Автокалендарь. 14 февраля Тайна на миллион
В детстве я всегда старался сесть на переднее сиденье в машине. И во все глаза глядел на автомобили впереди. Они были такими разными! Однажды меня заинтересовал огромный самосвал – его большие колеса как-то странно косолапили. Совсем как у «Запорожца»! Став старше, я узнал имя грузовика – «Татра» и заметил, что косолапят только пустые самосвалы: у груженых колеса стояли ровно. Мало того, вместо обычной рамы, как у всех порядочных грузовиков, у этой машины была здоровенная труба. Вот это да!
Придумал удивительную эту конструкцию чех Ганс Ледвинка. К железкам он пристрастился в мастерской своего дяди, так что вопрос выбора дальнейшего пути для юноши не стоял. Окончив профессиональное училище в Вене, 20-летний Ледвинка устроился конструктором на вагоностроительную фабрику пана Шусталы в городе Нессельдорф. Вместо чешского предприятие вскоре получило более австрийское имя «Нессельдорфер» и начало выпускать автомобили – Ледвинка спроектировал трансмиссию для первого из них.
Австро-Венгрия распалась, Моравия, в которой родился Ледвинка, стала Чехословакией, Нессельдорф переименовали в Копрживнице, а «Нессельдорфер» в «Татру». Главным конструктором которой был Ледвинка. Вот тогда-то он придумал дешевый легковой автомобиль с трубой вместо рамы, независимой подвеской с качающимися полуосями (вот почему косолапили колеса!) и двигателем воздушного охлаждения. В 30-е годы он перенес мотор назад и сконструировал аэродинамический обтекаемый кузов – получилась модель 77, из которой выросли 87-я, 97-я, а после войны 603-я и даже 613-я «татры».
А причем тут Порше? Дело в том, что немецкий и чешский конструкторы были хорошо знакомы. А еще один их общий знакомый, Адольф Гитлер, во время поездок по Чехословакии использовал «Татру». И однажды, впечатленный плавным ходом машины, заметил герру Фердинанду: «Это машина, которую я хочу для своих дорог». Порше прислушался к словам всесильного рейхсканцлера и сконструировал «народный автомобиль» с хребтовой рамой, независимой подвеской, обтекаемым кузовом и двигателем воздушного охлаждения. Так что знаменитый «Фольксваген-Жук» это просто «Татра».
Опять не верите? Сам Порше в своих мемуарах писал о Ледвинке уклончиво: «Иногда я подсматривал через его плечо, иногда он смотрел через моё». Но руководство «Татры» не захотело мириться с явным плагиатом и подало в суд. Однако в марте 1939 года Гитлер присоединил Чехословакию, и судебный процесс, разумеется, был прекращен. Мало того, «Татре» запретили выпускать модель 97. Впрочем, в 1945-м власть вновь сменилась, дело возобновили, и в 1965 году, чтобы не доводить его до суда, «Фольксваген» выплатил «Татре» 1 миллион немецких марок.
Немцы об этом предпочитают помалкивать, на все лады расхваливая инженерный гений Порше. Да и чехи не часто вспоминают о своем гениальном конструкторе, которого они в 1946-м посадили на пять лет за пособничество фашистам. Выйдя из тюрьмы, Ледвинка уехал в Мюнхен, где тихо скончался через два года после того как немцам пришлось раскошелиться. Что добавить? Ах, да. Сын Ганса Эрих Ледвинка, помогавший отцу в работе над моделями 77/87/97, стал главным конструктором австрийской фирмы «Штайр». Где спроектировал замечательные вездеходы «Хафлингер» и «Пинцгауэр» - с хребтовой рамой, независимой подвеской, очаровательно косолапившие…
Свидетельство о публикации №224021400619