Гл. 8. Украина под властью России и Австрии в Х1Хв

8.1. Административно-территориальное устройство украинских земель в
    составе иностранных государств.
8.2. Кризис крепостничества и развитие капиталистических отношений.
8.3. Обострение социально-экономических и классовых противоречий в Украине.
8.4. Начальный этап национального возрождения.
8.5. Общественно-политическая жизнь Украины в составе Австро-Венгрии.
8.6. Культура Украины в первой половине XIX в

8. 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
       УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В СОСТАВЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ.

         В XIX в. продолжается усовершенствование административной системы Украины, которая вошла в состав Российской империи.  В 1802 г. вместо большой Малороссийской губернии были созданы две - Черниговская и Полтавская.  Новороссийская губерния была поделена на три губернии - Таврическую, Екатеринославскую и Николаевскую (с 1803 г. Херсонскую).  В 1832 г. было создано Киевское генерал-губернаторство в составе Киевской, Волынской и Подольской губерний.  Через три года Слобожанско-Украинская губерния была реформирована в Харьковскую.
         Таким образом, под российская Украина была поделена на 9 губерний и в таком виде просуществовала до начала ХХ в.
         В состав Австро-Венгерской империи вошли западноукраинские земли - Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье.  Все они относились к разным административным единицам. Закарпатье - часть венгерского королевства, Буковина имела статус отдельной провинции, Галиция составляла большую часть, так называемого, Королевства Галиции и Лодомерии вместе с польскими землями.
       Этнические различия на украинских землях Австро-Венгрии совпадали с социальными.  Правящим классом в Галиции была польская шляхта, в Буковине - румынские бояре, в Закарпатье - венгерские вельможи.
          
8.2. КРИЗИС КРЕПОСТНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

        В первой половине XIX в. на украинских землях происходит деградация экономики, основанной на крепостническом труде.  В то же время в недрах феодально-крепостнической системы развиваются более прогрессивные капиталистические отношения – товарно-денежные.  Увеличивается количество продаваемой на рынке продукции, углубляется крестьянское расслоение, все чаще применяется вольнонаемный труд и машины, постепенно складываются новые классы общества – наемные работники и буржуазия.
        В помещичьих хозяйствах вместо натурального возникает торговое земледелие и торговое животноводство.  Для продажи на рынке увеличивают количество пшеницы, ржи, табака и других сельскохозяйственных культур.  С каждым годом расширяется тонкорунное овцеводство. 
        В крестьянском хозяйстве также уменьшается натуральный уклад.  Все больше государственных крестьян занимаются торговлей, различными промыслами и ремеслами.  Особенно было развито чумакование, когда чумаки ездили на телегах, запряженных волами на дальние расстояния возили для торговли рыбу, соль, сахар, смолу и другие необходимые товары..
          Все больше возникает предприятий и постепенно развивается промышленность.  В 1825 г. на территории под российской Украины было уже 649 промышленных предприятий.  Распространяется и торговля.  Основным местом сбыта товаров во внутренней торговле были ЯРМАРКИ.  Общероссийское значение имели Киевская и Елисаветградская ярмарки в Украине.  Значительно увеличилась внешняя торговля.
          Менее интенсивно происходило развитие капиталистических отношений на западноукраинских землях.  Австрийское правительство специально тормозило здесь развитие промышленности, пытаясь превратить украинские территории в колониально зависимые провинции, в источник сырья и рынок сбыта для своей продукции.
               
8.3. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ               
                КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В УКРАИНЕ.

        В сер. XIX в. в Украине продолжает господствовать крепостничество.  Помещики имели в своих руках более 70% всей земли.  Отдельные из них владели десятками и сотнями тысяч десятин, которые обрабатывались крепостными крестьянами.  К концу 50-х гг. XIX в. помещикам принадлежало 5 миллионов крестьян-крепостных.
        Чтобы увеличить свои посевные площади, помещики часто отбирали у крестьян их земли, а самих переводили в дворовых слуг и заставляли все время работать в своих имениях.  Широко практиковалось, так называемое, „МЕСЯЧНИЧЕСТВО”, когда крестьян, обезземеленных и разоренных, переводили на постоянную БАРЩИНУ с выдачей им содержания натурой, то есть харчами, ежемесячно.  Это жалованье было таким скудным, что не обеспечивало полуголодного нищего существования крестьянской семьи.
       Размер барщины для крестьян, имевших свое хозяйство, устанавливал помещик и она составляла 5-6 дней в неделю, иногда и всю неделю.  Свое хозяйство крестьянину обрабатывать было некогда и оно приходило в упадок.  Часто помещики вводили УРОЧНУЮ СИСТЕМУ.  Они определяли крепостным такой урок (задание) в день, который и за два дня нельзя было выполнить.
        Кроме работы на господина, крестьяне должны были платить ему различные натуральные и денежные налоги.  Крепостные были совершенно бесправные люди.  Помещики относились к своим крепостным, как к скоту: продавали их в качестве живого товара, обменивали на собак, дарили другим господам, разлучали родителей и детей, имели право физически избивать, но не забивать до смерти.
       В 1847-48 гг. царское правительство провело на Правобережье инвентарную РЕФОРМУ (инвентарь - описания имений).  Согласно ей за крестьянами закреплялась земля, которой они пользовались, определялся размер повинностей, а также отменялись натуральные налоги.  Но инвентарная реформа не улучшила положение крестьян, ибо помещики не выполняли инвентарные правила, считающие закрепленную за крестьянами землю своей и заставляли крепостных отрабатывать чрезмерную барщину, как и раньше.
         Кроме крепостных в Украине было еще около 4-х миллионов государственных крестьян, которые жили на казенных и собственных землях.  Они платили в царскую казну оброк, подушное и другие налоги, а также выполняли другие повинности: строили дороги, мосты, плотины, кормили служивых солдат на постоях, перевозили казенные грузы и чиновников.  Следствием такого угнетения было дальнейшее разорение и обнищание государственных крестьян.
         Начиная с 1817 г. многих государственных крестьян, живших на Харьковщине, Екатеринославщине, Херсонщине, царское правительство превратило в военных поселенцев, то есть солдат-земледельцев.  Вся их жизнь была строго регламентирована воинским уставом.  Помимо военной службы, они занимались сельским хозяйством.  За каждым их шагом следило военное начальство.  Без разрешения они не могли выйти из деревни, построить дом, жениться.  За нарушение следовало жестокое наказание. Среди которых самым жестоким являлось проведение солдата "сквозь строй" с битьем палками-шпицрутенами до десяти тысяч раз. Солдата забивали насмерть или делали калекой на всю оставшуюся жизнь.
        Крестьяне не мирились с таким положением.  Их многочисленные жалобы на своих господ в государственные учреждения не помогали.  Власти всегда были на стороне богачей. И бедняки бунтовали. Крепостные отказывались исполнять барщину, жгли помещичьи усадьбы, убивали ненавистных господ и их управителей. За это мятежников наказывали каторжными работами в Сибири, забивали насмерть шпицрутенами (палками) и канчуками, отправляли в тюрьмы.
        Одной из форм антикрепостнической борьбы было бегство крестьян в Новороссийский край, на земли Войска Донского и Кавказа.  Здесь были еще свободные земли и крепостничество не получило такого распространения, как в центральных районах.
        Насильственное превращение государственных крестьян в военных поселенцев привело к массовым восстаниям.  В 1819-1820 гг. произошли восстания в Чугуеве, селе Шебелинка (Харьковская губерния), Таганроге.  Регулярная армия карателей подавила эти восстания.  Повстанцы были преданы военному суду и жестоко наказаны.

       Устим Кармалюк.
           В 1813 г. начал борьбу на Подолье УСТИМ КАРМАЛЮК.  Сын крепостного из подольского села, отданный в солдатчину, он бежал из воинской части, создал крестьянский повстанческий отряд и начал борьбу против помещиков, сельских кровососов и царских чиновников.  Повстанцы нападали на помещичьи поместья, забирали у господ имущество, деньги и раздавали их крепостным.   Участниками крестьянских выступлений были до 20 тыс. человек.  Они совершили более 1 тыс. нападений на помещичьи поместья. Четыре раза органы власти ловили Кармалюка, пытали и ссылали в Сибирь. Но он каждый раз убегал оттуда и снова продолжал борьбу.  Возглавляемое Кармалюком крестьянское движение продолжалось почти четверть века.  В октябре 1835 г. народный герой был коварно убит из засады господским наемником.
        Крестьянские выступления усилились во время Крымской войны (1853-1856гг.), когда распространились слухи об освобождении крестьян от крепостничества и предоставлении им статуса казаков.  Это, так называемая, „Киевская Казаччина”.  А также слухи, что якобы царское правительство призывает желающих переселиться на Крымский полуостров и что крепостным-переселенцам будет оказана помощь и они станут свободными.  Тысячи крестьян пошли”в Таврию за волей".  Но их встречали царские войска выстрелами и возвращали обратно в неволю к господам.

8.4. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

       На протяжении второй половины XIX в. в Украине сформировалась своя национальная интеллигенция, которая вскоре оформилась в отдельную социальную группу.  Существенно изменился ее социальный состав.  Если раньше она формировалась из дворян, то теперь значительную часть ее составляют представители из разных чинов - духовенства, купечества, служащих, буржуазии и даже из крестьян и рабочих. Поэтому представителей интеллигенции этого времени называют РАЗНОЧИНЦАМИ.  Они и начали национальное возрождение в Украине.
       Значительное влияние на возрождение национального сознания в Украине оказала Отечественная война 1812 г. против французского императора Наполеона Бонапарта. В его планах Украина рассматривалась как колония Франции.  Наряду с русским народом активное участие в борьбе против французских завоевателей принимал украинский народ.
         На Правобережной и Левобережной Украине были сформированы казачьи воинские полки, а также конные и пешие ополченские подразделения, в которых насчитывалось до 60 тыс. человек.   В их формировании принимал участие известный украинский писатель И. П. Котляревский-автор знаменитой "Энеиды".  В тылу французских захватчиков стихийно развернулось народное партизанское движение, где наряду с русскими мужественно действовали и руссо-украинцы.  Объединенными усилиями народы России и Украины разгромили армию захватчиков и помогли Европе освободиться от иностранного ига.
        Отечественная война 1812 г. разбудила к борьбе против самодержавия и крепостничества прогрессивных дворян и разночинную интеллигенцию.  С оружием в руках они поднялись в декабре 1825 года против царского правительства.
 
         В 1822 году в Петербурге возникло „Северное общество”, а в Украине – „Южное общество”.  Через год на Волыни создается "Общество объединенных славян", которое в 1825 г. влилось в”Южное общество".  Одним из центров декабристского движения стал Киев. Здесь ежегодно происходили съезды руководителей "Южного общества".
        Сергей Муравьев-Апостол.
           "Южное общество”имело свои управы (отделения). В г. Тульчине - руководители П. ПЕСТЕЛЬ и А. ЮШНЕВСКИЙ, в г. Каменске - руководители В. ДАВЫДОВ и С. ВОЛКОНСКИЙ, в г. Василькове - руководители управы С. МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ и М. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН. 
               
              Павел Пестель.   М. Бестужев-Рюмин

        Признанным руководителем всего общества был ПАВЕЛ ПЕСТЕЛЬ, который составил проект программы под названием „Русская правда”.  После обсуждения она стала программным документом Декабристов.  Главной целью программы было свержение царского самодержавия и установление в России республиканского устройства, а также полное освобождение крестьян от крепостничества и наделение их землей без выкупа.  Вместе с тем автор „Русской правды” требовал ликвидировать  деление на сословия населения и уравнять в правах всех жителей Российской империи.
       Первым выступило 14 декабря 1825 г. „Северное общество” в Санкт-Петербурге, участники которого вывели на Сенатскую площадь два гвардейских полка и морской экипаж.  Но руководители восстания действовали нерешительно и оно было расстреляно верными царю Николаю Первому войсками.
       29 декабря 1825 г. в Украине восстал Черниговский полк.  Это восстание возглавил С. Муравьев-Апостол.  30 декабря повстанцы захватили г. Васильков.  Но другие полки к восстанию не присоединились.
       3 января 1826 года царские войска окружили Черниговский полк.   Состоялся бой.  Погиб в бою один из руководителей восстания М. Щепило, а С. Муравьев-Апостол и А. Кузьмин были тяжело ранены.  Восстание черниговцев потерпело поражение.
       По приказу царя Николая Первого пятерых руководителей декабристского восстания: К. Рылеева, П. Каховского, М. Бестужева-Рюмина, С. Муравьева-Апостола, П. Пестеля казнили на виселице.  Многие декабристы, в том числе из Черниговского полка, были сосланы на каторгу в Сибирь или отправлены на Кавказ в действующую армию.

       В 1846 г. с целью борьбы против самодержавия и крепостничества, в Киеве разночинная интеллигенция создала тайную политическую организацию „Кирилло – Мефодиевское общество”.  В него входили профессор истории Киевского университета Н.КОСТОВАРОВ, служащий генерал-губернатора Н.ГУЛАК, учитель В. БЕЛОЗЕРСКИЙ и П. КУЛИШ (впоследствии писатель), студенты киевских ВУЗов.  Затем в общество вступил художник и поэт Т. Г. ШЕВЧЕНКО (1814-1861 г.).   
               
        Тарас Шевченко.
      Программными документами общества были "Устав и правила общества”, а также  "Книга бытия украинского народа", разработанные М. Костомаровым и В. Белозерским.  В документах говорилось о необходимости борьбы против крепостничества и царизма, а после их свержения - создания славянской Федеративной Республики на основах равенства, братства и дружбы.  Но среди руководителей общества не было согласия о методах борьбы. Поэтому часто шли в отношении этого споры.  Вскоре, благодаря доносу, в марте 1847 г.  все члены общества были арестованы и осуждены.               
        Царь Николай и сам утвердил приговор суда. Особенно он обратил внимание на произведения члена общества Т. Г. Шевченко.  По приказу царя он был отдан в солдаты в оренбургский военный корпус с запретом писать и рисовать.
        В это время Т. Г. Шевченко был уже известным художником и поэтом.  В своих произведениях  - „ Кобзарь” и стихах поэт глубоко отражал тягостную жизнь угнетенного украинского народа и призывал его к борьбе против социального и национального гнета.  Он пропагандировал идею народного восстания против крепостничества и царского правительства.  Свою любовь к родной Украине и ее народу связывал с искренним сочувствием к горю и страданиям всех национальностей России и других стран и доказывал, что у всех народов России один враг - самодержавно-крепостной строй, а потому свергнуть его следует только совместными усилиями.
        Вернувшись из солдатской неволи, Т. Шевченко в Петербурге приблизился к членам кружка „Современник”. Здесь он сдружился со многими русскими писателями и в частности с революционером-демократом Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИМ, с которым нашел общие мысли и общий язык.
       До конца жизни Т. Г. Шевченко находился под наблюдением полиции.  Умер 26 февраля 1861 г. Согласно завещанию был похоронен на монашеской горе возле города Канева.

8.5. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ               
                В СОСТАВЕ АВСТРО-ВЕНГРИИ.

      В к. ХУІІІ в. под властью Австро-Венгерской империи оказались почти все западноукраинские земли - Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье.  Каждая из них относилась к разным административным единицам: Закарпатье стало частью венгерского королевства, Буковина составляла отдельную провинцию Румынии, часть Галиции находилась в составе Австрии, другая – была объединена с польскими землями.  Господствующими классами, соответственно, в Закарпатье были венгерские вельможи, в Буковине - румынские бояре, в Галиции - австрийские господа и польская шляхта.  Украинцы составляли в основном крестьянское сословие с небольшой прослойкой духовной и светской интеллигенции.  Среди этой интеллигенции и зарождается украинская национальная идея, бурлит культурная жизнь.
        В 30-х годах XIX в. во Львове среди студентов начало распространяться пробуждение национального самосознания и межсловного единения.  Студенты Львовского университета МАРКИЯН ШАШКЕВИЧ, ИВАН ВАГИЛЕВИЧ и ЯКОВ ГОЛОВАТСКИЙ создали содружество под названием „РУССКАЯ ТРОИЦА”.  Они объединили вокруг себя единомышленников и начали возрождать престиж украинской культуры.  Развернули значительную работу по сбору фольклористики, подготовили грамматику и словарь украинского языка, популяризировали страницы украинской истории, особенно, казачества, как символ национально-освободительной борьбы, выдвигали идею воссоединения всех украинских земель в составе будущей Федерации славянских народов. 
        В 1827 г. в Будапеште „Русская троица" издала альманах  "Русалка Днестровая", где были помещены украинские народные песни, думы, легенды,
исторические документы.  Австрийское правительство, стремившееся искоренить все украинское, оценило альманах, как протест против его политики - денационализации и противника объединения украинских земель.  Почти весь тираж "Русалки Днестровой" был конфискован, авторы привлечены к судебной ответственности. 
       Под влиянием буржуазных революций 1848 года в Европе интеллигенция Галиции создала во Львове национально-политическую организацию под названием "Главный русский совет(рада)".   Организация разработала программу, призывающую к национальному возрождению, активной деятельности, но в рамках австрийской конституции. Ее требования были преимущественно национально-культурные: преподавание в школах на украинском языке, разрешение украинцам занимать государственные должности, уравнивание в правах украинского духовенства с польским и тому подобное.  Деятельность Русского совета пошла на спад после поражения революции в Европе и перехода реакции в наступление.  Летом 1851 года деятельность главного русского совета была прекращена, запрещенная правительством.
        Более революционной была борьба народных масс против социального и национального гнета Австро-Венгерской империи. Во время европейской революции 1848 г. В Закарпатье создали Национальную гвардию, чьи солдаты влились в венгерскую революционную армию и вместе воевали против австрийских карателей.

       Лукьян кобылица.

           Могучие крестьянские выступления прокатилась по Северной Буковине в 1843-1844 гг., во главе которых стоял ЛУКЬЯН КОБЫЛИЦА.  Новая волна крестьянских восстаний под предводительством Л. КОБЫЛИЦЫ произошла в 1848-1849 гг. Народ избрал своего вождя депутатом в австрийский рейхстаг от Буковины.  Когда австрийские воинские части подавили революцию, рейхстаг лишил Л. Кобылицу депутатских полномочий и в 1850 г. его арестовывали.  Вскоре он умер в ссылке.
        Отголосок революций 1848 г. проявился на Галиции во Львове восстанием рабочих и ремесленников.  Они соорудили на улицах баррикады и начали ожесточенную борьбу против австрийских войск. Только  тогда, когда против восставших были применены пушки и город запылал, появилось много убитых и раненых, восстание было подавлено.
        После поражения революции в Европе 1848 года национальный гнет в Австро-Венгерской империи еще более усилился.  Но борьба народных масс не была напрасной.  Большим следствием революции явилось то, что в апреле 1848 г. в Австрийской империи на западно-украинских землях было упразднено крепостное ПРАВО.   В Закарпатье барщину отменили в 1853 г.         
          
8.6. КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
         
         В условиях роста капитализма происходило дальнейшее развитие украинской культуры, хотя царское правительство в Приднепровье, а австро-венгерское - в западно-украинских землях жестоко ее подавляли. Так, в подвластной России Украине запрещалось преподавать на украинском языке, в подвластной Австро-Венгрии - не только запрещалось, но начальные и средние школы принудительно онемечивались.
        Важную роль в развитии ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ в Приднепровской Украине играли Харьковский и Киевский университеты, а также Одесский и Нежинский лицеи.  В то же время во Львовском университете были закрыты кафедры с украинским языком преподавания.
        Значительный вклад в украинскую науку Надднепрянщине внесли такие выдающиеся ученые, как основатель Харьковского университета В. Н.КАРАЗИН, математик М. В. ОСТРОГРАДСКИЙ, филолог И. И. СРЕЗНЕВСКИЙ, историк и фольклорист, естествоиспытатель М. А. МАКСИМОВИЧ, хирург Н. И. ПИРОГОВ и многие другие.
         Ведущее место в развитии украинской культуры занимало творчество украинских писателей.  На первую половину XIX в. приходится становление новой украинской литературы.  Основателем украинской литературы считают И. П. КОТЛЯРЕВСКОГО, который впервые на народном языке написал поэму "Энеида", в которой обрисовал яркие картины жизни народа.  Его пьесы "Наталка Полтавка” и "Москаль-чаривнык" сыграли выдающуюся роль в развитии украинской драматургии и украинского театра. Революционно-демократическое направление в украинской литературе связано с именем великого украинского поэта, писателя, художника Т. Г. ШЕВЧЕНКО.
         П. П. ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ и Е. П. ГРЕБЕНКО известны своими баснями и стихами.  Ряд прозаических и драматических произведений написал Г. Ф. КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО.  Широко известны такие его произведения, как ”Маруся”, "Шельменко-денщик„, ”Сватовство на Гончаровке„, ”Конотопская ведьма" и другие, создавшие классику украинской литературы.
      Наряду с художественной литературой развивалось и народное творчество - песни, думы, сказки, присловья. Народные песни пели кобзари и лирники, которые несли украинскую культуру к простому народу. Выдающимся кобзарем того времени был ОСТАП ВЕРЕСАЙ.
       На развитие ТЕАТРАЛЬНОГО искусства значительное влияние оказали российские театры, основанные в Киеве, Полтаве и Харькове.  И. Котляревский и Г. Квитка-Основьяненко создали в этих театрах первые украинские театральные труппы с постоянным составом актеров.
        Появились первые симфонические произведения, основывавшиеся на украинских народных мелодиях, среди которых надо выделить творчество композитора М. И. ГЛИНКИ - основателя русской национальной музыки, который много сделал также для развития украинского музыкального творчества.
         В развитии изобразительного искусства значительную роль сыграли художники, выходцы из Украины, В. БОРОВИКОВСКИЙ и Д. ЛЕВИЦКИЙ, создавшие целый ряд картин на украинские темы. Свыше 30 лет прожил в Украине художник-крепостной В. ТРОПИНИН. С большой любовью он писал портреты украинских крестьян-крепостных и оставил для нас портрет Устима Кармалюка. Выдающимся живописцем и мастером гравюры был Т. Г. ШЕВЧЕНКО. Ему принадлежат такие замечательные произведения, как ”Екатерина", ”Автопортрет", ”Живописная Украина" и другие.
        Значительные изменения произошли в АРХИТЕКТУРЕ.  Среди лучших сооружений того времени следует назвать помещение Киевского университета, который поражает своей фундаментальностью и величием до настоящего времени.               
          Таким образом, в первой половине XIX в., несмотря на национальное угнетение в обеих империях, украинская культура продолжала расти, развиваться и вносить достойный вклад в мировую культуру.


Рецензии