Глава 9. Украинские земли во второй пол. ХХ ст
9.2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. и их осуществление.
9.3. Развитие экономики Украины после отмены крепостничества.
9.4. Культурно-просветительский этап национального движения.
9.5. Деятельность революционных народников в Украине.
9.6. Революционные демократы и начало пролетарского социал-демократического движения.
9.7. Культура Украины второй половины XIX века.
9.1. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Во второй половине XIX в. феодально-крепостническая система России находилась в состоянии глубокого кризиса. Дальнейшее общественно-экономическое развитие страны решительно требовало отмены крепостничества. В. И. Ленин, классик марксизма, справедливо заметил: "Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России. Крестьянские "бунты”, возрастая с каждым десятилетием..., заставили первого помещика Александра II признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока сбросят снизу".
19 февраля 1861 года царь Александр II подписал манифест об отмене КРЕПОСТНОГО ПРАВА в Российской империи. Это был очень важный документ для государства, ибо он открыл новую эпоху в истории страны - эпоху капитализма и буржуазных отношений.
Согласно Манифесту крестьяне становились лично свободными. Но освобождали их без земли, то есть - без средств к существованию. Владельцами земли по-прежнему оставались помещики. Крестьяне, желавшие иметь землю, должны были выкупать ее у них. В то же время значительную часть земли, которой пользовались крестьяне до реформы (более одного миллиона десятин), помещики отрезали себе. Они так и назывались -„отрезки”. Сюда вошли лучшие земли. Худшие да еще и отдаленные от села земельные участки продавались крестьянам.
Аграрная реформа оказалась грабительской по отношению к крестьянам. При распределении земли учитывалось ее качество. В связи с этим для южной Украины размер крестьянской земли колебался от 3-х до 6,5 десятин на ревизскую душу, а на Левобережье - от 2,75 до 4,5 десятин. Следствием этого было то, что крестьяне получили значительно меньше земли, чем до реформы.
В 1866 г. вышел закон в отношении государственных крестьян. Их численность в Украине на это время не превышала 1 млн. человек. Они сохранили те земли, которые были у них до реформы, но не более 8 десятин на крестьянина в малоземельных губерниях и не более 15 десятин - в многоземельных губерниях.
Для выкупа земли в собственность крестьяне не имели денег. За них помещикам заплатило царское правительство сразу всю сумму. А крестьяне должны были потом платить царскому правительству эти деньги в рассрочку и платили в течение 49 лет. Только революция 1905-1907 гг. вынудила царское правительство отменить выкупные платежи. За это время крестьяне уплатили в царскую казну вдвое больше той суммы, которая была выплачена помещикам.
Более 200 тысяч крестьян Украины вообще не получили земли. Чтобы как-то выжить, крестьяне покидают свои родные деревни и идут в города, на фабрики и заводы, где становятся рабочими, продающими свою рабочую силу капиталистам. Владельцы бизнеса получили дешевую рабочую силу.
Реформа привела к массовому раскрестьяниванию села. Значительно уменьшилось в Российской империи количество крестьян. Зато увеличилось численность жителей городов. Так произошли значительные изменения в обществе. В городах появился новый класс эксплуатируемых - рабочих и увеличился класс эксплуататоров - буржуазии.
9. 2. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-Х ГОДОВ ВТОРОЙ ПОЛ. Х1Х ВЕКА.
После отмены крепостного права было проведено еще несколько буржуазных реформ, которые ускорили развитие капиталистических отношений в Российской империи, а также в Украине, как ее составной части.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА (1864 г.) предусматривала создание земских учреждений для управления местными делами: торговлей, школьным образованием, охраной здоровья, содержанием дорог и тому подобное. Для постоянной работы образовывались земские управы. Они действовали под надзором губернаторов и руководителей дворянства. В земских учреждениях работали тысячи представителей интеллигенции, из которых многие были настроены демократически. В Правобережной Украине эти учреждения были введены позже-в 1911г.
В 1864 году также была проведена СУДЕБНАЯ РЕФОРМА. Она ликвидировала сословный характер судов, закрытость судебных заседаний и зависимость судей от администрации. Теперь суды превратились в независимые органы. Судебные заседания проходили открыто, где рассматривались позиции обеих сторон. На стороне потерпевшего, защищающие его интересы, выступал адвокат.
Тогда же в 1864 г. была проведена РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ, по которой была введена единая система начального, среднего и высшего образования.
Реформой 1870 г. была усовершенствована система ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1874 г.) внесла изменения в правила военной службы. Воинскую повинность теперь несли все категории населения. Срок военной службы сокращался с 25 до 6 лет.
Таким образом, реформы 60-70-х годов вызвали значительные изменения в жизни населения Российской империи, несколько улучшили условия существования простого народа, но зато широко открыли двери для капиталистических отношений на всей территории Российской империи.
9. 3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
После отмены крепостничества и проведения реформ, буржуазных по своему характеру, в Украине быстро стала расти экономика. Особенно большие успехи были в промышленности. В 90-х годах XIX в. набрали общероссийского значения каменноугольная, металлургическая, сахарная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение. За 30 лет после реформы число предприятий в Украине выросло в
два раза.
Центром каменноугольной и металлургической промышленности страны становятся Донецкий и Криворожский бассейны. Здесь значительно увеличивается добыча каменного угля и железной руды. На их базе растут металлургическая и машиностроительная промышленность. Были построены крупные металлургические заводы, такие как Юзовский в Бахмутском уезде, Александровский в Екатеринославе (сейчас – г. Днепропетровск). Выросли металлургические предприятия: Днепровский в Каменском, Гданцевский в Кривом Роге, Донецко-Юрьевский и Дружковский в Донбассе. В Харькове и Луганске появились паровозостроительные заводы. Вокруг предприятий вырастают новые города такие, как Юзовка (современный Донецк) и другие.
Высокие прибыли и дешевая рабочая сила в украинской промышленности побудили иностранных капиталистов - английских, немецких, французских, бельгийских и других вкладывать в нее свои капиталы и строить здесь новые заводы. Царское правительство предоставило им всевозможные привилегии и поддержку. Иностранцы по-хищнически использовали природные богатства Украины и жестоко эксплуатировали рабочих. Полученные сверхприбыли, как правило, вывозили за границу, обогащая себя и свои государства.
Развитие капитализма привело к усилению строительства железных дорог. В 1865 г. была построена на территории Украины первая железная дорога - Одесса-Балта. В течение 1865-1900 гг. территорию Украины пересекли такие важные железнодорожные линии, как Одесса-Кременчуг-Харьков, Курск-Харьков-Ростов, Курск-Киев-Одесса, Казатин-Бердичев-Брест, Ромны-Либава, Знаменка-Николаев, Лозовая-Севастополь.
Значительную роль Украина играла во внутренней и внешней торговле России. На Черноморско-Азовские порты и сухопутные таможни приходилась половина стоимости товаров, экспортировавшихся из России за границу. Главную роль в экспорте из Украины играла пшеница, которой в к. XIX в. ежегодно вывозилось более 84 млн. пудов.
Большого развития достигла промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья: сахарная, водочная, табачная, мукомольная. Например, в 1895 году производство сахара составляло около 24 миллионов пудов.
Все больше втягивается в товарный оборот земледелие Украины, постепенно превращаясь в капиталистическое земледелие. Все больше выращивают товарной пшеницы и ячменя - зерна, которое шло на продажу. Южная Украина поставляла хлеб в центральные губернии России и давала большое количество его для экспорта за границу.
Рост капиталистических отношений в сельском хозяйстве был неотрывно связан с применением в нем машин. Центрами сельскохозяйственного машиностроения в Украине стали города Харьков, Киев, Александровск (ныне – Запорожье), Елисаветград (Кировоград), Одесса, Николаев, Бердянск.
Развитие капитализма на селе обусловило расслоение села. С одной стороны росла небольшая по количеству, но крепкая в экономическом отношении, верхушка - зажиточные крестьяне, которых в Украине называли кулаками, а с другой - огромная масса разоренного крестьянства - бедняки. Между ними находился постоянно растущий (за счет обедневших кулаков или обогатившихся бедняков) слой крестьян, получивших название середняков.
Многие люди из крестьянской голоты, не находящие работы в своей местности, шли на заработки на юг Украины. Здесь было около 50 рынков по найму рабочей силы. Самый большой рынок рабочей силы был в Каховке, куда летом сходилось до 40 тысяч заробитчан, стремившихся продать себя капиталистам и заработать любую копейку.
Малоземелье, нищета и угроза разорения заставляли часть украинского крестьянства переселяться на Северный Кавказ, в Казахстан, Сибирь, на Дальний Восток. Царское правительство не давало переселенцам никакой помощи, а потому многие из них совсем разорялись и погибали на новых землях или возвращались домой. Немного было переселенцев, которые обрели счастье в новых краях.
С 1871 г. началась массовая крестьянская эмиграция из Закарпатья в страны Северной и Южной Америки, а в 1877 г. произошла первая волна массовой эмиграции западноукраинского населения в США.
Произошли коренные изменения в классовой структуре общества. Если в период феодализма основными классами были помещики и крестьяне, то теперь завершается формирование новых классов - буржуазии и пролетариата.
Среди украинской буржуазии выделялись такие миллионеры, как Алчевский, Войтенко, Терещенко, Харитоненко. Если иностранная и российская буржуазия преобладала в тяжелой промышленности, еврейская - в торговле, кустарном производстве, то украинская сосредоточила в своих руках пищевую промышленность.
Всего в Украине в к. XIX в проживало почти 30 млн. человек. Из них
более 23,4 млн. - в Приднепровской Украине, входившей в состав Российской империи и 5,9 млн. - в Западной Украине, которая была в составе Австро-Венгерской империи. Среди всего населения было 80% украинцев и 20% - люди других национальностей.
9.4. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В национальном движении второй половины XIX в. значительную роль играли представители новой украинской разночинной интеллигенции - студенты, писатели, журналисты, преподаватели, художники и др. Одним из центров этого движения стал Петербург - Северная столица Российской империи, где находилась довольно большая колония украинцев. Их духовная жизнь и деятельность оживились, когда сюда приехали в недавнем прошлом члены Кирилло-Мефодиевского братства Тарас Шевченко, Николай Костомаров и Василий Белозерский.
В. Белозерский, П. Кулиш, Н .Костомаров на протяжении 1861-1863 годов издавали общественно-политический и литературно-художественный журнал «ОСНОВА». Здесь печатались произведения Т. Шевченко, М. Вовчок, Л. Глебова, С. Руданского, научные исследования по истории и этнографии М. Костомарова, Ф. Рыльского, М. Максимовича и других украинских ученых.
Вскоре журнал "Основа" отказался от социально-политического радикализма и сосредоточился только на КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНО работе: защищал украинский язык и литературу, право простого народа на получение образования на родном языке, издании учебной и научно-популярной литературы. Деятельность журнала была раскритикована российской и польской демократической интеллигенцией. Редакцию обвинили в лояльном отношении к царскому правительству и в отказе от политической деятельности. Следствием критики стало самозакрытие журнала.
В 1860 г. группа студентов Киевского университета создала "УКРАИНСКУЮ ОБЩИНУ” и решилА посвятить себя украинскому краю и украинскому народу. Так возникло ГРОМАДОВСКОЕ движение. Впоследствии его назвали "УКРАИНОФИЛЬСТВОМ". Возглавили это движение ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ и ФАДДЕЙ РЫЛЬСКИЙ.
Основные программные положения украинофилов определялись следующим образом: малороссийский (украинский) народ есть отдельная нация, каждый сознательный украинец должен отдать все свои силы для развития сознания народа. Ко всем братьям-славянам украинец должен относиться по-дружески и помогать им в борьбе с угнетателями. Провозглашалась солидарность с политическими и социальными идеалами прогрессивной русской интеллигенции.
Среди громадовцев вскоре стала выделяться группа, которую прозвали ХЛОПОМАНАМИ. Чтобы продемонстрировать свое единство с народом, они подчеркнуто разговаривали только на украинском языке, носили национальную одежду, официально придерживались народных обычаев и обрядов. Во время каникул студенты-хлопоманы отправлялись на села, где собирали народные песни, сказки, обычаи, рассказывали о славном прошлом Украины.
Появление на селе посторонних людей да еще с непривычными подозрительными разговорами привело к выдаче их местным населением полиции. Деятельность хлопоманов в селе быстро была остановлена.
В целом деятельность общественников носила культурно-просветительский характер. Но во время Польского восстания 1863 года на них было много доносов. В результате украинский язык был ограничен в употреблении, а также ограничили издание на украинском языке церковной педагогической, научной литературы и учебников. Громадовское движение на некоторое время затихло.
В конце 60-х – начале 70-х годов громадовское движение возобновилось снова, но ненадолго. Для проверки деятельности общин была создана специальная комиссия, следствием работы которой стал, так называемый, ЭМСКИЙ УКАЗ 1876 г. По этому указу запрещалось писать, петь и выступать в театре на украинском языке, печатать украинские учебники, переводить на украинский классиков русской и мировой литературы. Не разрешалось даже печатать тексты к музыкальным произведениям на украинском языке.
После убийства в 1881 г. революционными народниками царя Александра II, НАРОДОВЦЫ, ГРОМАДОВЦЫ вообще ПЕРЕСТАЛИ упоминать о политике, чтобы не обвинили их в антиправительственных или сепаратистских настроениях и полностью перешли на культурно-просветительскую деятельность.
Михаил Драгоманов.
Но среди громадовцев нашелся человек, не испугавшийся политики и царского правительства. Это был МИХАИЛ ДРАГОМАНОВ, который уехал за границу и в Женеве начал издательство журнала под названием „ГРОМАДА” (1878-1880, 1882 гг.). Журнал переправляли через австрийско-российскую границу для нелегального распространения в Украине. Здесь печатались материалы о бедственном положении народа, о забастовках рабочих и крестьянских выступлениях, о революционных народниках. Много внимания также уделялось культурно-просветительской работе.
В журнале „Громада” М. Драгоманов сформулировал идею политической автономии Украины в составе Российской Федерации, потому что считал федерализм наиболее справедливым общественным построением государства. Он выступал против социального и национального порабощения народов русским царизмом и австрийской монархией, стремился к дружбе и равенству всех народов, разделял взгляды социалистов-утопистов и сам был сторонником социалистического учения.
Громадовцы действовали также в Западной Украине, где первая община возникла в 1863 г. во Львове. В 1868 году было создано "СООБЩЕСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ". Оно ставила своей целью ПРОСВЕЩЕНИЕ народа путем организации библиотек, издательской деятельностью, созданием кооперативов, кружков художественной самодеятельности, УСТРОЙСТВОМ театральных спектаклей и концертов.
Впоследствии часть народовцев перешла к сотрудничеству с австрийским правительством и его поддержке. За некоторые уступки со стороны австрийского правительства они широко стали пропагандировать антироссийские настроения и даже враждебное отношение к украинцам, проживавшим в Надднепрянской Украине. Во время Первой мировой войны от них услышали призывы к западным украинцам вступать в австрийскую армию и идти убивать восточных украинцев.
Среди населения Западной Украины, особенно в Закарпатье, есть часть людей, которые до сих пор называют себя РУСИНАМИ. Они помнят, что происходят из Красной Руси. Среди них возникло движение, получившее название „МОСКВОФИЛЫ”, ибо они ориентировались на Москву.
Москвофильство объединяло часть интеллигенции, духовенства, сельских предпринимателей и просто крестьян, которые надеялись на помощь России в борьбе против засилья поляков, венгров, румын. Они выступали за присоединение к России. Имели свои издательства, где издавали журналы, газету на русском языке „СЛОВО”. Были созданы культурно-просветительские общества "ОБЩНОСТЬ РУССКИХ ЖЕНЩИН В БУКОВИНЕ”, "ОБЩНОСТЬ РУССКИХ СТУДЕНТОВ КАРПАТ" и другие.
9.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕВОЛЮЦИОННЫХ НАРОДНИКОВ В УКРАИНЕ.
С конца 60-х и на протяжении 70-х годов XIX в. в Российской империи в революционной борьбе значительную роль играли НАРОДНИКИ - члены тайных революционных организаций, которые состояли, главным образом, из представителей разночинной интеллигенции и студентов. Они считали, что крестьяне уже готовы к революционному выступлению против самодержавия, а крестьянская община - уже готовая основа социализма. Поэтому крестьян нужно было только ”подтолкнуть" к революции.
В конце 1873 г. народники пошли в сельскую местность - „В НАРОД”, чтобы поднять крестьян на революцию. Но крестьяне часто встречали их подозрительно, с недоверием и недоразумением, оповещали о них местным властям, а иногда сами арестовывали и отправляли в полицию.
Осенью 1873 г. в Киеве возник народнический кружок „КИЕВСКАЯ КОММУНА", в который входили студенты Киевского университета и представители разночинной интеллигенции - В. ДЕБАГОРИЙ-МОКРИЕВИЧ, А. ИВАНОВА, С. КОВАЛИК, И. ТРЕЗВИНСКИЙ и другие. Всего около 30 человек. Народные кружки возникли также в Харькове, Одессе, Херсоне.
В 1876 г. в России была создана тайная организация „ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ”, кружки которой возникли и в Украине. Отказавшись от "ХОЖДЕНИЯ В НАРОД „, землевольцы начали организовывать ”ПОСЕЛЕНИЯ В НАРОДЕ", где ее представители уже постоянно жили, занимались просветительской и агитационной работой с той же целью - поднять крестьян на революцию.
Группа украинских народников во главе с Я. СТЕФАНОВИЧЕМ поселилась в Чигиринском уезде Киевщины. Они создали крестьянскую организацию „ТАЙНАЯ ДРУЖИНА”. В нее входило почти тысяча крестьян. Но они не понимали, чего от них хотят прибывшие из города паны. Тогда Я. Стефанович решил поднять крестьян на восстание против помещиков путем фальсификации. Он написал манифест "Высочайшую тайную грамоту" с призывом к восстанию, и выдал его за царский манифест.
В 1877 году ”Тайная Дружина" была раскрыта. "Чигиринское дело" закончилось полным провалом. Начались массовые аресты. Предводителей крестьянского движения МИХАИЛА ГУДЗЯ, КУЗЬМУ ПРЫТКОГО и ЛАЗАРЯ ТЕНЕНИКА приговорили к 12 годам каторги каждого. Арестованным народникам Я. СТЕФАНОВИЧУ, И. БОХАНОВСКОМУ и Л. ДЕЙЧУ грозила смертная казнь. Но они сумели еще до суда сбежать из тюрьмы и выехали за границу.
” ХОЖДЕНИЕ В НАРОД", охватившее почти все украинские губернии, закончилось поражением народников, арестами и судами. Тогда среди революционеров возникла новая идея - отдельные ЛИЦА-ГЕРОИ, жертвующие собой, проводят индивидуальный ТЕРРОР, убивают самых ненавистных царских чиновников и даже представителей царского дома во главе с царем и, таким образом, поднимают народ на революцию. Во время революции уничтожают царское самодержавие, помещичье угнетение и помещичье землевладение, а затем строят новое справедливое социалистическое общество.
В 1879 г. ”ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ" раскололась на две организации: -”ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ", руководителями которого были Г. ПЛЕХАНОВ, Я. СТЕФАНОВИЧ, В. ЗАСУЛИЧ, и "НАРОДНУЮ ВОЛЮ " во главе с А. ЖЕЛЯБОВЫМ, В. ФИГНЕР, А. МИХАЙЛОВЫМ, С. ПЕРОВСКОЙ, М. ФРОЛЕНКО.
Чернопередельцы остались на старых позициях, а народовольцы, отбросив тактику „хождения в народ” и „поселения в народе”, перешли к политической борьбе с царизмом, за установление демократической республики и социалистических отношений в обществе путем индивидуального террора.
Андрей Желябов. Софья Перовская. Николай Кибальчич.
"Народная воля" громко заявила о себе чередой убийств царских сановников. Кульминацией ее борьбы стало убийство 1 марта 1881 года царя Александра II. Убийством царя руководили Андрей Желябов и Софья Перовская. Для подрыва царской кареты готовил взрывчатку уроженец Украины НИКОЛАЙ КИБАЛЬЧИЧ.
Царское правительство всех участников покушения наказало смертью через повешение или пожизненным заключением. Н. Кибальчич, находясь в камере смертников, за несколько дней до казни разработал первый в мире научно обоснованный проект реактивного космического корабля для полета в космос. Но о его проекте стало известно только после революции 1917 г.
Народники пытались привлечь на свою сторону не только крестьян, но и рабочих, которых считали серьезной революционной силой. Они проводили среди рабочих агитационную работу, охотно принимали в свои организации. В 1881 г. в Киеве действовал народнический „ЮЖНОРУССКИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ”, который возглавляли Л.КОВАЛЬСКАЯ и М. ЩЕДРИН. Эта организация ставила своей целью проводить "фабричный террор" против предпринимателей и фабрично-заводской администрации.
В конце 80-90-х гг. XIX в. революционное народничество постепенно начало вырождаться и, в конце концов, распалось. Часть из них присоединилась к марксистским кружкам, начав социал-демократическое движение, другие отошли от революционной деятельности вообще или стали отстаивать либерально-реформаторские идеи и сотрудничать с правительством.
Со временем "чернопередельцы" также сворачивают свою деятельность. Некоторые из них эмигрировали за границу и там увлеклись марксизмом. Среди русских эмигрантов был Г. В. ПЛЕХАНОВ, который полностью отошел от народничества и стал выдающимся теоретиком и пропагандистом марксизма.
9.6. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ И НАЧАЛО
ПРОЛЕТАРСКОГО СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
Либерально-просветительскому течению и национальному движению в Австрийской и Российской империях противостояло революционно-демократическое направление. Его основателем в Украине можно считать Т. Г. ШЕВЧЕНКО, который отстаивал права украинского народа, пропагандировал его дружбу с другими народами, особенно с русским и белорусским, боролся за объединение революционных усилий народов России, за социальное и национальное освобождение против общих врагов - царизма и крепостников-помещиков. Его творчество оказало большое влияние на формирование общественно-политического мировоззрения украинских писателей МАРКО ВОВЧОК (М. П. ВИЛИНСКАЯ) - (1833-1907 гг.), Л. ГЛЕБОВА (1827-1893 гг.), С. РУДАНСКОГО (1834-1873 гг.), А. СВИДНИЦКОГО (1834-1871 гг.) и других.
Идея единения трудящихся разных национальностей в борьбе против царизма, помещиков и буржуазии решительно отстаивали и пропагандировали такие писатели, как ИВАН ФРАНКО, ПАВЕЛ ГРАБОВСКИЙ, ЛЕСЯ УКРАИНКА(КОСАЧ), МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ. Они восприняли ряд положений теории социализма и под его влиянием переходили от революционного демократизма к марксизму, который начал распространяться в Украине в 80-х гг. XIX в.
Иван Франко. Леся (Косач) Украинка.
Особенно активное участие в революционно-демократическом движении принимал Иван ФРАНКО (1856-1916 гг.). С 70-х годов он фактически возглавил это движение в Украине. Выдающийся писатель, мыслитель, ученый, общественный и политический деятель, который одним из первых в своем литературном творчестве обратился к теме о борьбе рабочего класса против угнетателей капиталистов в произведении „Борислав смеется”.
Великий Каменяр широко популяризировал среди трудящихся труды К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1878 г. во Львове издал брошюру „Катехизис экономического социализма”, где в доступной форме изложил основные идеи „Капитала” К. Маркса. Им также был издан, первый в Украине "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса.
И. Франко вел решительную борьбу против украинских националистов-псевдо-патриотов и иностранных захватчиков, разоблачал Ватикан и униатскую церковь, которые помогали австрийской монархии угнетать трудящихся западноукраинских земель. Франко призывал западноукраинских трудящихся к объединению с русскими и восточными украинцами, к воссоединению Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья с Россией.
Вместе с другими прогрессивными деятелями И. Франко создал в 1890 г. во Львове УКРАИНО-РУССКУЮ РАДИКАЛЬНУЮ ПАРТИЮ, требованиями которой была ликвидация феодальных пережитков и установление политических свобод для всех западноукраинских народов.
С развитием капиталистической промышленности и формированием класса пролетариев сложились предпосылки для распространения социалистических идей, прежде всего идей К. Маркса и Ф. Энгельса. С их именами связано начало Социал-демократического движения в Российской империи.
Появились первые переводы на русский язык написанного К. Марксом Устава Первого Интернационала, „Манифеста Коммунистической партии”, первого тома „Капитала” К. Маркса, „Развитие социализма от утопии к науке” Ф. Энгельса. Первыми популяризаторами марксизма в Украине стали преподаватели Киевского университета С. ПОДОЛЯНСКИЙ и М. ЗИБЕР, которые были лично знакомы с К. Марксом.
Евгений Заславский.
Под влиянием марксового учения оказалась и первая пролетарская организация в Украине - „ЮЖНОРОССИЙСКИЙ СОЮЗ РАБОЧИХ”, созданный в 1875 г. в Одессе. Организатором Союза был в недавнем прошлом народник ЕВГЕНИЙ ЗАСЛАВСКИЙ, изучивший произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Союз объединил несколько рабочих кружков, в которых было до 60 активных участников. Под его влиянием находилось около 200 рабочих различных предприятий города. Союз выпускал листовки, организовывал забастовочную борьбу на предприятиях, но действовал недолго. В декабре 1875 года он был разгромлен королевской полицией, члены Союза были арестованы.
Во второй пол.80-х-в нач. 90-х гг. в крупнейших центрах Украины в связи с усилением рабочего движения появились первые нелегальные марксистские кружки и организации. В Киеве такой кружок был создан в 1889 г. врачом Е. АБРАМОВИЧЕМ. Вскоре кружок был разгромлен полицией. В 1891 г. возникла новая Марксистская группа, где активным деятелем проявил себя Ю. МЕЛЬНИКОВ. Марксистские кружки возникают в Екатеринославе, Одессе, Харькове, Полтаве, Херсоне. Все они действовали нелегально, были разрознены и отделены друг от друга. Ничем не связаны между собой, а главное - оторваны от рабочего движения.
С середины 90-х гг. начинается новый период в развитии социал-демократии. Возникли общегородские социал-демократические организации, а вскоре и общероссийские. В 1895 г. В Петербурге под руководством юриста В. И. УЛЬЯНОВА (Ленина) был создан „СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА”. Под его влиянием такие же „Союзы борьбы” возникли в Киеве и Екатеринославе. Организаторами и руководителями Екатеринославского „Союза” были рабочие И. БАБУШКИН, Г. ПЕТРОВСКИЙ, И. ЛАЛАЯНЦ, которые лично общались с руководителями Петербургского „Союза”, встречались с ними и разделяли их взгляды.
"Союзы борьбы" впервые начали осуществлять сочетание марксистской науки социализма с рабочим движением. Они проводили среди рабочих широкую пропагандистскую и агитационную работу, организовывали забастовки, печатали и распространяли революционные прокламации. Киевский и Екатеринославский „Союзы борьбы” имели связи со многими социал-демократическими кружками промышленных центров Украины и России.
В течение 1895-1899 гг. в Украине произошло 226 забастовок, в которых приняли участие более 120 тысяч рабочих. Нарастание забастовочной борьбы пролетариата и развитие Социал-демократического движения со всей остротой поставили вопрос о создании единой марксистской Рабочей партии.
Петербургский, Московский, Киевский, Екатеринославский „Союзы борьбы за освобождение рабочего класса” и другие организации созвали в 1898 году в Минске Первый съезд социал-демократических организаций. Он принял решение об ОБРАЗОВАНИИ РСДРП - Российской Социал-Демократической Рабочей Партии. На съезде избрали руководящий орган - ЦЕНТРАЛЬНЫ КОМИТЕТ (ЦК). Киевская "Рабочая газета" признана официальным печатным органом РСДРП, выпущен Манифест, в котором были изложены основные цели партии.
Первый съезд РСДРП имел большое политическое и революционно-пропагандистское значение. Здесь была создана первая в Российской империи политическая партия.
9.7. КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
Развитие капитализма в Украине способствовало быстрому развитию украинской культуры. Для новых хозяев жизни - КАПИТАЛИСТАМ нужны были образованные рабочие, квалифицированные кадры для промышленности и сельского хозяйства. Несмотря на жестокое национальное притеснение в Российской и Австро-Венгерской империях, несмотря на запрет преподавания и печатания на украинском языке, начались значительные улучшения в системе образования.
С конца 60-х годов XIX в., кроме двухлетних начальных школ, земства начали открывать начальные училища с пятилетним сроком обучения, а затем и шестилетние городские училища. Всего в 1897 г. в Надднепрянской Украине существовало около 17 тыс. начальных школ всех видов. Но не все дети могли учиться в школах. Из-за недостатка средств крестьяне и рабочие не всегда имели возможность посылать в школу своих детей.
Значительные сдвиги произошли в системе среднего образования. Согласно школьной реформе 1864 г. были основаны прогимназии с четырехлетним сроком обучения и гимназии с семилетним сроком обучения. Также создавались реальные училища с шестилетним обучением и дополнительным 7-м классом для тех, кто желал поступить в высшие специальные заведения.
Высшее образование давали Харьковский, Киевский, Новороссийский (в Одессе) университеты, а также специальные учебные заведения: Технологический и Ветеринарный институты в Харькове, Политехнический в Киеве, историко-филологический в Нежине, высшее Горное училище в Екатеринославе. Учились в них дети преимущественно состоятельных слоев населения, потому что плата за обучение была очень высокая. По данным переписи населения 1897 г. в Украине имелось 87% неграмотных.
В Западной Украине, хотя украинский язык официально не был запрещен, обучение в школах велось в Восточной Галиции на польском языке, в Закарпатье - на венгерском, в Северной Буковине - на румынском. Обучение детей простых тружеников было очень ограничено. Высшее образование можно было получить во Львовском и Черновицком университетах, Львовском политехническом институте и Академии ветеринарной медицины. Но высшее образование могли получить только дети состоятельных хозяев. Большинство украинского населения в Австро-Венгерской империи оставалось вообще неграмотными.
Несмотря на низкий общий уровень народного образования, в Украине были значительные достижения в науке. В Харьковском университете длительное время кафедру механики возглавлял профессор А. ЛЯПУНОВ, разработавший общую теорию постоянства движения. В Киевском университете работали выдающиеся математики М. ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО и В. ЕРМАКОВ, в Новороссийском(Одесском) - Е. САБИНИН, С. ЯРОШЕНКО, И. ТИМЧЕНКО. В Новороссийском университете также работал выдающийся исследователь-биолог И. МЕЧНИКОВ, который вместе с микробиологом М. ГАМАЛИЯ основал в Одессе первую отечественную и вторую в мире бактериологическую станцию. Он был удостоен высшей мировой научной награды - Нобелевской премии.
К выдающимся украинским ученым относятся экономисты М. ЗИБЕР и М. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ, языковеды А. ПОТЕБНЯ и П. ЖИТЕЦКИЙ, правовед А. КИСТЯКОВСКИЙ и др. д
Значительных успехов достигла в это время украинская историческая наука. Здесь плодотворно работали историки Н.КОСТОМАРОВ, А. ЛАЗАРЕВСКИЙ, В. АНТОНОВИЧ, А. ЕФИМЕНКО, Д. ЯВОРНИЦКИ и другие. В западноукраинских землях исторические исследования занимали ведущее место в работе Научного общества им.Т. Шевченко, профессора Львовского университета М. ГРУШЕВСКОГО, который начал издавать первые тома десятитомной „Истории Украины-Руси”.
Украинская литература при тяжелых условиях колониализма достигла выдающихся успехов. Ряд высокохудожественных произведений в этот период написал И. НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ, который реалистично показал изменения в украинском селе после отмены крепостного права („Кайдашева семья”). Описанию крестьянской судьбы, жизни и борьбы украинского народа посвятили произведения П. МИРНЫЙ, М. ВОВЧОК, П. КУЛИШ, С. РУДАНСКИЙ, М. КРОПИВНИЦКИЙ, И. КАРПЕНКО-КАРЫЙ, Н. СТАРИЦКИЙ и другие.
В августе 1861 г. группа студентов, учившихся в Петербурге, собравшись на вечеринку, под влиянием польского гимна „ЕЩЕ ПОЛЬСЬКА НЕ СГИНЕЛА” написали стихотворение-песню под названием „ЕЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАИНА", впоследствии ставшим национальным гимном Украины.
Его коллективными авторами были: дворянин Российской империи НИКОЛАЙ ВЕРБИЦКИЙ-АНТИОХ,шляхтичи-поляки братья ФАДДЕЙ и ИОСИФ РЫЛЬСКИЕ, болгарин АЛЕКСАНДР СТОЯНОВ, потомок запорожцев ПАВЕЛ ЧУБИНСКИЙ. В 1885 г. с подачи П. Кулиша авторство стихотворения стали приписывать одному П. Чубинскому, ибо признание коллективного авторства людей разных национальностей песни, претендовавшей в то время на гимн Галиции, означало похоронить песню.
С провозглашением в 1991 г. независимости Украины эта песня с небольшими изменениями стала национальным гимном Украины.
Служению народу посвятили творчество П. ГРАБОВСКИЙ, Б. ГРИНЧЕНКО, В. САМИЙЛЕНКО, И. МАНЖУРА. В конце XIX в. началось творчество поэтессы Л. Украинки, писателя М. Коцюбинского.
Несмотря на все запреты и притеснения царского самодержавия шел процесс становления ТЕАТРАЛЬНОГО искусства. Сначала действовали самодеятельные драматические коллективы в городах и даже в селах. Впоследствии были созданы профессиональные театральные труппы. Первая украинская профессиональная труппа была создана в 1882 г. в Елисаветграде драматургом М. КРОПИВНИЦКИМ. В 1885 г. она уже насчитывала около 100 актеров и разделилась на две труппы - под руководством самого М. КРОПИВНИЦКОГО и М. СТАРИЦКОГО, также талантливого драматурга, писателя и актера.
Позже возникло еще несколько профессиональных коллективов, где славу украинскому театру принесли актеры М. ЗАНЬКОВЕЦКАЯ, М. САДОВСКИЙ, П. САКСАГАНСКИЙ, А. МАКСИМОВИЧ и другие. В 1891 г. в Киеве был основан первый постоянный русский театр Г. СОЛОВЦОВА.
Непосредственное участие в музыкальном театральном творчестве принимал композитор Н.ЛЫСЕНКО. Он создал оперу "Тарас Бульба”, написал музыку к пьесе И. Котляревского ”Наталка Полтавка", ряд других опер, оперетт, хоров, романсов и тому подобное. Знаменитый певец С. ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ создал оперу "Запорожец за Дунаем„, композитор М. АРКАС - оперу ”Екатерина" на текст одноименной поэмы Т. Шевченко.
Развитию изобразительного искусства в Украине способствовало общество передвижных художественных выставок (”передвижники") в России, членами которых были украинские художники. В Одессе, Харькове, Киеве были открыты художественные школы (впоследствии - училища). Выдающиеся художественные произведения создали Л. ЖЕМЧУЖНИКОВ, И. СОКОЛОВ, М. ПИМОНЕНКО, С. ВАСИЛЬКОВСКИЙ, К. ТРУТОВСКИЙ, М. ЯРОШЕНКО и другие. Выдающийся русский художник И. РЕПИН, родившийся в г. Чугуеве на Харьковщине, с огромной художественной силой обрисовал жизнь украинского народа. Его картины "Запорожцы”, „Бурлаки”, "Вечерницы" широко известны во всех странах мира.
Таким образом, несмотря на тяжелые условия жизни и преследования по национальным и социальным причинам со стороны Российской самодержавной власти и австрийского цесарства, культура Украины в течение второй пол. XIX в. достигла больших высот и имела значительные успехи, которые обогатили мировую культуру.
Свидетельство о публикации №224021300841