Ни один хитрый полётами не руководит

Автор: Виктор Сокерин


Готовился руководить где-то четвёртой или пятой сменой "сам".
Аэродром Североморск-3. Плановые полёты 987 мрап.

С утра - туман. Перенесли разведку раз, потом другой, там и третий, да так полёты и отставили в итоге.

На ту смену в Североморск-3 приехали: из Управления ВВС СФ Акпорисов, Чередниченко, Кирьянов, Шипицын, Белоногов; от 5-й мрад был Романенко (Н.СБП), ком. полка Сурнин. Генерал, а все другие - полковники. Я - ещё майор, хоть и был уже заместителем командира полка по лётной подготовке. Я - в кресле РП, они все - на диване и на стульях на КДП.

ЧАСОВ ПЯТЬ ! подряд, "с подачи" Акпорисова, они самым откровенным образом делились собственными "за`бами", редкими и невероятными ситуациями при руководстве с анализом своих действий. За эти часы я узнал БОЛЬШЕ о руководстве, чем и до и после. Невероятный был разговор умудрённых опытом, «битых руководством» знатоков этого дела !


Начал Акпорисов, который был первым заместителем командующего ВВС СФ.

- Учти, Сокерин, ни один «хитрый» полётами не руководит, потому как на руководстве полётами можно "сгореть" каждый день, каждый час, каждую минуту...
Вот я руководить не умею!.. Ну, не дано мне... Летать умею, а руководить так и не научился!

Расскажу, что я натворил в Оленьей. Руковожу полётами 924 гмрап. Идёт транспортный с Африканды, он на - первом канале, запросил снижение на привод. Я ему дал 2.400 и, честно сказать, забыл про него. Ан-26 пилит медленно.

У меня с первого разлёта начинают возвращаться с маршрутов. Им даю снижения, завожу по схеме... И тут Ту-16 докладывает на втором канале:
- Привод, 2.400.
Одновременно на первом канале Ан-26 тоже:
- Привод, 2.400.

И раздаётся взрыв...

Дальше я ничего не помню...

Когда Буров (ДШ) меня "разогнул" (в кресле РП я оказался "скрюченным в комок"), и я очнулся, то не помнил ничего - ни кто в воздухе, ни где кто из них - ничего...

Буров посадил все машины, и закрыли полёты.

После этого полётами я больше НЕ РУКОВОЖУ!

В Оленегорске, на его дальнем краю, есть огромный железорудный карьер километра в 4 длиной, 2 - шириной и более 270 метров в глубину. Раз месяца в три, в нём производили массовые взрывы, мощностью в сотни тонн.

Так совпало, что доклады двух экипажей о проходе привода на одной высоте совпали со взрывом на ГОКе, который я воспринял, как взрыв самолётов от столкновения.

_______________________________________________________

Было нарушено правило:

НИКОГДА НЕ ВЫДАВАЙ ОДИН ЭШЕЛОН ДВУМ ЭКИПАЖАМ, КАК БЫ ДАЛЕКО ОНИ ДРУГ ОТ ДРУГА НЕ НАХОДИЛИСЬ!!!
_______________________________________________________

С такой "подачи" генерала, все остальные участники того разговора были не менее откровенны. Но всё, рассказанное ими, НИКОГДА не будет написано НИ В ОДНОМ документе или пособии.

Это то, что называется «ОПЫТ, который НЕ ПРОПЬЕШЬ»!
_______________________________________________________

"ВИЖУ - СЛЫШУ - УПРАВЛЯЮ!!!", - и никак иначе.
_______________________________________________________

Руководство полётами (когда научишься), приносило бОльше наслаждения, чем полёты.
__________________________________________________

Вершина счастья для ЗК по ЛП:

Самому слетать на разведку погоды, после чего "открутить" хорошую плановую таблицу с места РП. После разбора полётов зайти в свой кабинет, выкурить сигарету, достать из стола свой план-график подготовки экипажей, открыть его, достать красный и синий карандаши, проверить их заточку, взять офицерскую линейку и с помощью шаблонов на ней, аккуратно закрасить те упражнения, которые были выполнены лётчиками в прошедшую смену. Полюбоваться, выкурить ещё одну, теперь всё это закрасить на настенном графике. Никому не доверять, только САМ!

Опять - синеньким, красненьким, синеньким, красненьким...

Хорошо!!!

... Век бы "красил"...


Рецензии