Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Яросл
Благословенный князь Феодор Смоленский и Черный, прозванный таким образом из-за своей мужественности, родился в трудный период для Руси во время монгольского нашествия, около 1237-1239 года, и при крещении получил имя святого великомученика Феодора Стратилата, которое особенно почитали русские князья-воины. Богом было предначертано, что благочестивый князь Феодор проявит себя как воин в Русской земле. В 1239 году, когда Смоленск избавился от пленения со стороны Батыя, благодаря молитвам Пресвятой Богородицы и воинственности святого воин-мученика Меркурия (чья память отмечается 24 ноября), юный Феодор находился в безопасном месте далеко от города. В следующем году его отец, князь Ростислав, умер, а Феодор стал наследником маленького Можайска, а его старшие братья поделили между собой земли отца. В Можайске Феодор провел свое детство, где он изучал священные тексты, служил в церкви и обучался искусству военного дела.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославля. У них родился сын Михаил, однако вскоре Феодор овдовел. Он активно участвовал в военных действиях и походах, и его сына воспитывала теща Ксения.
В 1277 году святой Феодор и русские князья приняли участие в походе на Осетинскую землю вместе с войсками Татарской Орды и помогли взять Тетяков. Совместные военные действия привели к победе. Важно отметить, что после святого Александра Невского отношение ханов Золотой Орды к Руси сильно изменилось, и они начали привлекать русских князей к союзу и обращаться за помощью. Русская Церковь использовала это сближение для просвещения инородцев. В 1276 году на Константинопольском Соборе были рассмотрены вопросы о Крещении татар и принятии в православие монофизитов и несториан. В это время святой Феодор находился в Орде. Благодаря своей храбрости в осетинском походе, он завоевал уважение хана Менгу-Темира и получил ярлык о неприкосновенности православной церкви, выданный персонально ему. Феодор находился в Орде три года и был отпущен с большой честью. По возвращении в Ярославль, он обнаружил, что его жена Мария умерла, а местные жители отказывались принять его, утверждая, что княжество уже принадлежит Михаилу, его сыну, под опекой княгини Ксении.
После своего возвращения в Орду, святой Феодор должен был вернуться в Русь, но хан Менгу-Темир не согласился на это. Однако царица, жена хана, "очень любила его и хотела отдать ему свою дочь". Такой брак имел большое значение для Руси. Хан сначала не хотел соглашаться на эту связь, поскольку считал русских князей своими подданными. Выйти замуж за русского князя означало считаться с ним на равных. И еще важнее, это означало, что хан признает превосходство православия, поскольку перед венчанием татарская принцесса должна приянть праволсавие.
Святой Феодор Черный жил в Сарае до 1290 года, когда получил известие о смерти своего первого сына, князя Михаила, в Ярославле. Он предложил хану роскошные подарки и большую армию, чтобы быть отпущенным на Русь. После возвращения в Ярославль он активно заботился о развитии своего города и княжества, особенно об обители Преображения Господня. Его слава распространилась по всей Руси, и все князья стремились установить с ним дружеские и союзные отношения. Он особенно любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, и поддерживал его в его деятельности как великого князя Владимирского. Он нес огромное количество даров вместе с ним, делался причастным как в радостях, так и в печалях. В 1296 году возникла угроза кровопролитной войны между двумя группами князей, но благодаря усилиям епископов Симеона и Измаила на Владимирском съезде князей удалось обеспечить мир. Участие святого Феодора и епископа Измаила в этом съезде свидетельствует о том, что святой Феодор использовал свое влияние в Орде, чтобы помочь установить мир в Русской земле.
Святой Феодор Черный также поддерживал связи со своей родиной, Смоленском, хотя ему было нелегко княжить там. В 1297 году он совершил поход к Смоленску, чтобы вернуть свои законные права на княжение, которое было захвачено его племянником. Но он не смог забрать город и вновь стать князем Смоленским.
Скоро после этого похода святой Феодор заболел и был перевезен в Спасо-Преображенский монастырь, где принял монашеское пострижение. Во время обряда пострижения он попросил его прервать. После этого он вышел на монастырский двор и исповедался перед всем народом. Он благословил и простил всех, кто с ним согрешил или враждовал с ним, и взял на себя всю вину перед Богом и людьми. После этого он принял Ангельский образ и всю ночь монахи молились над ним. В два часа ночи он осенил себя крестным знамением и скончался. В его гробу его лицо светилось подобно солнцу.
За святого Феодора в Ярославле правил его сын святой Давид. После его смерти его службу начали почитать местные жители. В 1322-1327 годах епископом Ростовским Прохором по его благословению и на его заказ было написано и украшено Феодоровское Евангелие, которое было символом и памятью о святом Феодоре.
5 марта 1463 года в Ярославле обрели мощи святого князя Феодора и его детей, Давида и Константина. Летописец, который был свидетелем этого события, записал: "В городе Ярославле, в монастыре Святого Спаса, лежали трое великих князей – князь Феодор Ростиславич и его сыновья Давид и Константин. Сам великий князь Феодор был высокого роста, а его сыновья лежали под его рукой, так как были меньше его ростом. Они лежали в одном гробу". Эта особенность внешности святого князя так сильно запала в память очевидцев и современников обретения его мощей, что она была записана в биографиях князя Феодора и изображена на иконах. Жизнеописание святого князя Феодора Черного было написано скоро после обретения мощей иеромонахом Антонием из Ярославского Спасского монастыря по благословению митрополита Филиппа I Московского и всея Руси. Другая версия жизнеописания была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье и наиболее подробное описание жизни святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сочинил духовные песни о святом князе Феодоре, которые пелись веками. В этих песнях прославляются его благочестие, правосудие, милосердие и щедроты, а также его забота о строительстве и украшении храмов. Сложность исторических событий, жестокость тех времен, множество врагов - не личных, а врагов России и Церкви - тем более подчеркивают величие подвига этих святых, которые строили и создавали Россию.
Свидетельство о публикации №224021400433