Послесловие

Вадим Чернышёв, знаток и кудесник русского слова. Мне очень жаль, что «Дом под буквой «Т»» – в череде книг, выходящих уже после его смерти: в 2024 году Вадиму Борисовичу исполнилось бы 90 лет. Очень своеобычная, полная тонких наблюдений, грустной иронии, а ещё больше самоиронии, цепочка документальных зарисовок-эссе об одинокой жизни в глухом уголке сказочного русского Севера – Заонежья. Почти Зазеркалья. С другой стороны, и то верно: Вадим Чернышёв сполна разделяет рулетку большинства отечественных серьёзных писателей. Что становятся если не знаменитыми, то во всяком случае в меру известными, увы, только после своей смерти. Так получилось, что усилиями его младших друзей, и в первую очередь внука легендарного патриарха современной русской литературы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, Александра Соколова, творчество Чернышёва, ранее больше известного среди любителей природы, охоты – тут Вадим Борисович шёл по тропе, проложенной некогда ещё Владимиром Арсеньевым и его талантливыми предшественниками, - с годами стало всё активнее и настоятельнее вливаться в общее, неспецифическое, русло нашей современной литературы. Просачиваться, пробиваться к широкому читателю. И даже приобретать в силу глобальных, и не только экологических, обстоятельств нашего бытия дополнительную провидческую остроту и актуальность.
Эта книга, долго пребывавшая в рабочем столе писателя, тоже родилась не без помощи замечательных «повитух», младших друзей писателя. Более того, один из них, прекрасный современный фотохудожник, певец русского Севера Виктор Усков, стал, наряду с очень колоритными «аборигенами», вполне законным жильцом «Дома под буквой «Т»»: и скромным персонажем, и талантливым соавтором. Сборник щедро иллюстрирован его работами. Книгу сопровождают, по-своему обогащают и замечательные, экспрессивные рисунки Бориса Игнатьева, обложка её создана молодой художницей Екатериной Ивановой.
Слово – оно даёт импульс и художественному, «живописному» прочтению книги, и собственно её чтению. Импульс читателю. «В начале было Слово…» Что ж, эта печально-проникновенная и вместе с тем брызжущая натуральной человеческой жизнью – в гармонии с природой – книга, будем считать, становится умным, поучительным, но не назидательным, завораживающим послесловием к биографии большого русского писателя Вадима Чернышёва.
И не только его: художника Бориса Игнатьева, какое-то время также делившего кров любовно описанной здесь лесной избушки со странствующими друзьями, сегодня, увы, уже тоже нету в живых. Так что сборник – и продукт творческого содружества талантливой троицы, и просто память о мужской несуетной дружбе, что тоже дорогого стоит.


Рецензии