11. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА 11.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им:" Порождение ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего  гнева?"

Святитель объясняет нам, что  простой народ и фарисеи приходили креститься к Иоанну с разными мыслями. Простой народ,, даже не пребывая в полной вере к проповеданному, приходил в простоте сердца, и исповедывал грехи свои перед крещением, а фарисеи же  пришли, потому что хотели уловить его.
Даже в вопросе " Не Христос  ли он?" была уловка. Они знали, что Христос придёт из веси Давидовой, а Иоанн был от колена Левиина.
К фарисеям Иоанн, которому Бог открыл их тайные мысли, обращается бесстрашно:  "Порождение ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?"
Святитель восхищается им: " Какова высота Духа!".. с какой свободой обличает он и их самих,  и родивших их!"
Он отмечает,  что в  речи  Иоанна есть и удивление при виде их покорности и смущения..
Грозное обличение Иоанна  было дано фарисеям  для их смягчения и пробуждения к покаянию.

2. Святитель подробно рассказывает нам об  обращении Иоанна Крестителя к фарисеям  который не останавливается на одном обличении, но даёт им  совет: "Сотворите плоды, достойные покаяния!" Ибо   "ныне придет Сам Судья и Господь Царства, чтобы возвести   нас к высшему любомудрию, возвать на небо и привлечь в тамошние обители; потому -то он  и говорит о геенне, что теперь как награды,   так и наказания вечны."
Самое главное,  Иоанн Креститель предостерегает фарисеев не полагаться на благородство своих предков.- Авраама, Исаака и Иакова.
Предостерегает их от этой гордости, говоря: "Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" ( Мф.3:9).
Святитель обращает наше внимание: "Видишь ли , как Он (Иоанн) отводит   от плотских мыслей и надежды на предков, истребляя в фарисеях  мысль о родстве по плоти, вводит родство по вере?"

3. "Примечательно - говорит нам Иоанн Златоуст- как он (Креститель) умножает их ( фарисеев) страх и возбуждает их беспокойство
последующими словами  " Уже секира при корени древа лежит'. Что может быть ужаснее этого выражения? Ты видишь уже не серп летящий, не ограду разрушенную, или виноградник потоптанный, но острейшую секиру. И что ещё ужаснее, лежащую при дверях."
Иудеи привыкли, что пророчества  сбываются через многие годы. А тут пророчество предвещает близкие бедствия, потому что пришедший, о котором возвещает пророк " уже не раб, как приходившие прежде, но сам Господь всяческих, в руке Которого страшное и ужасное наказание. Секира уже прикоснулся к корню, и лежит возле него, что исключает всякое замедление... Само посещение ставится в зависимость от вашей воли. Если вы покаетесь и сделаетесь лучшими, то секира будет отнята от корня, ничего ему не сделавши".
Таким образом,   Иоанн хочет избавить фарисеев от беспечности и  пытается пробудить их к покаянию.

4.Иоанн Креститель предупреждает фарисеев:" Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огонь вметаемо!"
Иоанн Златоуст  так толкует это обращение:  "Этими словами он (Креститель) показывает, что нужны только одно желание и вера, а не труды и подвиги; и как легко креститься, так легко перемениться и сделаться лучшими...
Он  ( Креститель) начинает беседу о Христе, но не просто, а отдавая Ему великое преимущество: "Ему же несть достоин разрешить ремень сапоги Его".
" Тот вы крестит Духом Святым и огнем".
Святитель говорит нам: "Видишь, какова мудрость Крестителя! Когда сам говорит, то гоаорит все страшное и ужасающее, когда же посылает ко Христу, то уже говорит кротко и утешительно...Не говорит уже ни о секире, ни о древе посекаемом  и  во огнь вметаемом, ни о будущем гневе, но указывает на отпущение грехов, отнятие наказания, оправдание, освящение, искупление, усыновление, братство и участие в наследии и обильное излияние Святого Духа".

5. Святитель Иоанн Златоуст толкует дальше: "Высказав приятное, и тем ободрив и успокоив слушателя, он (Креститель) снова  начинает теснить его, чтобы не впал в беспечность. Таков уж был народ иудейский, что среди благ он скоро приходил в расслабление и делался хуже. Потому Иоанн снова угрожает ему: " Ему же лопата в руце Его".
Раньше он  сказал о наказании, а здесь показывает уже и Судию, и представляет вечность казни: "плевы, говорит он, сожжет огнем неугасающим"...
Иоанн два действия приписывает Христу: крестить Духом Святым и предать неверующих огню.
Итак, если должно верить первому, то и последнему необходимо".

6.Святитель ещё раз  указывает на особенности обращения Иоанна кo народу и фарисеям.
" Не думайте, говорит Он ( Креститель), что достаточно одного Крещения, если вы после жили нечестиво. Нет, нам нужно много добродетели и любомудрия. Таким образом он ведёт их  от секиры  к благодати и воде Крещения, а вслед за этим угрожает лопатой и огнем неугасающим.
...Многие из  веровавших имели жизнь, недостойную веры. Итак, никто не должен быть плевелами  (сорняками), никто не должен быть легким в веянии или до того предаваться дурным наклонностям,  чтобы они всюду увлекали его. Если пребудешь пшеницею, то хотя бы и постигло тебя искушение, не потерпишь никакого
зла,  так как на гумне зубчатые колеса телеги не раздробляют пшеницы.
Если ты смешаешься со слабой соломой, то и здесь будешь претерпевать несносные бедствия, угнетаемый всеми, а там тебя постигнет вечное наказание.
Иоанн Златоуст  обращает наше внимание, что Креститель  не сказал о тех знамениях и чудесах, которые вскоре произойдут через Христа,
потому что дарование Святого Духа Тем, Кто может отпускать грехи,  было величайшим из чудес.
" Указав главное,  о Крещении Духом Святым,  - по словамх Иоанна Златоуста- он (Креститель) все обьял: попрание смерти, истребление грехов, уничтожение проклятия, освобождение  от продолжительной борьбы, вход в рай,  восхождение на Небо, общение с Ангелами. участие в будущих благах  - получение Духа служила залогом всего."
Итак, Иоанн Креститель "сказал все, в чем все сомневались,а именно, что  Христос есть Сын Божий,  что он несравненно превосходит Иоанна, что он вземляет грехи мира, что Он подвергнет Суду дела наши, что наша жизнь не  ограничивается настоящим, но что каждый получит праведное воздаяние  за гробом".

7. Святитель призывает нас: " Итак. зная это, будем рачительны, доколе находимся на гумне; здесь ещё можно и из плевел обратиться в пшеницу, так как из пшеницы многие сделались плевелами. Не будем же ослабевать, не будем увлекаться всяким ветром, не будем отделяться от братий наших, как бы они не казались малы и незначительны...
Нам следует проводить жизнь с великим рачением. Потому то мы часто и собираем вас сюда ( в храм), не для того, чтобы вы только   приходили сюда, но
для того, чтобы вы получили и какие то плоды от пребывания здесь.
Если вы будете выходить отсюда без всякого плода, то, хотя бы всегда ходили сюда, ваше хождение и присутствие ничего не будет значить.
Пропев 2-3 псалма и кое-как совершив обычные молитвы. вы расходитесь, думая, что этого достаточно для вашего спасения.
Слышали, что говорит Бог через пророка?
"Это народ приближается ко мне устами своими и языком своим чтит меня, сердце же его далеко отстоит от меня" ( Ис.29:13).
Увещевание  Святителя Иоанна Златоуста  усиливается...
"Пусть же это будет сказано не про нас.
Поэтому изгладь буквы, или, лучше, те начертания, которые дьявол напечатлел в душе твоей, и принеси мне сердце, свободное от всех житейских смятений, чтобы я мог написать беспрепятственно на нем то, что хочу.
Теперь ничего нельзя видеть в нем, кроме дьявольских письмен: хищения, любостяжания, зависти и злобы. Потому то я, когда беру ваши листы, не могу даже читать их; и не нахожу тех букв, которые мы написываем вам в дни воскресные и с которыми отпускаем вас, но нахожу вместо них другие- негодные и искривленные.
Мы стираем эти буквы, и опять пишем духовные...
Какое из этого выйдет следствие?
Если я не буду говорить об этом, уже знает совесть каждого..."

8. Святитель дает нам бесценный совет подражать малым детям, которые сначала учат буквы, потом слоги, потом складывают слова и научаются читать и писать.
" Разделивши добродетель на части, прежде всего научимся не клясться (не злиться),  не злословить... научимся не завидовать, не любить плоти, не угождать чреву, не упиваться, не быть жестокими и нерадивыми; от этих добродетелей перейдём к духовным, и будем стараться...о целомудрии, правде, презрении славы, о кротости и сердечном сокрушении. И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женой, детьми."
"Ты перестанешь браниться, если не будешь бранить ни жены, ни раба, никого другого  из  своих домашних."
Святитель дает советы как дома не тщеславиться  перед слугами, не злословить других вместе с женой, как стать великодушным.
Пусть дом будет местом борьбы подвижничества в добродетели, чтобы научившись хорошенько здесь, ты мог с великим искусством обращаться в обществе."
Иоанн Златоуст, советуя подвизаться в добродетели прежде всего дома, предлагает при преткновениях взять добровольно на себя епитимью  (посты, поклоны),  которая "не вред причинит нам, а величайшую пользу".
Также советует""Пусть всякий, придя домой, призывает жену свою,  расскажет ей, что выслушал, возьмёт в помощницу и с этого же дня  вступит на это прекрасное поприще, укрепляя себя елеем Святого Духа.."
"Когда же утвердишься в навыке такого благомудрия, то уже не будешь преступать каких-то заповедей по нерадению. Как легко спать, есть, пить, отдыхать, также для нас легко будет исполнение добродетелей."
В награду за труды "" мы  будем  наслаждаться постоянным спокойствием, и  направив наш нагруженный сокровищами корабль к тихой пристани, удостоимся неувядаемых венцов, которые из сподобимся получить все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,  Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии