Безразличный Мерсо

 А. Камю. Посторонний

Произведения Альбера Камю пронизаны философией, близкой к экзистенциализму. Рассмотрим повесть «Посторонний». Главный герой сразу вызывает антипатию. Отправил мать в приют, в последний год её жизни редко навещал.
Сравним его с героем романа Гайто Газданова «Пробуждение» Пьером Форе.  Герой романа Газданова воздерживается от всяких развлечений, всю зарплату отдаёт матери. Ему свойственны самоограничение, трудолюбие, скромность, равнодушие к получению удовольствий. Прямо аскет какой-то. Образ жизни Пьера Форе кому-то может показаться странным. Хотя все одобрят его внимательное, бережное отношение к матери.

Вернёмся к персонажу романа Камю. Поражает равнодушие Артюра Мерсо, которое проявляется и в момент, когда он узнаёт о смерти матери, и тогда, когда приезжает в приют.

Он даже не пожелал взглянуть(!) на мать. Это можно понять, если бы герой хотел, чтобы мать запечатлелась в памяти живой. Однако у него не наблюдается особых переживаний. Артюр Мерсо обращает внимание на несущественные детали, вроде красных вялых ушей одного из жителей приюта, у него какое-то недоумение проскальзывает по поводу стариков, пришедших проститься с телом его матери.
Незаметно, чтобы Мерсо испытывал горе. Никакие воспоминания о родном человеке не приходят ему в голову. Он только чувствует усталость от недосыпания, от жары, когда провожает в последний путь родную мать.

На другой день Артюр Мерсо встречает в море во время купания давнюю знакомую -- Мари, плавает, загорает рядом с ней. Потом они идут к нему на квартиру, где занимаются сексом. Удивляет какая-то моральная тупость Артюра. Он даже не помнит, сколько лет матери!

На вопрос девушки, любит ли он её, отвечает, что слова значения не имеют. Но, кажется, нет. Хочет ли он жениться на ней? Ему всё равно, это тоже значения не имеет. Начальник предлагает ему повышение, возможность жить в Париже. Но Артюра это не прельщает, ему и в Алжире (в то время французской колонии) неплохо. Он общается с соседом Рамоном, сутенёром, из-за которого потом совершит преступление. По этому поводу он испытывает лишь досаду.

А вот герою Газданова Пьеру нестерпимо жаль мать, жизнь которой с легкомысленным мужем Альбером была неинтересной, скучной, прошла вся в трудах, с надеждой на богатое наследство. Надежда не оправдалась. Пьер Форе не мог наслаждаться жизненными радостями, главное для него – забота о матери. После её смерти он теряет смысл существования, но впоследствии обретает его вновь, найдя объект своей заботы.

Совершенно разные герои, кажется, антагонисты. Но в чём-то и похожи: и тот, и другой мало думают, плывут как щепки по реке жизни.

Кажется, что интерес к жизни у Артюра Мерсо появляется только тогда, когда он попадает в тюрьму. Переживания, глубокие чувства и размышления приходят к нему в заключении и во время суда. Как будто вся повесть Камю «Посторонний» создана для того, чтобы отразить отношения героя к жизни во время допроса его следователем и в беседе со священником. Атеистический вариант экзистенциализма проявляется в отрицании Артюром Бога. Следователь приходит в негодование. В финале вспышку ярости испытывает уже сам Артюр после увещеваний священника.

Артюр Мерсо не понимал мир, жизнь для него была пронизана абсурдом, потому он и повторял фразу: «Это не имеет значения». Но вот он дождался решения суда. Перед ним возникает пограничная ситуация, позволяющая осмыслить себя, своё существование.


Рецензии
Теперь я понимаю, откуда у Вас таколе точное восприятие текста - вы мастер в этом. Тем приятно было знакомство с Вами. Что ж, надеюсь, продолжится. Был бы рад. Всего доброго!

Андрей Гоацин   19.02.2024 23:48     Заявить о нарушении
Спасибо. Я тоже надеюсь на это.

Фёдор Киприянович Чернов   20.02.2024 13:05   Заявить о нарушении