Сретение

Сегодня год прошёл, как нет с нами мамы.
Господь сподобил её духовному очищению через физические немощи и страдания.

Вспоминаю этот день, 13 февраля 2023 года.
Мама спала на своём диванчике и утром, просыпаясь, как будто позвала меня негромкой фразою: "Господи, помилуй".
Это было необычно, потому что она всегда звала меня: "Юрочка..." а тут – "Господи, помилуй".
Я понял, что сегодня ей предвиделось назначение предать жизнь в Его руки, но ещё не верил...
Она попросила кагора. Самостоятельно пить мама уже не могла, только лёжа принимала жидкость, влитую в рот из шприца.
Через два часа она попросила молока. И того, и другого – понемногу.
Меня осенило: она прощается со своими любимыми вкусовыми ощущениями!

Тогда я сел за пианино и исполнил "Лунную сонату", которую часто ей играл. От этого божественного, неземного произведения Бетховена у меня самого мурашки по телу… А у мамы как будто пропал дар речи, я слышу невнятный отрывок фразы: "Тич"…
В последние годы мама постоянно кормила птичек за окном, поэтому я догадался о её желании, спрашиваю: "Птичек покормить?"
Отвечает: "Ага".
Принёс из кухни полную гроздь хлебных крошек, открыл большое окно и кинул на козырёк подъезда. Как всегда слетелись дворовые голуби, чайки, вороны… издавая каждый свои звуки благодарности.
Когда закрывал окно, коснулся ладонью морозного стекла и сначала не придал этому значения.
Она позвала меня: "Юрочка, ты где?"
"Я здесь", – отвечаю и вкладываю в её бледную руку свою ладонь. Она говорит: "Хорошо..." и перебирает пальчиками мою руку. Её рука холодная, как оконное стекло! Меня всё это удивляет: по сути – она прощалась с земными привычками, со своими любимыми птицами за окном, а теперь и со мною...

Я тут же звоню отцу Андрею Вахрушеву, секретарю Псковской Епархии: "Батюшка, найдите, пожалуйста, свободного священника, срочно исполнить чин на исход души моей мамы!"

Пока ждали священника, жизненные силы уже стали покидать. Мама лишь изредка издавала гласные звуки… Прислушался, говорит: "Ю". На марийском это значит "пить". Хотя по-марийски она в последние лет 20 не говорила!
Спрашиваю: "Попить хочешь?"
Отвечает: "Да".
Принёс родниковой водички. Выпила с жаждою несколько шприцов.

Через час приезжает сам отец Андрей. Говорит, никого не нашёл.
Он сразу её спросил, будет ли она исповедоваться и причащаться святых Христовых Таинств. Мама ответила: "Да, буду".
Её ответ обрадовал батюшку – оказаться посредником в таинстве соединения её души с Богом и стал готовиться…
Что примечательно, накануне вечером звонила монахиня Гавриила из Снетогорского женского монастыря справиться о здоровье мамы и посоветовала мне записать за неё её грехи. Оказывается, так можно, когда болящий человек уже не в состоянии даже говорить. А маму свою я хорошо знаю с самого моего рождения, да и она постоянно исповедовала мне всю свою жизнь во всех подробностях… Поэтому её грехи записать мне не составило особого труда.
Этот длинный список ещё с вечера лежал на столе, на котором теперь отец Андрей расположил священные предметы для Причастия.

Во время исповеди он со страхом прочитывал её грехи, осеняя Крестным Знамением каждый в отдельности, повторяя "Господи, помилуй!" потом с гневом разорвал лист на мелкие кусочки, отдав мне со словами: "Сожги в церковной печи"…
После Причастия святых Христовых Таинств мама ещё несколько раз интересовалась, рядом ли я, повторяя: "Юрочка, сыночек…"
Батюшка строго посмотрел на меня: "Вы уверены, что – время читать Канон на разлучение души от тела? Для этого должны быть явные предпосылки…"
Я поделился с ним сегодняшними знаками, на что он, качая головой, только сказал: "Ну, смотрите!.." как бы наказуя меня в ответственности за сие священнодействие.

И он всё же начал…
После 50-го псалма, на словах 6-й песни: "Се, ныне разлучается с болезнию душа от окаяннаго моего телесе…", мама стала издавать звуки стона.
Только потом, после ухода священника, я понял, что душа её в это время отошла, а тело продолжало дышать – голосовые связки без контроля сознания вибрировали в потоке дыхания.
Перед уходом батюшка сказал, что никогда раньше не испытывал такого трепета в душе при чтении этого Канона, как в этот раз, и заметил: "Теперь никто тебя не позовёт «сыночек»…"

И действительно, она больше ничего не говорила и не отвечала на вопросы, а только тихий голос сопровождал каждый её выдох. И во время очередной обработки раны она уже совсем не реагировала на боль.
Она была без сознания.

Через два часа я читал маме вечерние молитвы "на сон грядущим".
На словах: "Ослаби, остави нам прегрешения наши вольные и невольные..." она затихла. Короткие бесшумные выдохи стали всё реже и короче, пока, наконец, не вышел последний выдох.
Осталась не прочтенной последняя молитва: "В руце твои, Господи, предаю дух мой..." С этими словами я взял её обмякшую правую руку, соединив троеперстно, и перекрестил её. Сердце уже не стучало...

Сообщил по телефону отцу Андрею об этой вести.
Он ...после паузы сказал: "Только избранные люди удостаиваются такой чести – так мирно и свято закончить земной путь. И не каждому священнику выпадает в жизни совершать Таинство исхода души именно в сам момент её перехода".

Отпевание пришлось на праздник Сретения Господня – встречи с Господом.



P.S. Потом она мне приснилась.
Мы зашли с ней в большой «касёвский» магазин на моей родине в городе Нефтекамске. Там я её потерял, пока покупал ей мороженное. Нигде не мог найти и дошёл до нашего барака, где мы раньше жили. Пытался позвонить ей по мобильному, но сети, естественно, не было. И тут мне кто-то подаёт пластиковый стаканчик, из которого я услышал голос мамы: "Я здесь, сынок!"
Спрашиваю: "Ты где, мам, я тебе мороженное купил!"
Она отвечает: "Здесь, возле вашего источника"…
Я соображаю, до "нашего источника" в Псковской области 2,5 тысячи километров, как она смогла дойти туда за 10 минут?!

А проснувшись, понял – маму-то мы похоронили на древнем кладбище Чирского погоста, рядом с местом явления образа Пресвятой Богородицы «Чирская», где мама любила бывать вместе с нами последние годы своей жизни.
По преданию, около XIII века из-под корней яблони, на которой явился образ Пречистой Девы, забил родник.
Этот источник мы и благоустраиваем с неравнодушными людьми уже лет десять.
Рядом с источником выросла молодая яблонька с необычными плодами, покрытыми как будто матовым шершавым "сусальным золотом"!


*Профиль в Контакте: Чирской Заповедник.
*На фото - Зинаида Апаева в Святогорском монастыре.
Пушкинские Горы, 2020 год.


Рецензии