Притча о неверном управителе

   
«Из всех притчей Спасителя эта, кажется, самая трудная…», —  писал об этой притче Феофан Затворник, и с этим мнением нельзя не согласиться.
Эта притча, скорее,  представляет «учение» об имуществе и деньгах, что,оказывается, актуально и для обретения Царства Божьего.

        «1.Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2.и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. 3.Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 5.И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? 6.Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7.Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8.И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк 16:1-9)

    Итак, Господин, которому становится известно о том, что управляющий его имением разбазаривал хозяйский капитал, сообщает ему о предстоящем увольнении. Тогда управляющий списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но вместо того, чтобы наказать мошенника,хвалит его за сообразительность. Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы?

    Ведь списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого управляющего должности, а потом — хвалит и поощряет.

    Почему господин (и тем более Иисус) хвалит управителе за поступки,которые выглядят нечестными?


    Церковное толкование

    Вот оценка действий Хозяина Феофилактом Болгарским:
    "Мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой. Если мы вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия».

    Митрополит Антоний Сурожский говорил об этой притче так:
    «Подобны домоправителю все мы. Всем нам, каждому из нас без исключения поручено заботиться об имуществе Божием, а не нашем, потому что нашего имущества нет и не может быть; всё — Божие или Богом дано каким-то другим людям. Но мы заботимся о нем или небрежно, или прямо-таки нечестно, стараемся свою выгоду получить из того, что принадлежит не нам… В этом центр тяжести всей притчи: не в том, что он был честен или нечестен, а в том, что никакое добро нам не принадлежит: мы все домоправители, все плохо правим Божиим добром, но, несмотря на это, если мы через наше управление, каково бы оно ни было, родим в других людях благодарность и любовь, то этим можем себя спасти»

Иначе говоря, согласно церковным толкованиям, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому, когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. И заслужил от хозяина похвалу.
Др. словами, притча на живом и конкретном примере из жизни рассказывает о проворовавшемся торгаше, осознавшем, что людская благодарность важнее любых земных сокровищ.

             Другие варианты толкования

    У притчи сушествует неимоверное количество разных трактовок, но наиболее важными для общего обзора будут следующие.

    1.Согласно традиционной интерпретации, характерной для первой христианской церкви, в этой притче одобряется мудрость управителя (в частности, его мудрость в распоряжении деньгами), а не его нечестность.

    Первая церковь видела в притче урок о правильном использовании богатства;
мысль о мудрости по отношению к деньгам сочетается в притче с упором на эсхатологический характер Божьего Царства. Иисус подчеркивает, что пришествие Его Царства меняет представления людей о том, как следует расходовать деньги.

    2.Одна из популярных версий истолкования предполагает, что, скостив долги, управитель отказался от собственного вознаграждения (основанного на взимаемых процентах),т.е.поступил в соответствии с законом: он вычел комиссионные, причитавшиеся лично ему . Таким образом хозяин не лишился причитавшихся ему денег, а все убытки принял на себя слуга. Нанесенный ущерб был отчасти компенсирован, а управитель приобрел друзей, готовых позаботиться о нем после увольнения.

    Однако, вывод о том, что управитель честно уменьшил ту часть долга, которая составляла его собственный доход или незаконные проценты, не выдерживает критического рассмотрения.Долги в притче очень крупные. Исследователями подсчитано, что в каждом случае управитель снижал долг на одинаковую сумму, примерно на 500 динариев, что равнялось плате среднего работника за два с лишним года.
Если учесть, какие огромные суммы срезались должникам , то если бы он действительно присваивал себе такие деньги, даже лишившись работы, ему не о чем было бы беспокоиться.
Стандартные проценты не соответствуют размерам прощенного долга, так что вывод, что управитель срезал только проценты,ошибочен. Более того, в тексте нет ничего, что подводило бы к такой мысли. Управителя поймали на мошенничестве, а он пытается исправить положение хорошо рассчитанным обманом. В притче все указывает на то, что управитель просто пытался спасти свою шкуру. В реальности управителя, скорее всего, предали бы суду и наказанию, но притча носит псевдореалистический характер.
Получается, что господин похвалил управителя за сметливость, догадливость или мудрость, которые помогли ему обеспечить себе будущее.

    3.Действия управителя выставляют господина в хорошем свете, и если бы господин осудил поступок своего слуги, это выглядело бы немилосердно и неправедно. Приняв действия управителя, господин приобрел репутацию набожного человека.

    4.Некоторые исследователи считают, что в действиях управителя отражен Сам Иисус, и притча является Его биографией.
Иисус, действуя от имени Бога, отпускает людям их долги перед Ним.

Так почему господин хвалит управителе за поступки, которые выглядят нечестными?
В тексте на это нет ни единого намека. Есть только два возможных объяснения: управителя хвалят либо за то, что он сделал что-то справедливое и эффективное, либо за то, что он сделал что-то несправедливое, но тем не менее , эффективное. Как уже говорилось, все теории насчет того, что он просто урезал собственный доход или проценты, причитавшиеся по распискам, являются несостоятельными. Его действия были неправедными, но эффективными.
Его поймали на мошенничестве,а он пытается исправить положение хорошо рассчитанным обманом.
Понятно, что управитель — "дитя века сего", и его действия принадлежат совсем к иному миру, нежели "сыны света".

    Слова «в своем роде» (или «поколении»)(16.8) предполагают, что существует иной род, иное время, иной век. Все это указывает на эсхатологическое понимание нынешнего века и века грядущего. Поскольку сыны света уже существуют и должны жить согласно своему «роду», все это подразумевает присутствие грядущего века, что соответствует эсхатологическому учению Иисуса. Однако похвала сынам века сего является обличением сынов света. Управитель, сын века сего, знал, как воспользоваться системой в свою пользу, а сыны света не знают, как жить мудро внутри своей «системы».
    Иными словами, они не знают, как жить в соответствии с " Царством".

    Что значит «приобретайте себе друзей богатством неправедным» , «когда обнищаете» ? Какое "богатство" имеется в виду: деньги, нажитые нечестным путем; просто деньги, принадлежащие "веку сему" ( "царству неправедности"), или деньги, которые приводят к неправедности (в том смысле, что у них есть способность развращать людей)?
    Скорее всего, речь в общем - о деньгах "века сего" , которые нередко развращают  людей. Таким образом, «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» означает «приобретайте себе друзей тем, как вы расходуете деньги, которые так легко использовать по неправильному назначению.

Иисус обрашается к ученикам; они и есть те самые "сыны света", которые не отличаются мудростью и которых нужно учить, как попасть в "вечные обители". Однако «ученики» — это не только ближайшие двенадцать. Лука рассказывает, что за Иисусом ходило множество народа , и Его приходили слушать мытари и грешники. Все Евангелие от Луки в целом ясно показывает, насколько важным Иисус считал учение об имуществе и деньгах.
Если уж управитель так старался обеспечить себе безбедное существование в нынешнем мире, то насколько же больше слушатели Иисуса должны побеспокоиться о своей " вечной судьбе" перед лицом надвигающегося эсхатологического кризиса.

Практический, "земной" смысл притчи- совет Иисуса последователям: ЛЮБЫМИ средстваmи, пусть даже "неправедными", делайте добро, приобретая благодарных, ДРУЗЕЙ, которые смогут помочь вам в будущем...

    Хотя что за друзья,которых можно приобрести за деньги? Управитель своим воровством создаёт себе друзей.

    Странная притча, странный урок..


Рецензии
Игорь, Вы не предлагали мне эту работу, но я тоже высказать свое мнение. Вы называете эту притчу сложной и странной, но я так не считаю. Именно потому, что. как всегда, это не аллегория, не финансовый тренинг, не этический кодекс, а иллюстрация одной простой истины: нужно быть изобретательным, настойчивым и мотивированным, даже хитрым, проявлять изобретательность и смекалку в делах Царства Небесного не меньшую, чем неверующие делают для своих земных и меркантильных интересов.

Вот подсказка в толковании: «ибо сыны века сего (мирские люди) догадливее сынов света (верующих детей Божьих и посланников Царства) в своем роде».

Нехорошо, когда сыны мира сего более находчивы в своих делах, чем сыны Света в деле Божьем.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 14:47     Заявить о нарушении