Круги по воде. Глава 1

                Круги по воде

                Мини-детектив


               
                От автора
 
     В обычно тихой и спокойной реке Эндр, которая протекает через провинциальный Перюссон, нашли труп неизвестного, который пролежал на дне речном невесть сколько времени. Надо ли говорить, сколько головной боли, времени и нервов он забрал у сотрудников полицейского участка города. Самое неприятное заключалось в том, что долгое время невозможно было определить личность утопленника, хотя то, что произошло убийство с самого начала не вызывало никаких сомнений. Трудно искать иголку в стогу сена, а что уж тут говорить про ее поиски в воде, хотя человек и не иголка.

     "Круги по воде" - продолжает серию рассказов об инспекторе Жюве и дружной команде его верных и молодых помощников: Роже, Жераре и Изабель. Читайте и всегда будьте осторожны при купании в открытых водоемах, даже в самых небольших речках, ведь все знают, что в тихом омуте, известно, что водится.

 
                1

   Наш Эндр берет свое начало в Сен-Приест-ла-Марш, что в соседнем департаменте Шер совсем недалеко от старой мельницы. Да-да, рядом с замком Ла-Курсель, там еще рядом очень красивый старинный парк. А уж недалеко от нашего Перюссона река набирает силу, становясь на время величественной и полноводной, чтобы при впадении в Луару, та сразу на себе это почувствовала. Так вот, в одном из таких мест местные ребятишки развлекались в бросании плоских камней в воду, чтобы камешек несколько раз отскочил от поверхности воды, прежде чем утонет. У нас такая игра называется "crepes", а у вас как? Grenouilles. Ну, не важно, тут главное, чтобы камешек сделал как можно больше прыжков, тем удачнее запуск: мальчишки, что с них возьмешь.  Так вот, в одном месте камешки совсем не отскакивали от воды, ну просто никак, поэтому это место даже стали называть проклятым. Обратились к местным рыбакам, а у тех там тоже не было никакого клева. Но как-то раз один местный рыбак из Перюссона ловил в том месте с лодки рыбу, и ему пришлось полезть в воду. Вот и вытащил на свою голову утопленника и сразу вызвал полицию.

  Жерар закончил опрос местного рыбака по имени Жиль Фонтье, но мало чего от него добился. Да и что тот мог ему рассказать: хотел тут поймать судака или карпа, а зацепился за что-то большое и тяжелое, пришлось лезть в воду, только весь до ниточки промок. Сам виноват, говорили же ему, что это место проклятое, дети ведь редко ошибаются. Жерар поднял с земли камешек и бросил его в реку: тот подпрыгнул несколько раз, пока не исчез в воде и это без всякой тренировки.  Хотя труп уже вытащили на берег, и Изабель битый час им занимается. Сначала он не хотел ей мешать, но все же осторожно подошел, и та устало подняла на него глаза. Изабель понимала, что ее коллега ждет от нее хотя бы первых результатов, поэтому сразу сообщила, что успела узнать:

- Ну что, Жерар, судя по всему, труп пролежал в воде от нескольких недель до пары месяцев. Тело уже успело сильно набухнуть и сморщилось, а слой эпидермиса вместе с ногтями рук и ног давно отделился от дермы кожи. И руки теперь выглядят гладкими и какими-то холеными, как у музыканта.

  Конечно, со стороны Изабель сравнение с музыкантом было весьма образным, особенно, исходя из того, во что теперь превратился лежащий перед ними неизвестный утопленник жуткого черно-зеленого цвета. Но девушка продолжала свои размышления:
- Процесс матерации обычно ускоряют проточная вода и повышенная температура, но труп нашли в тихой заводи, поэтому он хорошо сохранился.

  Жерар постеснялся спросить, что такое матерация, он помнил только защитника сборной Италии по футболу Матерацци, который спровоцировал знаменитый конфликт с нашим Зиданом, но кивнул девушке, как будто все прекрасно понимает. Но все равно осторожно поинтересовался:
- Что-то можно поконкретнее сказать о самом трупе?
- Мужчина, примерно 30-45 лет, высокий, был одет в джинсы и футболку, на ногах кроссовки фирмы "Puma".

   Это было уже кое-что, за что можно зацепиться, и Жерар хотел было отойти в сторону, чтобы доложить комиссару Жюве, как девушка после небольшой паузы еще уточнила:
-  На затылочной части головы видны следы того, как будто череп перед смертью чем-то проломили. Возможно, перед тем, как попасть в воду, нашего утопленника сильно ударили чем-то тяжелым. Более точную информацию сообщу уже после обследования трупа у себя в лаборатории. Похоже, Жерар, это — убийство.

  Последние слова Изабель были особенно неприятными, поскольку сулили полиции много хлопот, ведь нет хуже дела об утопленнике, который попал в воду уже после своей смерти. Да и получается, что не утопленник он вовсе, а просто убитый, оказавшийся после своей смерти в мутной воде.

   По поводу, найденного в реке утопленника, инспектору Жюве уже звонили из полицейского управления Тура и даже обещали свою помощь в расследовании. И помогли: компьютер инспектора выдавал на печать уже третий лист, пропавших в департаменте за последние полгода людей. Был ли там наш утопленник еще неизвестно, но то, что в список включили всех пропавших, не вызывало сомнений. Ну что, инспектор Жюве, мы свое дело сделали, теперь работайте, хотя и пообещали прислать водолазов.

   Что касается версии Изабель, что утопленник перед тем, как оказаться в воде, получил смертельный удар по голове, то Жюве отнесся к этому довольно спокойно: такой удар можно было получить и под водой, ударивших о камень или какую-нибудь корягу, для этого и понадобились водолазы. Пока все обстояло довольно туманно: утопленник не подходит ни под одно описание, пропавших в городе и его окрестностях. Конечно, девушка уже успела проделать огромную работу: не только подготовить биоматериал для сравнения с пропавшими, но и послать в полицейское управление департамента необходимые фотографии для создания прижизненного портрета утопленника и оттуда уже прислали фоторобот. Вооруженные таким материалом, Роже с Жераром принялись за работу по опросу людей в отелях, бистро, магазинах, заправках. Фоторобот утопленника красовался и c экрана местного телевидения, наводя страх на малолетних детей и их бабушек и дедушек и не мудрено: знавший буквально всех в городе Жюве, даже близко не смог в нем кого-то узнать.

   Читая список, присланный из Тура, инспектор смешно шевелил губами, как будто старался запомнить этот скорбный перечень пропавших без вести лиц. Хотя любой из этого списка может спокойно где-то себе живет в Европе или Америке, даже не подозревая, что его объявили пропавшим.

Эжен Рунье, 35 лет, пропал в Туре 24 марта.
Жан Букель, 44 года, после осмотра замка Канде 28 марта сел в свою машину и больше его никто не видел.
Анри Аваль, 37 лет, последний раз видели в зоопарке Бюваля 1 апреля.
Морис Дюваш, 42 года, посетил магазин шоколада в Мантелане, что видно на камере видеонаблюдения 2 апреля.
Эрве Гааль, 30 лет, поругался на заправке в Женийе 5 апреля.

  Жюве откинулся на спинку кресла, больше всего он не любил такого рода бессмысленную работу, всех этих пропавших искали уже давно и махнули на дальнейшие поиски рукой, просто внеся потеряшек в полицейскую базу пропавших. Хорошо еще, что наш утопленник оказался мужчиной зрелого возраста и не приходится искать юных искательниц приключений или жертв сексуального насилия среди женщин. Интересно, почему Изабель определила возраст утопленника именно в таких пределах, надо будет у нее об этом спросить.  Ладно, что там у нас дальше.

Жан Поплен, 40 лет, пропал после осмотра замка в Лоше (и такое случается) 9 апреля.
Дидье Тревиль, 33 года, оставил машину у моста в Перюссон 11 апреля. Вот это уже интересно, мы вроде его искали и определили, что дальше он сел в машину и уехал, а со старым поломавшимся "Рено" ему просто не захотелось дальше возиться. Значит, все же не доехал и попал в полицейский список. Надо будет обратить на это внимание Жерара и Роже.
Абдель Саваж, 43 года, выехал из Шамбур-Сюр-Эндра в Лош 15 апреля и не доехал.
Карим Третен, 34 года, пропал в Кормери 17 апреля.
Серж Туиван, 31 года, выехал из Монришара в Перюссон к своей тетушке 18 апреля и не доехал. Странно, в Перюссоне его никто не разыскивал и нас даже не оповестили. Надо будет поближе ознакомиться с этим делом, может это и есть наш утопленник.

   Шел уже третий день расследования времени и причин утопления неизвестного мужчины, и в кабинете инспектора Жюве собралась вся его команда, чтобы доложить о результатах поиска, которых собственно и не было, хотя работа была проделана немалая. Изабель докладывала последние результаты, которые давали ответы на некоторые вопросы инспектора.

- Возраст нашего утопленника и время пребывания в воде пришлось проводить по костным тканям, поскольку объективные параметры — образование трупного воска и заселение трупа бактериями и насекомыми ничего не дали. Пришлось прибегнуть к масс-спектрометрии, чтобы узнать изменение белкового состава тканей, амидных групп в них уже не обнаружено. А вот содержание белка гликолиза альдолазы А хорошо коррелируется с посмертным интервалом нашего утопленника. Я послала образцы хрящевых и скелетных костей трупа в лабораторию Тура, и они подтвердили мои расчеты: труп находился в воде около месяца.

  Жюве молча выслушал доклад своего криминалиста, хотя пока осторожно воспринимал непонятную для него информацию, ведь для судебно-медицинской экспертизы смерть в воде — наиболее сложное исследование.

- Водолазы проверили весь район заводи и обнаружили кое-что интересное, — вступил в разговор Роже, - оружия или каких-то документов не обнаружили, но вот на самом дне обнаружили огромную корягу с остатками морского канала.

  Он сразу повернулся в сторону Изабель, и девушка охотно дополнила его слова:
- Остатки этого полипропиленового каната обнаружены на поясе утопленника, поэтому с известной долей вероятности можно утверждать, что утопленника специально привязали.

- Что касается Сержа Туивана, - вступил в разговор Жерар, то его тетка мадам Дельпи действительно ожидала у себя своего племянника из Монришара, но он не смог приехать, и полицейский тоже посмотрел в сторону Изабель.
- Образцы ДНК мадам Дельпи и нашего утопленника не совпадают, — спокойно констатировала девушка.

  Инспектор Жюве встал со своего кресла и немного прошелся по кабинету: он всегда так поступал, когда расследование заходило в тупик, но словно что-то вспомнил и спросил:
- А что по Дидье Тревилю, который оставил свою машину прямо перед мостом в Перюссон?

  Роже с Жераром переглянулись, словно совещались, кому из них докладывать шефу об этом субъекте, который так легко разбрасывается автомобилями "Рено".  Наконец, Жерар, слегка откашлявшись, немного сконфуженно, произнес:
- Он сел в проходящую мимо машину и поехал дальше в Перюссон.

- Этот Тревиль все-таки попал в наш город, - удовлетворенно подытожил Жюве, словно вышел на нужный след, — и что дальше?
- Дальше его след теряется, шеф, - виновато произнес Роже.
- Как это теряется, а к кому он сюда приезжал? – обеспокоенно продолжал Жюве.

  Жерар с Роже смущенно молчали, будто только сейчас они поняли, что этот Тревиль как раз может оказаться их утопленником.

- Прошло больше месяца, и он точно не здешний, — пожал плечами Роже.
- Роже, займись этим Тревилем, — распорядился Жюве, - выясни все: кто он, откуда, к кому и зачем приезжал в наш город, кто подал на него в розыск.

  Все это было слишком просто, чтобы оказаться правдой. Но все равно это на сегодня единственная зацепка, которая была у полиции. Ах, да, есть же еще канат, которым был привязан к грузу наш утопленник. Как не крути, а получается, что мы все же имеем дело с убийством, которое замаскировано под утопление. Молодец, Изабель, она с самого начала подозревала, что здесь не все так просто. Да и ребята молодцы, Роже, небось, не раз заставлял водолазов нырять, чтобы найти что-то, что бы свидетельствовало о насильственном характере смерти. Придется позвонить в Тур и доложить об этом, начальство там конечно не обрадуется: мол, инспектор из Перюссона мог просто внести в базу очередного неизвестного пропавшего, прислать образцы его биоматериалов и спокойно смотреть на спокойные воды Эндра.

 
crepes (фр.) - блинчики
grenouilles (фр.) - лягушки


Рецензии