Отзыв на книгу Радуйся А. Бушковского

Как автор я стала получать приглашения на книжные ярмарки. Раньше, много лет подряд, я, как говорится, варилась в собственном соку. Переполняют эмоции или желание рассказать что-то взрослым, а особенно детям, сажусь за компьютер или хватаю любую, попавшуюся под руку, тетрадь и пишу. Это как болезнь. Переболеешь, напишешь, и успокоишься. Через полгода или год, случайно наткнёшься на эту запись и подумаешь – надо доработать, есть смысл. Так появились две книжки для детей. Их издание привело к тому, что мне на электронную почту стали поступать сообщения о событиях  литературного мира родной Карелии.

И вот я на ярмарке в Национальной библиотеке на ул. Пушкинской г. Петрозаводска. Организация первой в моей жизни ярмарки мне не понравилась. Проходила она на втором этаже библиотеки в угловом помещении читального зала, за закрытой дверью. Соответственно посетителей было мало. Я не специалист, но мне кажется, такое событие должно проходить в многолюдном месте,  где даже случайные люди могут наткнуться и заинтересоваться. Например, в будний день в фойе городской Администрации. Сколько людей там проходит? Я думаю, что главной целью организации ярмарки является  привлечение  внимания к новым книгам? Однако в любом негативе можно найти позитив. Было время внимательно рассмотреть кто и что вокруг.  По окончании ярмарки у меня в руках были книги Александра Бушковского «Радуйся!», Дмитрия Новикова «В сетях твоих»,  Елены Васильевой «Боба Теремков» и «По прозвищу Гуманоид», Елены Харламовой «Виноват во всём барашек». Надо сказать, что у меня как в былые советские времена  есть очередь – книги, которые я хочу причитать, терпеливо стоят или  лежат в очереди, на тумбочке, на столе в кабинете, на полках.  До «Радуйся!» очередь дошла и она вызвала у меня столько эмоций, что решила о ней поговорить  с вами. Есть читатели-профессионалы, которые могут разобрать книги по косточкам, а я простой читатель-дилетант, но хочу делиться впечатлениями.

Книга вышла в издательстве Verso города Петрозаводска в 2013 году. Само название ; «Радуйся!» привлекло внимание. Особенно впечатлил восклицательный знак. Оно как призыв, как приказ, как установка. Забываем мы о том, что надо радоваться. Суетимся, нервничаем по пустякам, не можем остановиться и жалуемся, жалуемся…   Александр нам напомнил, что мы, как сказано в известном фильме, «избранники мироздания», так радуйтесь! Уже в названии чувствуется мужская воля, воля человека, который принял решение и за нас тоже. Только мы женщины, наверное, знаем как важно, чтобы рядом был человек, который может принимать решения. Насколько надёжно и спокойно с ним. Мужественность подчёркивает и оформление обложки, чёрно-белое, не рассчитанное на привлечение взгляда ярким пятном. Соответственно и от содержания ожидаешь  такого же мужского начала, и оно тебя не обманывает.

Относится ли книга к жанру военной прозы? И да, и нет. О войне написано немало, особенно,  Великой отечественной 1941-45 года. Там было трудно, но понятно, где враг, кого и что защищать. С фашизмом боролись всей страной. Солдаты на фронтах, а мирные жители в тылу, испытывая лишения, делали всё для победы. С чеченской войной сложнее. Во-первых, она локальная,  следовательно, основная масса граждан страны жила мирной благополучной жизнью. Война же коснулась нескольких десятков тысяч человек и их семей. Если сравнивать книгу «Радуйся» с такими яркими представителями военной прозы как Вячеслав Миронов «Я был на этой войне. Чечня, год 1995» или Владислав Шурыгин «Письма мёртвого капитана», рассказ «Допрос», в книгах которых натурализм описания зверств и смертей приводит в ужас, можно ли отнести книгу А. Бушковского к этому же жанру? Думаю, да, потому что она о войне. То, что война описана в ней небольшими, но точными штрихами является её достоинством. Можно смело рекомендовать её и взрослым, и подросткам. Ведь в ней автор касается многих актуальных проблем. Это отношение к войне, долгу, дружбе, вере, трудности  адаптации в мирной жизни, поиску смысла этой жизни – в повести  «Праздник лишних орлов», в рассказах «Юрчик», «Спецназ». Это отношения к армии и в армии в рассказе «Дикие гуси. Это национальный вопрос в повести и рассказе «Страшные русские». Темой войны и её последствий пронизана вся первая часть книги, которая называется «Фигура первая. «Война» и включает в себя повесть и одиннадцать рассказов. Эта часть книги, конечно, военная проза.

Вторая же часть, поднимает  социальные проблемы, не менее актуальные, но не относящиеся к теме войны. Фигура вторая книги – «Детство. Север. Деревня» В ней рассказы, которые представляют собой настолько цельную «фигуру», что невозможно упустить ни один.  Хотите понимать сыновей-подростков, отцов, друзей, себя, наконец – эти рассказы для вас. Автор представляет взаимоотношения отцы-дети с разных позиций. Глазами подростка Гришки в рассказе «Странники в ночи», через воспоминания Вовки в рассказе «Такие и не такие» ; «Мальчишки однажды становятся мужчинами или думают, что уже стали ими, и это делает их захватчиками и врагами. Они враждуют не только с окружающим миром, но и сами с собой … пацаны состязаются в смелости, силе и жестокости… они завидуют не тому, кто лучше учится, а тому, у кого мопед быстрее всех ездит…  они боятся не жалоб завуча родителям и даже не строгой женщины в форме капитана из детской комнаты милиции, а презрительного смеха ровесников и невнимания сверстниц». Вот так. Не открытие? Согласна. Но когда это рассказано таким живым языком как у Александра Бушковского  и так реально, трудно оторваться от чтения. Разве не  «рисует»  автор в рассказе «Нирвана»  такой художественной  деталью  – «… я зашагал за ним по тропе, стянутой корнями-венами, перешагивая через выпирающие суставы валунов…».  Представили лесную тропу?

А как не понять мальчишек из рассказов «Белая гора» и «ЛХВР», у которых не хватило сил и упорства вырваться из своей неблагополучной обстановки  и кардинально изменить  жизнь? И насколько легче найти своё место в жизни мальчишке, у которого такой отец как в рассказах «За яблоками», «Снова за яблоками» и «Сказка на ночь».

Автор использует в книге различные приёмы композиции. Это и прямое повествование в рассказах «Зверинец», «Снова за яблоками», «Такие и не такие», «Странники в ночи». Композиция обратного времени в рассказе «Белая гора». Ретроспектива в повести  и рассказах «ЛВХР» и «За яблоками», где повествование идёт в двух временных планах: в настоящем и прошлом, которые разделены  где годами, где днями. При этом мы воспринимаем книгу как неделимое целое.

А. Бушковский  в этой книге зачастую не рассказывает нам какой-нибудь факт, а передаёт дух факта. У него отсутствуют  суждения и оценки  поведения и характера героя. Автор приглашает нас  почувствовать, уловить смысл, высказанный в подтексте. Приглашает нас думать. Вот и получается, что книга эта для мальчишек и девчонок, чтобы понять себя, отцов, дедов; для женщин, чтобы понимать мужа, отца, сына, брата; для мужчин, чтобы понять себя и своих близких.


Рецензии