей. Следствием ЛЮБЛИНСКОЙ УНИИ стало образование Польско - Литовского государства - речи РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. Так официально называлось польско-литовское государство, просуществовавшее с 1569 по 1795 год.
Согласно условиям Люблинской унии белорусские земли оставались под властью автономного княжества Литовского, а Польша присоединила огромные украинские территории ЗАПАДНОЙ РУСИ. Край был поделен на воеводства: Волынское, Брацлавское, Киевское, Черниговское и Подольское. Западноукраинские земли входили в Русское и Белзское воеводства. Таким образом польские феодалы распространили свое господство на большую часть Украины.
Украинскому народу польская оккупация грозила полным национальным уничтожением. Польские магнаты и шляхта жестоко издевались над украинскими (руськими) крестьянами. Польские законы позволяли феодалу наказывать плетьми крестьян. Часто забивали насмерть. Угнетение панской Польши тяготело и над жителями украинских городов. Мещан задавили налогами, которые платили даже за дымоходы и окна в собственных домах.
Вскоре социальное и национальное угнетение украинцев добавилось еще более унизительным - религиозным угнетением.
4.6. БРЕСТСКАЯ УНИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Порабощение Украины шло по линии колонизации со стороны польских магнатов и шляхты, которые захватывали и присваивали украинские земли, эксплуатировали природные богатства Западной Руси. Затем началась денационализация - потеря национальных особенностей украинцев в культуре, языке, искусстве и т.п., а также ополячивание народа - превращение украинского населения в польское.
В государственных учреждениях царил теперь только польский язы., Государственные должности занимала только польская шляхта. Украинские обычаи, нравы, песни, танцы запрещались. Сторонники православной веры преследовались, а вскоре началось насильственное внедрение католической веры.
Под сильным давлением польского короля и польских магнатов в октябре 1596 г. в белорусском городе БРЕСТЕ собрался церковный собор, для обсуждения вопроса об УНИИ на территории Речи Посполитой православной церкви с католической и подчинении Православной Украинской церкви Папе Римскому.
Церковный собор православных иерархов категорически отверг унию. Но нашлись церковные оборотни и предатели православия. Отступников было всего шесть
человек. Вот фамилии этих раскольников украинского православия: Киевский митрополит Михаил Рагоза, Владимирский Игнатий, Луцкий Кирилл, Полоцкий Герман, Холмский Денис и Пинский Иона.
Они покинули православный собор, собрались отдельно и образовали свою БРЕСТСКУЮ УНИЮ, провозгласив признание основных догматов католической церкви при сохранении православных обрядов и богослужении на церковнославянском языке. Раскольники отделили украинскую епархию от святого Патриаршего Константинопольского престола и подчинили ее Папе Римскому.
Церковный православный собор лишил отступников, как было написано в его решении, «любого Архиерейского положения и управления и епископского звания и любого нашего духовного сана».
Брестская уния, образованная несколькими отступниками от православной веры, была строго осуждена всеми православными иерархами.
Но польский король и польское правительство подхватили унию церковных оборотней и предателей, признали ее и объявили ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ для всех православных верующих Речи Посполитой. С этого времени началась еще более страшная колонизация Украины- Западной Руси и упорная борьба между православными и католиками во всех сферах деятельности украинского общества.
Украинская шляхта, принявшая униатство или католицизм, получали польские привилегии и даже польские гербы. Народные массы решительно выступили против униатства и католицизма. Религиозная борьба стала составной частью освободительного движения украинского народа против оккупационной политики польско-литовской Речи Посполитой.
Таким образом, произошел первый раскол в православной церкви на территории Украины - Западной Руси, который был не столько религиозной акцией, но прежде всего - политической, как и все последующие церковные расколы в Украине. Когда-то единая христианская церковь теперь разделилась на католическую, православную и греко-католическую (униатскую). Вскоре от христианской религии отделилась еще одна ветвь - протестантизм. В отличие от предыдущих церковных ветвей православия, протестантская церковь не имеет единого центра управления.
4.7. УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УГНЕТЕНИЯ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ.
В связи с развитием в ХУ1-ХУII веках товарно-денежных отношений феодалы начали переводить натуральные повинности крестьян (оброк) в денежные. Увлекательные крестьянские пахотные земли, они создавали собственные большие хозяйства-фольварки. В то же время усиливалась барщина. Кто-то должен был возделывать господские земли. Сначала барщина составляла один - два дня в неделю. Со временем количество дней все увеличивалось.
В 1557 г. был принят „устав на волоки”. Этот документ не признавал крестьянской земельной собственности и предлагал всюду заводить только барские фольварки.
Польские и литовские правительства начали ЗАКРЕПОЩЕНИЕ украинских и белорусских крестьян. В течение ХУІ в. они издали ряд законов, которые строго запретили крестьянам переходить с места на место без разрешения помещиков. Такими законами были Конституции 1505 и 1543 гг. а также Литовские уставы 1529, 1566, 1588 гг.
Угнетенные украинские народные массы оказали ожесточенное сопротивление усилению крепостничества. Борьба крестьян против феодалов приобретала различные
формы. Крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, сжигали господские имения и фольварки, убивали ненавистных господ и управителей, убегали в необитаемые места, свободные от господ, поднимали восстание.
В 1490 году в Галиции произошло крупное восстание, в котором приняли участие несколько тысяч повстанцев. Руководил восстанием крестьянин МУХА. Восставшие захватили ряд городов, в том числе Снятин и Галич. Польские феодалы, собрав войско, жестоко подавили восстание и покарали руководителей. Но отдельные мятежные вспышки продолжались в конце ХУ-начале ХУ1 веков.
4.8. МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО И БРАТСТВА В УКРАИНЕ.
В результате захвата поляками украинских территорий и введения унии, польский король раздает земли польской шляхте и ополяченным украинским феодалам. В Украину также приглашались венгерские, чешские, немецкие дворяне. В городах торговля и промышленность были захвачены иностранными купцами и ремесленниками.
Большинство городов в Речи Посполитой принадлежало частным лицам: королям, магнатам, самой богатой шляхте. Но развитым крупным городам король предоставлял, так называемое, МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО - местное самоуправление. В городском самоуправлении главную роль играли иностранные католики и окатоличенные украинцы. Православных украинцев не допускали в Городскую Управу, в суд, не принимали в ремесленные цеха, не разрешали даже вести торговлю и покупать дома в городах.
Тогда в украинских городах появилось большое количество украинских оборотней. Началось массовое окатоличивание и ополячивание украинских феодалов, которые ради личной материальной выгоды отказывались от своей религии, от своего народа, от своей культуры и национального украинства вообще. Этот процесс усилился, когда в 1431 г. оборотни получили равные с польской шляхтой права при условии принятия ими католицизма.
Чтобы защитить свои права, украинское православное мещанство объединялось в БРАТСТВА - общества, которое объединялось усилиями православной церкви. Членом братства мог стать каждый человек, который записался в него - мещанин (горожанин), крестьянин, шляхтич. Каждый братчик ежемесячно платил небольшие взносы в братство. Была создана церковная касса, из которой материально помогали тем, кто заболел или попал в затруднительное положение. За этим следили четыре братчика, которые избирались каждый год. Они же созывали и вели общее собрание братства. Каждый братчик должен был точно и добросовестно выполнять свои обязанности. За вину налагали денежное взыскание или арест в церковной колокольне.
Братства строили церкви, открывали гимназии и школы, книжные магазины, первые в Украине типографии. Они распространяли в народе просвещение, науку и культуру. Наибольшую работу проводили братства во Львове, Вильно, Киеве, Луцке. Некоторое время братства играли прогрессивную роль в сохранении национальных традиций. Но с середины ХУ11 века они начали превращаться из прогрессивного в дестабилизирующий фактор.
4.9. ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ В Х1У - первой половине ХУ11 СТОЛЕТИЯ.
Издавна в Украине были небольшие школы при церквях, в которых священники или дьяки учили детей читать, писать, считать. Учебниками были в основном церковные книги - Псалтырь, Часослов. Но этого было мало. Для развития культуры нужны были высшие учебные заведения, которые готовили бы специалистов для управления и хозяйства.
Одна из первых высших школ в Украине была основана в 1580 г. Это Острожская академия. Ее основал в городе Остроге на Волыни князь Константин Острожский - богатейший православный магнат Украины. Он пригласил в Острог ученых из Италии, Греции. В академии обучались славянскому, греческому, латинскому языкам. Кроме того, изучали математику, физику, историю, философию и богословие.
Из академии вышли выдающиеся люди, оставившие определенный след в истории страны. Здесь, например, учился Петр Сагайдачный, который впоследствии стал выдающимся предводителем Войска Запорожского и гетманом реестрового казачества.
К сожалению, Острожская академия просуществовала недолго. После смерти князя Константина Острожского его сын принял католическую веру и академия пришла в упадок.
Кроме Острожской академии в Украине существовали средние школы-гимназии. Они были основаны во Львове, Бресте, Луцке, Владимире, Холме. Наиболее известной была Киевская школа, которую митрополит Петр Могила реорганизовал в коллегию. В 1694 г. она получила права Академии, но официально была признана академией в 1701 году.
Значительную роль в развитии образования в Украине сыграли типографии. До этого книги переписывали от руки. Это был долгий, кропотливый и дорогостоящий процесс. При этом делалось много ошибок. Книги стоили значительные суммы. Их могли покупать только богатые люди.
Первую типографию в Украине основал во Львове ИВАН ФЕДОРОВ (ФЕДОРОВИЧ) (ок. 1525-1583гг.). Сначала он создал типографию в Москве. Но москвичи считали печатание колдовством. Типографию Федорова сожгли, сам он бежал во Львов. Здесь ему удалось открыть новую типографию, где в 1573 г. появилась первая печатная книга „АПОСТОЛ”. Позже Львовское братство купило типографию Федорова, которая за короткое время прославилась по всей Украине. Здесь печатались не только церковные книги, но и школьные учебники («букварь», «хронология»), сборники песен и тому подобное.
Кроме Львовской известными были в Украине типографии князя Острожского в Остроге, Печерской Лавры в Киеве, Монастырская типография в Почаеве.
4.10. РАЗДЕЛЕНИЕ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ.
Вследствие феодальных распрей и завоеваний монголо-татарской орды Киевская Русь, как самостоятельное независимое государство, перестала существовать в XIII веке. Вскоре в Х1У- ХУ1 веках ее южные составные части разделили соседние государства. Началось большое распределение и захват малороссийских (украинских) земель.
В 1380 г. Закарпатская Украина после ожесточенной борьбы за нее между Галицией и Венгрией была завоевана венграми. В Х1У в. Молдавия при поддержке Турции захватила Буковину.
С конца ХУ века свои претензии на белорусские и украинские земли объявляет Московское государство. Мелкие князьки Северщины и Белоруссии еще во времена Витовта много раз обращались к Москве, в поисках у нее у нее поддержки против Литвы. Когда в Литовском княжестве был взят курс на сближение с Польшей, некоторые княжества Черниговщины перешли под московскую руку. С целью укрепления своей власти литовский князь Александр Казимирович женился на дочери московского князя Ивана III. В начале *** В. Черниговские земли окончательно попадают под влияние Москвы. Превосходство Московского княжества признали города Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Любеч и др.
Таким образом, в начале ХУ1 века малороссийские (украинские) земли были разделены между пятью государствами: Черниговщина оказалась под властью Москвы; Волынь, Киевщину, Восточное Подолье захватила ЛИТВА; Галиция, Холмщина, Западная Подолия находились в составе Польши; Закарпатская Украина - в составе Венгрии; Буковина вошла в состав Молдавского княжества.
Следствием неразумной политики украинских (русских) власть имущих господ стало то, что погибло не только некогда могущественное государство - Киевская Русь, но украинские западно-русские земли уже не принадлежали украинцам - русичам. На территории некогда великой Киевской Руси воцарились иностранцы.
4. 11. КРЫМСКОЕ ХАНСТВО.
Крымский полуостров издавна привлекал к себе взгляды разных народов. Здесь существовало Скифское государство с центром Неаполь, Боспорское царство, греческие колонии. Во время расселения славянских народов в У1-У11 веках славяне освоили значительную часть полуострова. Здесь возникают итальянские торговые фактории, которые впоследствии превратились в сильно укрепленные города-крепости греческих и генуэзских купцов.
В XIII в. Крым был захвачен монголо-татарами завоевателями. В конце Х1У века Золотая Орда-государство, созданное Бату-ханом, распалось. На ее территории возникло несколько новых феодальных государств - Орды и ханства. Среди них было Крымское ханство, которое возглавляла династия Гиреев.
Сначала крымские татары пытались захватить Генуэзские колонии в Крыму. Это им оказалось не под силу. Тогда они обратились за помощью к единоверцам-мусульманам - туркам. В 1475 г. турецкое войско захватило купеческие колонии на побережье Крыма (Кафу, Судак и другие). Но после этого Крымское ханство оказалось в вассальной зависимости от Турции-Османской империи. На протяжении долгого времени оно находилось в русле ее внешней политики. Крым стал для Турции плацдармом для нападения на Украину, Польшу, Московскую территорию.
С конца ХУ в. начались постоянные грабительские походы и набеги крымских татар на славянские земли. Вскоре Крымское ханство превратилось в разбойничье государство. В этом государстве ничего не производилось, сельское хозяйство также было не развито. Татарское население жило за счет соседних народов. Поэтому через каждые 6-7 лет (на столько хватало награбленного) крымские ханы организовывали походы на Украину, Польшу, Молдавию, Московию. Турки и татары грабили и жгли города и села, убивали местное население или забирали их в плен. Пленников везли в порты, куда приезжали покупатели живого товара со всех концов света. Центром работорговли стал город-порт Кафа (Феодосия). Государство жило и богатело за счет разбойничьих походов.
Почти вся Южная Украина и часть Центральной были превращены в „Дикое Поле”. Люди здесь не жили, потому что каждую минуту их ждали смерть или плен от татарских набегов. Еще более тяжелой жизнь для украинцев и русичей стала, когда в сер.ХУ1 века в Северном Причерноморье появились перекочевавшие из Поволжья Ногайские орды. Охота на невольников для ногайцев, как и для крымских татар, была главным источником прибыли и богатства. Недаром в Украине их называли "людоловами"(человеко-похитителями).
Речь Посполитая, Московское государство пытались дать отпор губителям и грабителям. В этой отчаянной борьбе принимали участие и западно-русские феодалы, имевшие свои вооруженные отряды. Но основную борьбу с турецко-татарско-ногайской агрессией вели запорожские казаки, которые прославились национально-освободительной борьбой против иностранных завоевателей.
Свидетельство о публикации №224021300828