Рецензия к фильму Танцующая В Темноте
Ну, это, наверное, одна из самых драматический драм, что я когда-либо видел. Что немудрено. Ведь снял её, возможно, самый провокационный режиссёр современности - Ларс фон Триер. Император Каннского кинофестиваля. А там любят всё авангардное и неординарное. А у Ларса все фильмы безжалостные и выбивающие из-под ног землю. И этот - не исключение. А тут ещё и мюзикл. Со всеми вытекающими песнями и плясками. Только на веселуху тут рассчитывать не проходится. Здесь сплошной беспросветный траур и безысходность. Ну и главный козырь фильма - это неподражаемая Бьорк. К ней можно относится по-разному. Как по мне, она вообще из другой галактики. Я не представляю, кто мог бы справится с этой ролью лучше. Хотя бы потому, что петь песни Бьорк может только Бьорк. Нет, спеть-то кто угодно может. Но вся сюрреальность композиций будет не такая сюрреальная. Авангардный фон Триер и сюрреальная Бьорк просто созданы друг для друга. И сама канва сюжета такая жуткая и неприятная, что, когда пытаешься всё это прочувствовать, становится очень не по себе. Вот эта прогрессирующая слепота, которая засасывает... У тебя просто исчезает на глазах мир, а ты не можешь ничего сделать. В прямом смысле слова становишься беспомощным, и всё вокруг давит и угнетает. Это жесть, конечно. Ну и оказаться мне в абсолютно тёмной комнате, где танцуют медведи и остаться с ластами вместо стоп, если не пора перейти к сути.
Где-то в Америке живёт одна женщина лет тридцати пяти. Она уроженка Чехословакии и больше всего на свете любит мюзиклы. И даже участвует в какой-то там самодеятельности, где небольшая труппка любителей ставит "Звуки музыки". На сцене она счастливая и жизнерадостная. Пляшет с чайником и весьма неординарно поёт. Но как только она покидает сцену, - софиты гаснут, музыка умолкает, и наваливается суровая реальность, поглощая в свою безжалостную топь. Она плохо видит. И это не просто распространённая близорукость с минус три. И даже не минус семь. Это безжалостно прогрессирующая слепота, передающаяся по наследству. И женщина прекрасно понимает, что к концу года её поглотит тьма. Не будет больше солнца, деревьев. И даже лица единственного обожаемого тринадцатилетнего сына. А ещё ужасней то, что у мальчишки тот же самый недуг. И если женщина в этом плане уже обречена, то парню ещё можно спасти зрение. Но все прекрасно знают, что бесплатно лечат только насморк. И то таблетки покупать придётся. А операция на глазах - это такие суммы, от которых эти самые глаза выползают на лоб. И чтобы вернуть их назад, нужно заплатить ещё в четырнадцать раз больше, чем планировалось изначально. А она простая иммигрантка из Чехословакии. В мюзиклах можно заработать большущие деньги. Но кто её возьмёт полуслепую да ещё и чехословачку? И она усердно трудится на заводе по изготовлению каких-то металлических тазов. Хотя, даже там-то она работать не должна. Потому что, чтобы подпустили к станку, нужно пройти медкомиссию. В том числе и у окулиста. Она прошла. Но хитростью. Тупо выучила таблицу Сивцева (или как она в США называется?) и теперь хоть в космонавты. А помимо плохого зрения у девушки ещё сильно развитая рассеянность. Она периодически выпадает из реальности, проецирует из окружающих звуков музыку и представляет, как она поёт и танцует. А во время таких зависаний очень легко сломать станок, что приведёт к остановке рабочего процесса. А то и вовсе оттяпать прессом руку. Хорошо, что есть замечательная подружайка, которая за ней наблюдает. Ещё есть влюблённый мужчина, который каждый божий день, как штык, является к заводу, в надежде, что сможет подвезти даму домой. Но она не хочет. И ездит домой на велике. А живёт она в крохотном трейлере, который снимает у местного копа и его супруги. Они богатые люди. Конфеты кушают дорогие. Копу досталось в наследство много денег. Вот кому-то в наследство достаётся много денег, а кому-то слепота... Но и у них не всё так гладко, как кажется. Жена разбазарила всё наследство. Видимо, думала, что оно вечное. А муж такой тюфяк, что не говорит ей об этом. А сам уже дом заложил нахрен. Лишь бы жёнушка новому диванчику порадовалась. И вдруг он узнал, что их полуслепая трейлеросъёмщица довольно давно откладывает деньги на операцию для сына...
Психологически фильм очень жёсткий и мощный. У фон Триера по-другому не бывает. Он без лютого психодела, какой выворачивал мне мозги в "Антихристе". И, возможно, не такой душещипательный, как "Рассекая Волны". Но он тоже довольно тяжёлый. А вот то, что здесь не мало мюзикла (восемь песен, если не ошибаюсь), вот это может многих оттолкнуть. Многих, вообще, может оттолкнуть наличие песен. Далеко не все любят мюзиклы. А тут ещё и Бьорк! Одна из самых специфичных певиц в мире. То, что сыграла она тут великолепно, для меня - факт. Но не все любят Бьорк. Лучший момент для меня - это занавес в конце. Это такой офигенский символизм. Состав замечательный. Ну с Бьорк всё понятно. Катрин Денёв потрясающая. Ну она ещё с "Шербурских Зонтиков" в мюзиклах, как золотая рыбка в воде. Дэвид Морс очень хорош. Питер Стормаре вообще для меня был лучшим! У него не такая уж и сложная роль, но как-то она мне прямо понравилась. По несколько секунд Стеллан Скарсгард и Удо Кир. Я ставлю десять. "Ты ничего не видишь?" "А на что смотреть-то?.."
Свидетельство о публикации №224021401664