Цветы Голландии

Все знают, что Голландия является крупным поставщиком цветов для других стран. И поэтому логично, что цветов тут завались. Например, в историческом центре Ляйдена по вторникам и субботам на рынках  возникают прилавки с  цветами. Среди прилавков с сыром, морепродуктами,закусками, фруктами, среди развалов одежды. Всего много, разбегаются глаза. Сыр, оливки, разные пасты-мазилки на хлеб дегустируют с крекерами, тут и там снуют прохожие с одноразовыми тарелочками, на которых креветки, кальмары в кляре, жареные мидии или рыба. И вот цветы. Розы и тюльпаны всех сортов, орхидеи, камеи, крокусы, нарциссы, гладиолусы и прочее, прочее и такие цветы, чьи экзотические названия мне не знакомы. Цветочное буйство, цветочный апофеоз. И местные покупают цветы охапками просто так. Потому что охапка роз, например, стоит пару евро. Столько, сколько стоит в Калининграде одна такая роза. Поэтому и культура дарения цветов тут другая. Например, считается приличным прийти в гости с цветами и конфетами, так же, как и у нас. Но вот мужчин-дарителей цветов  и женщин-обожателей букетов на праздник я не встречала. И девушек с букетом в 101 розу, выложенным в инсту - и их не встречала.Особенно на 8 марта. Нет тут этого единственного женского дня в году, когда неприличным считается женщине хамить, а приличным считается дарить цветы. Нет тут этого женского дня. Тут все дни женские.

Я мужу объяснила, что русские женщины любят получать в подарок цветы, фоткаться в цветах и тд. Что если мужчина дарит цветы, значит, типа, любит. Если видишь женщину с букетом в России, значит, все ок с лж у нее, типа того. Какое-то время он таскал мне букеты и, если бродил со мной по рынку, он, косясь на меня с любопытством,  предлагал: "давай купим тебе цветов?". Хотя недоумение от преувеличенной значимости цветов (А почему не украшения с аукциона, например? Там можно выбрать рубины, аквамарины и прочее, прочее, прочее...), все еще читалось на его лице. И мы подходили к прилавку, я тыкала пальчиком...мол, вот эти розы и вот эти камеи. И к ним гладиолусы. Придя домой, я распределяла охапки цветов по вазам. "Красиво?"-спрашивала. "Красиво,"- кивал он мне.

Потом мне стало жалко живые цветы. Потом у меня на подоконнике стали копиться орхидеи в горшках. (Елку кстати второй год мы покупаем воткнутую в землю с моей надеждой на дальнейшую высадку обреченной елки в грунт. Хотя в прошлом году мне этого сделать не дали. Территория вокруг дома собственность муниципалитета. Нельзя простым смертным там сажать деревья, на посадку дерева надо получить разрешение.) По весне у меня под окнами на лужайке расцветают нарциссы, крокусы и тюльпаны. Нарциссы тут цветут в лесах. Мне нравится смотреть как кусты нарциссов отражаются в черной воде каналов.Больше всего мне нравятся крупные цветы с большим желтым хоботом:) Уже сейчас на газонах появляются оранжевые крокусы и белые подснежники. И я все также люблю цветы.

Прошлой весной я рисовала все, что у меня тут торчало из ваз и горшков. Утилитарный смысл цветов всегда заключался для меня в их натурных свойствах и применимости для алтарных дел. Цветочек это элемент индуистской пуджи. Но есть и нечто иное. Физическое удовольствие от прикосновения к нежным лепесткам, вдыхание аромата и любование. Я очень жду от жизни кусочек своей земли, где можно высадить вьющиеся розы и ощутить себя среди цветов  как на полотне Климта. Или Моне. Или Ван-Гога. Можно просто смотреть на цветы, думать про цветы-и уже тогда жизнь не бессмысленна.

Моя буддистская монахиня учила меня медитации  на цветах.Есть разные виды медитаций, буддисты тоже используют объектную медитацию.  Мы сидели в садике рядом с ляйденским университетом и пялились на цветы. Как выяснилось, на цветы я могу пялиться почти бесконечно:)  Ах да. Гвоздики тут нечасто встретишь. И, может, от этого хочется именно гвоздик, таких вот алых, полыхающих страстью, на тонкой изящной ножке, как в фильме "Служебный роман":) Таких пошлых советских гвоздик с мороза, в целофане, а не в оберточной бумаге, как тут принято, вот этих самых , которыми современные российские женщины пренебрегают, предпочитая розы, типа, "убери, убери свои гвоздики, не такой, не такой уж ты великий". Я несколько лет уже люблю гвоздики)


Рецензии