Котлеты со слезами вместо соли

Когда женщина сказала, что ее зовут Анжелика, я подумала:
- Это имя ей совершенно не подходит.
 Не знаю, как у Вас, а в моем понимании человек с именем Анжелика должен быть уверенным в себе, с прямой осанкой, общительный, веселый или серьезный, с деловой хватай. Перед нами же была неуверенная в себе, молчаливая, сутулившаяся женщина 55-60 лет.
По воле случая мы три женщины оказались в одном купе. Анжелика, Лена и я.
 У нас с Леной быстро нашлись общие темы для разговора. Анжелика робко поглядывала на нас и отмалчивалась, иногда позволяя себе улыбнуться одними уголками губ.
 Откровенно говоря, я этого не заметила, а вот Лена через пару часов знакомства спросила:
- Анжелика, почему у тебя такой виноватый вид будто ты в чём-то провинилась перед нами? Ты постоянно отводишь глаза в сторону, если случайно встретишься взглядом.
 Женщина испуганно вздрогнула, посмотрела на попутчицу и тут же отвела взгляд. Тихо ответила:
- Это последствия девяностых.
- Что же ты такого натворила в девяностые, что до сих пор стыдно в глаза смотреть? - не унимается Лена.
 Не поднимая головы, Анжелика шепотом отвечает:
- Это долгая история.
- А мы не торопимся - нам ещё долго вместе ехать, - вставляю я свои пять копеек.
 Женщина робко смотрит на меня.
- Обожаю историю из жизни попутчиков! - тут же выпалила Лена.
- Ты пойми одну простую истину: мы не знали друг друга до сегодняшнего дня и после совместной поездки вряд ли будем общаться. Это твой шанс выговориться, снять груз с души.
 Анжелика вздохнула.
- Наверное вы правы. Можно я начну с предыстории?
- Как тебе будет угодно.
*** 
 Я вышла замуж в 1984 году и с интервалом в полтора года родила двоих сыновей. Мы с мужем жили дружно, во всём помогали друг другу, ведь надеяться нам было не на кого.
 Супруг был поздним ребёнком и в 17 лет остался сиротой.
 Я из многодетной, неблагополучной, как сейчас говорят, семьи.  Родители часто выпивали, мы росли сами по себе. Считается, что таких семьях дети дружные и помогают друг другу. Не в нашем случае.
 Старшая сестра в 16 лет ушла из дома. Она могла неделю пожить у одной подруги, неделю у другой и так далее. Вскоре сестра бросилась в школу и вышла замуж.
 Следующий по старшинству брат после восьмого класса поехал подавать документы в училище и домой не вернулся.
 Третий по счету брат Егор - единственный любимчик бабушки по папиной линии. Его она забрала к себе, как я слышала, в 4 года. Егор иногда приходил к нам в гости, но крайне редко.
 После Егора шла я. Всеми нелюбимая и ненавидимая старшими братьями и сестрой. Именно после моего рождения родители начали припивать и уже не остановились.
 Говорили, что между мамой и папой была ссора (не знаю по какой причине) и они какое-то время не жили вместе. Чтобы насолить мужу, мама гульнула на стороне. Потом они вновь сошлись, но, когда я родилась стало ясно - ребенок плод той интрижки. 
Через год после меня мама родила ещё одного сына, но у него были проблемы со здоровьем, а должного хода не было. мальчик прожил всего 8 месяцев. После этого родители опустились ниже плинтуса.
 Если старшая сестра с братом хоть как-то поддерживали друг друга, то до меня не было дела ни им, ни родителям, ни Егору, ни тем более бабушке воспитывающие его.
 Маминых родителей я никогда не видела и ничего о них не слышала.
 Я и восемь классов-то окончила только благодаря соседке тёте Нине. Она подкармливала меня, отдавала вещи своей дочери, периодически забирала меня к себе.
 В восьмом классе родители, как начали новый год отмечать, так до самого лета и отмечали. Я полгода так и прожила у тети Нины.
Она лично отвезла меня в город и помогла подать документы в училище. О том, кем я хочу стать речи не было. главный критерий для нас - чтобы были общежитии и полное государственное обеспечение. Помните, раньше бывала такая форма обучения кое-где?
Высшие силы сжалились надо мной и послали хорошего, заботливого, непьющего мужа. Мы держались друг за друга, старались во всём помогать друг другу, поддерживать.
В девяностые, после развала Союза для всех наступили тяжёлые времена, но для нас они были особенно тяжелы, ведь кроме себя надеяться было не на кого.
 Муж днём работал на своей работе, а ночами подрабатывал, где только мог. У них в ЖКХ зарплату месяцами не платили, но ночами можно было иногда пробиться на разгрузку вагонов. Именно пробиться, потому что там платили наличкой, и мужики порой дрались за возможность разгружать.
Порой кто-то из коммерсантов нанимал что-то разгрузить. Здесь уже как повезёт. Одни наличкой платили, другие товаром. В любом случае, это была хоть какая-то возможность заработка.
Я тогда и вовсе осталась без работы. Наше предприятие закрылось одним из первых. Работу найти можно было, но куда не ткнёшься везде задержка по зарплате на несколько месяцев, а где-то уже к году приближается.
В один из вечеров муж ушел на разгрузку. В ресторан должна была прийти машина с горячительными. Обещали хорошо заплатить, если быстро разгрузят. Скорее всего, это какой-то левак. Иначе зачем звать заранее к 23 часам определенных людей и предупреждать, чтобы никому не говорили?
 Я прождала мужа до трех часов ночи, а потом сон всё же сморил меня. Утром просыпаюсь - его нет.
 Обеспокоилась, но постаралась не показывать этого детям. Думала, отправлю их в школу и схожу в ресторан, что в квартале от нас был.
 Не успела. Открываю дверь, чтобы детей проводить, а к нам уже милиция поднимается. Мужа нашли с проломленным черепом на полпути от ресторана до дома. В кармане обнаружили квитанцию с адресом, потому пришли.
 Оставшись одна с двумя детьми, я не знала, что делать и как жить, на что кормить детей.
 Сосед этажом выше как-то узнал, что мы сидим впроголодь и скоро не останется даже этих крох. Он договорился, чтобы меня взяли уборщицей в кафе, где сосед работал поваром. Мне нужно было приходить перед началом рабочего дня и всё перемывать. Платили сущие копейки (я и работала-то 2-3 часа в день), но их платили регулярно в конце каждой недели.
 Шеф-поваром в кафе была грубая женщина, которую за глаза называли не иначе как Кобра. Она любого могла отругать, поваров или посудницу могла чем-нибудь огреть, с начальством собачилась. На меня тоже несколько раз кричала, считая, что я слишком медленно убираюсь.
  Вероятно, сосед рассказал ей обо мне.
 В тот день уже убралась, переоделась и собралась уходить, а Кобра как закричит:
- Анжелка, ну-ка иди сюда с тряпкой!
 Я с перепугу, как была в куртке, так схватила тряпку и бегом на голос.
 Кобра сунула, что-то мне за пазуху и шипит:
- Молчи!
 Следом, как заорёт во всю глотку:
- Смотри, пятнышко не промытое осталось! Сегодня маленькое пятнышко, завтра большое оставишь.
 Сама тычет абсолютно чистый пол и шепчет:
- Сделай вид что вытираешь, а потом отнеси тряпку и бегом домой!
 Я всё сделала, как она велела. Домой бежала боясь вздохнуть - я же не знала, что она сунула мне за пазуху.
В кафе все строго было, чтобы не говорили про те времена и про такие заведения. Владелец не доверял никому. На входе у всех сумки, карманы проверяли. Приходя на работу показывали сколько денег с собой, чтобы ни на копейку вечером больше не оказалось.
 Правда зарплату платили регулярно и всем кто полный день работает полагалось специальное питание. Не по высшему разряду, но первое, второе и чай давали.
 Прибегаю домой, а у меня за пазухой кусок смёрзшегося фарша. Кусок – это, конечно, громко сказано. Кусочек граммов на 200-250.
 Мне младший сын перед этим несколько раз по утрам говорил, что ему снится будто он котлету ест. Можно было конечно разделить этот кусок фарша на несколько раз на супы, но я решила порадовать детей. Пусть хоть раз нормально поедят.
  Натёрла на тёрке небольшую картофелину, меленько нашинковала кусочек луковицы, добавила немного размоченного в воде хлеба и нажарила сыновьям котлет.
 Занимаюсь готовкой, а сама трясусь от страха (вдруг кто-то что-то увидел?) и одновременно заливаюсь горькими слезами от стыда. Ясно же, что раз Кобра дала мне кусочек фарша, значит она кому-то не доложит. Человек деньги заплатит, а получит меньше, чем должно быть.
 Мои сыновья до сих пор вспоминают те котлеты и говорят, что вкуснее в жизни ели.
 Мария Аркадьевна (именно так звали Кобру) на самом деле потом неоднократно проделывала подобные трюки. Не часто конечно, но время от времени она что-то подкидывала мне. Как правило, это были либо кусочек мяса, либо фарш. Наверно, их легче было сэкономить.
 Где-то через полгода меня перевели посудницей, и я стала получать нормальную зарплату. А ещё через год или полтора владелец кафе разбился на машине и нас разогнали.
*** 
 Анжелика попыталась улыбнуться.
- У меня с тех времён, как Мария Аркадьевна стала оказывать посильную помощь, появилось чувство вины. В каждом человеке я вижу пострадавшего. Мне кажется, что именно ему не додали чего-то, чтобы я могла унести домой и накормить детей.
 Елена махнула рукой:
- Забудь! Те, кто в то время питался в кафе, в отличие от тебя, не считали каждую копейку.
- Думаешь? - с надеждой спросила Инна.
- Я тоже уверена в этом! - добавила я, чтобы поддержать женщину.
- Значит, я столько лет зря казнила себя?
- Конечно!
 Анжелика решилась поднять голову и открыто посмотреть нам в глаза.
- А я ещё не хотела ехать.
- Куда? - поинтересовалась я, потеряв нить разговора.
- Сыновья купили мне путёвку, а я не хотела ехать. Они меня с трудом уговорили. Не поехала бы, не встретила бы вас - так и жила бы с чувством вины.
 Лена коснулась руки собеседницы.
- Это было время, когда все выживали, как могли.
 А я добавила:
- Это было давно и неправда


Рецензии