Загадка семейного альбома

     Поспелов жадно открыл семейный альбом и приготовился погрузиться в далёкое прошлое. Михаил Семёнович, пожилой человек, любил листать уже изрядно замусоленные страницы своей фотолетописи, переживая заново минувшие времена. Слегка пожелтевшие снимки вызывали возвышенный трепет в душе старика. Это не современные однодневки-селфи, снятые в различных местах на телефон, по поводу и без, быстро теряющие свою актуальность. Совсем другое дело, старый альбом - история жизни, запечатлённая в неповторимых моментах. Это завораживало Поспелова, не отпуская долгое время, пока он в очередной раз путешествовал по страницам семейной реликвии.

Вот он, ещё младенец, улыбающийся карапуз, лежит на животе, в чёрно-белом изображении. Смотрит в камеру фотоаппарата, не сознавая, что происходит. Всё ещё впереди, всё ещё возможно: любые варианты развития событий. За кадром - любящие родители, умиляясь происходящему, называют по имени, стараясь привлечь ускользающее внимание ребёнка. Чуткий фотограф умело ловит момент, и вот, пожалуйста, лёгкая улыбка и устремлённый взгляд в будущее. Получите, распишитесь. Он вряд ли помнит этот миг, тем ценнее этот старый снимок. Начало! Первая его фотография, первый год жизни. Узнаёт ли он этого человечка в себе?
 
А на этой фотографии ему уже пять лет. Мама, ещё живая и молодая, поздравляет с днём рождения, протягивает цветную коробку, перевязанную красной ленточкой. Мишаня с замиранием сердца дотрагивается до подарка, гадая, что там спрятано. Щелчок фотокамеры и... Остановись, мгновенье! Застывшая картинка продолжает жить в воображении. Он даже помнит, как распаковал коробку и обнаружил внутри пожарную машину, совсем миниатюрную, но при этом, не менее желанную. Здесь в школе, на субботнике. Рабочая одежда и грабли в руках. Напротив, с такими же граблями одноклассник Пашка, лучший друг и "подельник" во многих шалостях. Приняли величественные позы, как средневековые рыцари, направляя друг на друга инструменты для уборки и готовясь начать шуточный турнир.

С женой Оксаной на ступенях драмтеатра, после спектакля. Стоят, обнявшись, дурачатся. Изображают маски: он - весёлую, она - грустную, а потом, наоборот. Получилось забавно. А вот уже их малыш Егорка лежит на животе, смешно перебирая ножками. Глянцевая цветная фотография маленького сынишки. И тут же втроём - он, Оксана и Егорка. Родители наклонились над сыном и смотрят с обожанием. Семейная идиллия. Те ощущения Поспелов не забудет никогда, как и многое другое, навсегда связанное с любимыми людьми. А это на отдыхе. Морской пляж, мелкий белый песок. Девятилетний Егорка с большим плавательным кругом наперевес, мчится по берегу, захлёбываясь от восторга. В трудные минуты жизни Михаилу Семёновичу часто вспоминается этот жизнерадостный галоп сына, воплощение счастливых надежд и грёз. Вот и выпускной вечер Егора. Поспелов с женой за столиком вместе с другими родителями, улыбаются и помахивают в камеру фотоаппарата с мощной оптикой, беспощадно выхватывающего крупные планы. Далее, страница за страницей... Юбилей - Михаилу Семеновичу семьдесят лет. Торжество по случаю. Тут жизнь поработала на всю катушку: седина в волосах, бледное морщинистое лицо. А, главное, взгляд, устремлённый в себя, тусклый, незаинтересованный.

     Стоп! А где остальные фотографии? Его словно насильно выдернули из воспоминаний о прошлом. Последние альбомные листы оказались пустыми, хотя ещё неделю назад всё было на месте. И, в очередной раз перелистывая страницы, он не раз смахивал навернувшуюся слезу. Что произошло? Где последние два десятка фотографий, которые Поспелов хранил, как зеницу ока, пренебрегая многочисленными изображениями на цифровых носителях? Привычные с детства фотокарточки были ему ближе и милее красочных снимков на современных телефонах и планшетах, казалось, утративших связь с прошлым, растерявших дух времени. Сейчас он не досчитался некоторых значимых для него изображений, в том числе, последнего фото жены, скончавшейся несколько лет назад. Пропала фотография из городского парка, снятая за год до этого печального события. Они сидели на скамейке, взявшись за руки, и вдыхали душистые ароматы молодой осени, несмело заявлявшей о своих правах. Исчезла серия изображений сына с семьёй, отдыхавших на Алтае, и другие фотозаметы, не менее дорогие его сердцу. Никто, кроме самого Поспелова, не мог изъять недостающие фотографии из альбома. А он этого точно не делал.

Бросив случайный взгляд на пол, Михаил Семёнович содрогнулся от неожиданности. На линолеуме он увидел чернеющий квадрат вырезанного из газеты типографского шрифта. Поспелов, предчувствуя неладное, осторожно поднял его. Строчки текста газетного некролога, издевательски приплясывая, побежали перед глазами:
"МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ ПОСПЕЛОВ... НА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ... ГЛУБОКОЕ  СОБОЛЕЗНОВАНИЕ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ... НАВСЕГДА ЗАПОМНИМ... СКОРБИМ..."
В фотографии над текстом, потерявший связь с реальностью, старик, узнал хорошо знакомый ему невыразительный, потухший взгляд с юбилейного празднования. Некролог о его смерти. Этого не может быть! Раньше на четыре года, чем "ушла" Оксана. Неуступчивый мозг отказывался воспринимать подобную информацию. В голове помутнело. Роковой квадрат выпал из дрожащих старческих рук, дьявольски завертевшись и приземлившись ровно на то место, с которого был поднят.

Внезапно из коридора послышались шаги, и дверь в комнату распахнулась. Поспелов повернул голову и обмер. На пороге, тревожно улыбаясь, стояла его жена, живая и невредимая:
-Мишенька, как ты себя чувствуешь?
Оксана быстро подошла, проворно подняла газетную вырезку, вложила в альбом и с сильным хлопком закрыла его. Михаил Семёнович испуганно вздрогнул и пришёл в себя. Запредельность происходящего ужасала. Поспелов огляделся. Оксаны и след простыл. Старик почувствовал щемящую боль в груди и то странное чувство, которое можно назвать неизбежностью. Вдруг сами собой стали переворачиваться страницы старого семейного альбома. Комната утратила привычные очертания, а реальность стала распадаться на глазах.

-Мишаня, сынок...
Мама, молодая и красивая,  заботливо склоняется над детской кроваткой. Голос звучит нежно и ласково, на эти звуки лежащий в кроватке малыш бурно и радостно реагирует. Человек с фотоаппаратом в руках говорит, обращаясь к матери:
- Это будет отличный кадр!

С последним словом, яркая вспышка на секунду ослепляет Поспелова, погружая окружающий мир в полную темноту. Мрак, постепенно исчезая небольшими квадратами, напоминавшими по размеру вырезанную статью о смерти, постепенно рассеивается. А мама, лучезарно улыбаясь в световой рамке, протягивает руки к малышу. Тот, чувствуя важность момента, тянется всем своим существом к родному человеку, готовый растворить его в себе без остатка и войти в этот бесконечный мир и бесконечную жизнь, обещавшую никогда не кончаться.


Рецензии
Рассказ заставляет остановиться и задуматься: о времени и его быстротечности, о цикличности человеческой жизни. К этому автор добавил таинственности. В целом, рассказ оставляет после прочтения светлую печаль, такая редкая сейчас эмоция...

Светлана Васильева 14   10.06.2024 14:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.