Под стук колёс

Под стук колёс

- Рита, ты снова пишешь? - заглянув ко мне, спросила мама.
- Да, мамочка, пишу. Помнишь историю моей попутчицы в поезде? Я тебе рассказывала. Про бабу Ляну? Как она внука обрела.
- Помню. Такую судьбу трудно забыть. А, может, тебе чаю принести?
- Было бы в самый раз. Спасибо, родная.
___________
Пузатая сумка упиралась, не хотела лезть в уголок под изголовье моей нижней полки.
Но я упрямее. Минута - и дело сделано.
Хорошо, что поезд ночной! Сейчас лягу, а проснусь – уже на месте. Интересно, с кем придётся ночь коротать?
Только бы без ребёнка, а то и не уснёшь!

Мой запрос о соседях, попал, видимо, в нужный отдел Небесной Канцелярии.

Стук в купе. И дверь тут же распахивается. Я вижу проводницу, а рядом маленькую старушку.

- Прошу любить и жаловать. Помогите бабушке вещи убрать. Спокойной ночи, - протараторила проводница и исчезла.

Смотрю на старушку. Глаза будто прозрачные, как маленькие озёрца, в лучиках морщинок. Красивый платочек с цветочками, ситцевое платье. На ногах – удобные мягкие туфли.
Поправляет седые волосы, улыбается.

Улыбка - совсем детская, добрая. И вся она какая-то светлая, удивительная. Даже конопушки на щеках светятся.
Не помню, чтоб мне последнее время встречались бабушки с веснушками.
Неужели рождаться такие перестали? Последние, видимо, остались в лице моей попутчицы.
- Доброго здоровьичка, дочка, - прервала мои размышления старушка.
- Я - баба Ляна. К внуку вот поспешила. Правнук у меня родился. Счастье-то какое. Не думала, что доживу до радости такой, - продолжила попутчица.
Я в ответ представилась и спросила, почему для неё радость рождения правнука столь удивительна.
Она глянула на меня серьёзно, и словно тень по лицу пробежала.

Помолчала немного и начала свой рассказ.
У Ульяны Егоровны, бабы Ляны, была счастливая семья. Муж, сынок Вася. Жили дружно.
Дом их стоял в частном секторе маленького городка.
Сын подрастал, а они с мужем радовались, глядя на него. Да только вот беда окаянная в дом пришла. Заболел муж и вскоре умер.
Остались они с Васенькой одни.
Погоревала она да сжала себя, словно тисками крепкими. Сына надо растить.

Подняла его, выучила, женила. Сноха ласковая досталась Василию. Внучка родилась.

И снова замолчала бабуля.
Вздохнула тяжко так и продолжила:
- Была семья, да разом не стало.
- Как так? - охнула я.
- Разбились на машине. Осень сырая тогда стояла. Иду с кладбища, а ветер треплет меня. Мёрзлый дождь по щекам бьёт, - еле слышно произнесла баба Ляна и опять смолкла.

Я не тороплю. Жду, думаю - как же она с горем справилась?
А старушка как будто прочитала мои мысли и ответила:
- Словно сажей мне глаза замазали. Ничего не видела. Слегла и лежала целыми днями. Не ела, не пила, не спала, смотрела в потолок и молила Бога, чтоб забрал меня к ним. Соседка каждый день прибегала, умоляла поесть. Вместе со мной плакала.

И снова молчит баба Ляна.

Подняла её на ноги всё та же соседка, спросив однажды, на кого она могилки оставит?
С трудом, но встала, принялась за привычные дела. Но всё как во сне, как будто это не с ней.

Первым делом сходила на кладбище. Поплакала и пообещала, что не оставит родные могилки сиротами.

В городке у них был интернат для обиженных судьбой ребятишек.
Дорога в магазин проходила как раз мимо него. Баба Ляна каждый раз видела детей.
Они с шумом бегали по двору, кидались снежками, строили ледяную горку. Зима уже пришла по-настоящему.

Вот там, среди играющих мальчиков, и заметила однажды Ульяна Егоровна мальчугана, чем-то так похожего на Васятку.
Остановилась и долго наблюдала за ним. Он тоже обратил внимание на странную бабушку.
После этого она стала брать гостинцы для мальчика. А вдруг подойдёт. Так и случилось.
А имя у него такое красивое оказалось - Матвей, Мотя.

В очередной раз, направляясь в магазин, моя попутчица стала свидетельницей разговора мальчика с ребятами.
Интересовались, кто эта женщина, которая угощает его пирожками да конфетками.
Матвей ответил, что это его бабушка. "Так у тебя никогда не было бабушки", - заспорили они в ответ.
- Была. Это я потерялся. А теперь вот нашёлся, - с гордостью парировал мальчик.

Словно гром среди ясного неба грянул для бабы Ляны.
Сосулька ледяная, что на сердце выросла в эти страшные дни, вдруг растаяла.
Поняла Ульяна Егоровна, что она должна сделать.

Всё узнала у директора интерната про Матвея.
Оказалось, что мать от него отказалась в роддоме, а отец и вовсе неизвестен.

Начала собирать документы на опеку над мальчиком.

Быстро словами рассказать, но не так быстро сделать.
Помогли добрые люди оформить опеку.

Заново начала жить баба Ляна. Поняла, умирать ещё рано. Надо Мотю на ноги поставить. В люди вывести.
Мальчик оказался внимательным, ласковым. Её только бабулечкой любимой называл. Во всём помогал. И в огороде, и по дому. И по сию пору любит и помогает.
Учился в школе на одни пятёрки.
Закончил учёбу с золотой медалью. Поступил в институт. Женился. И вот правнук народился. И опять ей умирать рано.

Рассказала свою историю Ульяна Егоровна и снова лицом посветлела, заулыбалась.

А утром её встретил внук Матвей. Рослый, красивый молодой человек. Обнял и даже чуть приподнял любимую бабушку.
Оба радостно смеялись.
Когда они уходили, баба Ляна крепко держала руку Матвея в своей.
Я смотрела на них глазами полными слёз, и таяла от счастья.
Бессонной ночи мне было не жаль.


Рецензии