Сретение Господне

Сретение Господе – праздник, под которым традиционно подразумевается встреча Ветхого и Нового Завета: Ветхого в лице смиренного старца праведного Симеона Богоприимца и праведной Анны Пророчицы и Нового в лице богочеловека младенца Иисуса Христа.
Кем для иудея того времени, да и сегодняшнего то же (они, кстати сказать, до сих пор Его ждут), являлся Христос (помазанник, так переводится это слово с греческого, а на еврейском оно звучит, как Мошиах)? Царем! Он для них является царем, они ждут царя, который должен придти и утроить царство Израилю, т.е. вознести израильтян над всем миром, как это было при царе Соломоне и они это помнят до сих пор. И в этой части исторической памяти иудеям нужно отдать должное. Но Христос пришел нищим, ведь Матери Божией и обручнику Иосифу не за что было купить жертвенного ягненка, как это делали богатые иудеи. Они принесли в жертву, как известно из Евангелия, двух голубиц (Лк. 2:24), что обычно делалось теми, кто был небогат или, проще говоря, беден. На Христе, принесенном в храм, исполнились все ветхозаветные пророчества, все без исключения, но – Его не приняли, как о том свидетельствуют дальнейшие Евангельские события. В своем большинстве народ иудейский не признал в Нем своего царя и Миссию, не признал Того, кого они ждали и о Ком читали каждую субботу и в Иерусалимском храме, и в своих синагогах по всему тогда культурному пространству стран, что были под властью железного Рима и где они (иудеи) были рассеяны. Среди прочего они читали и слова ими глубоко уважаемого пророка Моисея, на которого не раз ссылались в спорах со Христом, хотя как раз Моисей и сказал о Мессии, что Бог пошлет вам пророка, такого же, как и я, его слушайте. Но этого пророка, а именно Христа Иисуса – не приняли. Возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему не приняли Того, о Ком, казалось бы, знал каждый правоверный иудей: и когда Он родится и где, и от Кого, – все им Бог открыл о Том, о Котором Сам им сказал: ждите. И уже пророк Даниил, а точнее Бог через него, дал точные указания своими семьюдесятью седминами, весть о которых получил от архангела Гавриила, и тут не лишним будет это процитировать: «Даниил! (обращение архангела Гавриила, прим. мое) теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны видения и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9:22-25). Ну, казалось бы, куда еще очивидней!? Но – Его не приняли. И вновь: почему? Из-за гордыни! Из-за великой гордыни и не побоюсь этого слова. Иисус Христос не оправдал их ожиданий. Им не нужно было то Царство, о котором говорил Христос, что Царство Мое не от мира сего; им не нужна была правда, о которой говорил Христос. Но им нужно было то, чего хотели они: владычества над всем миром, как и писалось выше. Ни много ни мало, но им нужен был царь, который стал бы во главе всего мира, а они бы хозяевами, а гои (не потомки Авраама) их рабами! Но Христос, повторюсь, не оправдал их ожиданий. Т.е. они вкладывали в писания не тот смысл, который заложил в них Бог Яхве, Адонай, Саваоф и далее по именам через пророков, но тот, который был им удобен, что им хотелось, хотелось их гордому разуму и такому же сердцу. Это как раз тот случай, когда реальность не совпадает с ожиданиями. Иудеи ждали свержения власти Рима и господство над всеми, а тут пришел нищий Христос: ни кола ни двора, и еще о каком-то Царстве говорит, которое, оказывается, вдобавок не от мира сего!? Вышедший из Себя глупец, а попросту сумасшедший – так они о Нем отзывались во время проповеди Христовой им о спасении от греха. «От Рима нужно спасаться, веди нас, поднимай восстание, стань вождем и мы пойдем за тобой, весь народ пойдет!» А нет, не тут то было: Царство Мое не от мира сего! А еще, что добавило жара в огонь ненависти националистов-фарисеев ко Христу, этот Самый Иисус Себя Сыном Божиим объявил!? И с нечистыми Самарянами общается!? Не пророк Он! На Крест! Но после распятия они, конечно же, поняли, Кого они распяли, особенно, когда разрушены были сыном римского императора Веспасиана Титом Флавием и храм, от которого осталась только стена плача, а потом уже и Иерусалим. И им бы покаяться, но гордыня, великая их гордыня стала и до сих пор стоит стеной на пути покаяния. Потому они теперь уже открытые богоборцы, а не обманутые своими ожиданиями наивные романтики.
Знаете в чем сходство не принявших тогда Христа иудеев с впоследствии возникавшими ересями и соответственно их предводителями, главными идеологами – ересиархами? Знаете в чем? В той же фарисейской гордыне. И те и те из-за гордости не принимают истину в том виде, как она есть, но готовы принять и потому принимают ее лишь в том виде, в каком она им удобна, в котором она оправдывает все их ожидания. Если первые прямо не приняли Христа, потому что Он не оправдал их надежд, то последние не приняли Его, но уже, так сказать, косвенно: вроде бы Христа Иисуса и принимаем, а, вот, то, что Он говорил – то же принимаем, но(!): в том виде и понятии, в каком нам удобно, а не истинном смысле, который вложил в эти слова Сам Господь Иисус Христос! В чем принципиальная разница между Православием и всеми остальными ересями, кричащим – часто на разрыв – что они, яко бы, строго следуют за Христом? А в том, что Православие исповедует истину в том виде, в котором она открыта Христом, пусть она и не всегда удобна и для ветхой плоти, и для ума, а ереси руководствуются исключительно своим возгордившимся разумом, поставившим себя выше правды Божией и ветхой плотью, не желающей поступиться своими греховными привычками. Хотя Сам Христос говорил в Евангелии, что «входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Это что касаемо плоти. А о хранении ума от превратного понимания Писания отлично писал апостол Павел: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если (!) преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам» (1 Кор. 15:1-2). Слышите: «если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам», вкладывая в мои слова тот смысл, который вложил в них Сам Господь, а не тот, какой вам хотелось видеть из-за неудобности исполнения этих самых слов. А вспомните случай, когда Христа оставило большое количество учеников, потому что Он сказал им о том, что даст им есть Свою плоть и Кровь. Эти слова смутили их, потому как казались ненормальными и «многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать» (Ин. 6:60) и «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Т.е. их ум, ослепленный гордыней собственного разумения, не желал поверить в истину и принять ее. Они  не могли вместить в себя слова о необходимости для приобщения к вечности вкушать истинные Тело и Кровь Христовы, Которые Он дал впоследствии и что делаем мы – православные христиане – на каждой Евхаристии.
Христос сказал от лица Соборного разума Церкви на первом Вселенском соборе: Я не есть творение, пусть и высшее, как ты, Арий, учишь, но Я такой же Бог, как и Отец, пославший Меня в мир, у Меня одинаковая с Ним природа! Но Арий, как известно, не смирился и в гордыне своей не признал слова Христа. Также и еретику Аполлинарию в своем время говорил Христос опять же Своим Соборным голосом: Я воспринял в Себя всю человеческую природу во всей ее полноте, а не только ум, как ты, Аполлинарий, учишь. В лице свт. Григория Богослова Христос сказал Свое знаменитое «что не воспринято, то не уврачевано»! Но – Апполинарий в своей гордыне остался не приклонен. И так далее по всем ересям, вплоть до современных. Гордыня – главное препятствие в деле спасения! Дьявольская гордыня! И любой человек, упорствующий в своем заблуждении, не войдет в Царство Божие, потому что он не принял истину в чистом виде апостольского учения, хранящимся неповрежденным  только в Церкви Православной! Однажды мне довелось слышать слова одной бесноватой, а точнее ее крик о том, что «все веры в ад идут, и только православные спасаются!» И она права, а точнее бес, сказавший через нее правду, хотя она (правда) и чужда ему, по словам Христа, ведь он (бес) лишь тогда говорит свое, когда лжет, но и правду говорить может, как в том случае, когда бесноватый сказал на Христа, что, мол, знаем, Кто Ты, Святый Божий, – и это была правда, не ложь, а правда, да, она для беса не свое, потому что стала чужда его извращенной природе, но она осталась даже в его устах правдой и не потеряла своего спасительного свойства. Но, если поддаться соблазну следовать за ходом дальнейшего рассуждения, то здесь хочется спросить у всего падшего ангельского мира: почему вы, бесы, признавая Бога Богом, не каитесь в своем заблуждении, а продолжаете упорствовать, почему? Гордыня – единственный ответ, могущий в полной мере удовлетворить поставленный вопрос! Гордыня, величайшая их гордыня!
Ученый муж Симеон, природный иудей, сын Авраама, когда при переводе с еврейского на греческий текста Священного Писания дошел до места в книге пророка Исаии о рождении Христа от Девы (Ис. 7:14), задумался и решил исправить это место, потому как правда слов не согласовалась с его разумом: как это может быть, чтобы от Девы, т.е. от не знавшей мужа девушки, может родиться ребенок? Но как только он приступил к этому, то ангел Господень тут же явился ему и сказал, что не умрешь, пока сам не увидишь исполнившимися эти слова. И вот этот самый Симеон, отложив гордыню, смирился, принял правду Божию такой, как она есть, а не такой, как ему хотелось ее видеть, как было удобно ему, удобно его возгордившемуся ученому разуму, а гордится было чем. После этого, как известно из предания, он прожил более трехсот лет, триста лет ожидания! и, уже уставшим от жизни глубоким старцем, наконец, увидел своими глазами Того, Кто действительно родился от Девы, сейчас стоявшей рядом с ним, Симеоном, и, взяв на руки младенца Иисуса, вознесши Его, произнес свои пророческие слова: Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое… И старец Симеон, действительно, умер в мире с Богом, потому что смирился и принял правду Божию так как она есть, заставив замолчать свой кичащийся разум, и именно поэтому он узнал из тысячи младенцев сынов Иуды Того, Кто родился от Девы, узнал и Встретил Его, поскольку не был, как прочие гнавшие Иисуса, ослеплен фарисейской гордыней.
И потому, уже завершая, можно смело сказать, что наступающий великий праздник научает нас, прежде всего, тому, что только смиренному уму и сердцу, готовому поступиться своей правдой перед правдой Самого Бога, открывается Сам Бог и истина Священного Писания, пусть и не всегда удобная, а иногда даже и абсурдная, но никогда не противная словам Того, Кто сорок дней назад родился от Девы.
Берегитесь ересей.


Рецензии