Гипнотизм Е. П. Блаватская

Гипнотизм и его связь с другими способами воздействия чар

 «Г.С.» и другие члены Общества просят нас ответить на несколько вопросов, изложенных ниже. Мы делаем это, но с оговоркой: наши ответы должны быть даны только с точки зрения оккультизма, не принимая во внимание такие гипотезы современной (под другим названием «материалистической») науки, которые могут вступать в противоречие с эзотерическими учениями.

1) Вопрос: Что такое гипнотизм: чем он отличается от животного магнетизма (или месмеризма)?

Ответ: Гипнотизм – это новое научное название старого невежественного «суеверия», по-разному называемого «колдовством» или «чарами». Это старая ложь, превращенная в современную правду. Факт налицо, но научного объяснения ему все еще не найдено. Некоторые полагают, что гипнотизм является результатом раздражения, искусственно вызываемого в периферической нервной системе; что это раздражение при воздействии на мозг передаётся в клетки мозгового вещества, вызывая вследствие истощения состояние, которое является всего лишь ещё одним видом сна (гипноз или hupnos [1]). Другие считают, что это просто оцепенение, вызванное главным образом самовнушением или воображением, и т.д., и т.п. Он отличается от животного магнетизма, где гипнотическое состояние создается по методу Брейда, который является чисто механическим, то есть фиксацией взгляда на каком-нибудь ярком пятне, металле или кристалле. Он становится «животным магнетизмом» (или месмеризмом), когда достигается путем «месмерических» пассов над пациентом, и только по этим причинам. Когда используется первый метод, в действие вступают не электро-психические или даже электрофизические токи, а просто механические, молекулярные вибрации металла или кристалла, на которые смотрит пациент. Именно глаз (самый оккультный орган из всех, расположенных на поверхности нашего тела), служа посредником между этим кусочком металла или кристалла и мозгом, настраивает молекулярные вибрации нервных центров последнего в унисон (то есть с равным числом их соответствующих колебаний) с колебаниями созерцаемого яркого предмета. И именно такой унисон вызывает гипнотическое состояние. Но во втором случае правильным названием для гипноза, безусловно, было бы «животный магнетизм» или столь часто высмеиваемый термин «месмеризм». Ведь при введении в гипноз предварительными пассами именно человеческая воля (сознательно или нет) самого гипнотизёра воздействует на нервную систему пациента. И опять же посредством вибраций (только атомарных, а не молекулярных) производимых тем актом энергии, который называется ВОЛЕЙ, в эфирном пространстве (следовательно, на совершенно другом плане) вызывается сверхгипнотическое состояние (т.е. «внушение» и пр.). То есть вибрации, которые мы называем «вибрациями воли», и их аура совершенно отличаются от вибраций, производимых простым механическим движением молекул, причём оба вида действуют на двух раздельных уровнях космическо-земных планов. Здесь, конечно, необходимо ясное осознание того, что подразумевается под волей в оккультных науках.

2) Вопрос: В обоих случаях (гипнотизме и животном магнетизме) присутствует акт воли гипнотизёра, когда он передаёт нечто пациенту, воздействуя на него. Что подразумевается под этим «нечто» в обоих случаях?

Ответ: То, что передается, не имеет названия в европейских языках, и если мы просто опишем это как волю, это потеряет весь свой смысл. Старые и находящиеся под запретом слова «чары», «заговоры», «чарующая сила» и «заклинание», и особенно глагол «заколдовывать», гораздо более убедительно выражали реальное действие, имевшее место в процессе такой передачи, чем современные и бессмысленные термины «психологизировать» и «гипнотизировать». Оккультизм называет передаваемую силу «аурическим флюидом», чтобы отличать ее от «аурического света», причём этот «флюид» представляет собой корреляцию атомов на высшем плане, нисходящих на этот низший план в форме неосязаемых и невидимых пластичных субстанций, генерируемых и направляемых скрытой волей. С другой стороны «аурический свет» или то, что Рейхенбах называет «од» [2] или  свет, который окружает всякий одушевлённый и неодушевленный объект в природе, есть не что иное, как астральное образ, исходящий от объектов, причём его особый цвет или цвета, сочетания и разновидности последних, обозначающие состояние гун или качества и характеристики каждого особого объекта или субъекта. Аура человека является самой сильной из всех.

3) Вопрос: Какова основная причина «вампиризма»?
Ответ: Если под этим словом подразумевать непроизвольную передачу части своей жизненной силы, или жизненной эссенции, посредством своего рода оккультного осмоса от одного человека к другому, наделённому или, скорее, страдающему такой вампиризирующей способностью, то этот акт может стать понятным только тогда, когда мы хорошо изучим природу и сущность наполовину реального «аурического флюида», о котором только что говорилось. Как и любая другая оккультная форма природы, процесс эндосмоса и экзосмоса [3] может быть благотворным или пагубным, либо бессознательно, либо по желанию. Когда здоровый гипнотизёр вводит пациента в гипноз с твердым желанием облегчить его состояние и вылечить его, то истощение, испытываемое первым, пропорционально получаемому облегчению последнего; произошел процесс эндосмоса, целитель расстался с частью своей жизненной ауры, чтобы принести пользу больному человеку. Вампиризм, с другой стороны, является слепым и механическим процессом, обычно производимым без ведома, как «поглотителя», так и вампиризируемого лица. Это есть сознательная или бессознательная черная магия, в зависимости от обстоятельств. Ведь в случае обученных адептов и магов процесс осуществляется сознательно и направляется силой воли. В обоих случаях посредником передачи является магнетическая и притягательная способность, земная и физиологическая по своим результатам, но порождаемая или производимая на плане четвёртого измерения – в царстве атомов.

4) Вопрос: При каких обстоятельствах гипноз является «черной магией»?

Ответ: В соответствии с только что рассмотренными обстоятельствами, но чтобы полностью осветить эту тему, даже приведя несколько примеров, требуется больше места, чем мы можем отвести для этих ответов. Достаточно сказать, что всякий раз, когда мотив, приводящий в действие гипнотизёра, эгоистичен или наносит ущерб какому-либо живому существу или сущностям, все подобные действия классифицируются нами как черная магия. Здоровый жизненный флюид, передаваемый врачом, который гипнотизирует своего пациента, может вылечить и действительно лечит, но слишком большое его количество может убить.

[Это утверждение получает свое объяснение в нашем ответе на вопрос 7, когда мы показываем, что в эксперимент с вибрацией она разбивает стакан вдребезги.]

5) Вопрос: Есть ли какая-либо разница между гипнозом, производимым механическими средствами, такими как вращающиеся зеркала, и гипнозом, производимым пристальным взглядом гипнотизёра (чарами)?

Ответ: На это различие, как мы полагаем, уже указывалось в ответе на вопрос 1. Пристальный взгляд гипнотизёра обладает большей силой, а следовательно, и большей опасностью, чем просто механические пассы гипнотизера, который в девяти случаях из десяти не знает, как это делается, и, следовательно, не может проявлять силу воли. Изучающие эзотерическую науку должны осознавать по самим законам оккультных соответствий, что первое действие выполняется на первом плане материи (низшем), в то время как второе действие, требующее хорошо сконцентрированной воли, должно выполняться на четвёртом плане (если гипнотизёр профан-новичок) и на пятом плане, если ли он хоть сколько-нибудь знаком с оккультизмом.

6) Вопрос: Почему кусочек хрусталя или бестящая пуговица должны вводить одного человека в гипнотическое состояние и никоим образом не влиять на другого человека? Ответ на этот вопрос, как мы думаем, разрешил бы не одно недоумение.

Ответ: Наука предложила несколько различных гипотез по этому вопросу, но до сих пор не приняла конкретно ни одну из них. Всё это потому, что все подобные умозрения вращаются в порочном круге материально-физических явлений с их слепыми силами и механическими теориями. «Аурический флюид» не признается учёными мужами, и поэтому они отвергают его. Но разве они годами не верили в эффективность металлотерапии, в то, что влияние этих металлов обусловлено действием их электрических флюидов или токов на нервную систему? И только потому, что была обнаружена аналогия между деятельностью этой системы и электричеством. Эта теория потерпела неудачу, потому что противоречила самым тщательным наблюдениям и экспериментам. Прежде всего, этому противоречил один основополагающий факт, проявившийся в упомянутой металлотерапии, характерная особенность которой заключалась в том, что (а) далеко не каждый металл воздействовал на течение всякого нервного заболевания; один пациент был чувствителен к какому-то одному металлу, в то время как все остальные не оказывали на него никакого воздействия; и (б) что пациентов, испытывавших воздействие определенных металлов, было немного, и они были исключением. Это показывало, что «электрические флюиды», воздействующие на болезни и излечивающие их, существовали только в воображении теоретиков. Если бы они действительно существовали, то все металлы влияли бы в большей или меньшей степени на всех пациентов, и каждый металл, взятый в отдельности, влиял бы на все случаи нервного заболевания, поскольку условия для образования таких флюидов в данных случаях были одинаковыми. В то время как доктор Шарко отстаивал доктора Берка, некогда дискредитированного первооткрывателя металлотерапии, Шифф и другие дискредитировали всех тех, кто верил в электрические флюиды, и теперь, похоже, от них отказались в пользу «молекулярного движения», которое сейчас безраздельно господствует в физиологии – на данный момент, конечно. Но теперь встает вопрос: «Известны ли реальная природа, поведение и состояния «движения» лучше, чем природа, поведение и состояния «флюидов»?» В этом можно усомниться. Как бы то ни было, оккультизм достаточно дерзок, чтобы утверждать, что электрические или магнитные флюиды (эти два понятия на самом деле идентичны) по своей сути и происхождению обусловлены тем же молекулярным движением (ныне преобразованным в атомную энергию), которому также обязаны все другие явления природы. Действительно, когда стрелка гальвано- или электрометра не показывает никаких колебаний, указывающих на присутствие электрических или магнитных флюидов, это ни в малейшей степени не доказывает, что их нет. Это происходит просто потому, что, перейдя на другой, более высокий уровень действия, флюиды больше не могут воздействовать на электрометр своей энергией, проявляющейся на плане, с которым у него нет никакой связи.

Всё это надо было объяснить, чтобы показать, что природа энергии, передаваемой от одного человека или предмета к другому человеку или предмету, будь то во время гипноза, при воздействии электричества, металлотерапии или «чар», по сути, одна и та же, различаясь только по степени и видоизменяясь в соответствии с подпланом материи, на котором она действует. Как известно каждому оккультисту, на нашем земном плане семь подпланов, как и на любом другом.

7) Вопрос: Действительно ли наука совершенно ошибается в своем определении гипнотических явлений?

Ответ: Пока что у неё нет определения. Если и есть что-то, в чем оккультизм согласен (до определенной степени) с последними открытиями физической науки, так это то, что все тела, наделенные свойством вызывать металлотерапевтические и другие аналогичные феномены, имеют, несмотря на их большое разнообразие, одну общую черту. Все они являются источниками и генераторами быстрых молекулярных колебаний, которые, будь то через посредников или прямой контакт, передаются нервной системе, изменяя тем самым ритм нервных колебаний – однако при единственном условии, что называется, в унисон. Здесь «унисон» не всегда подразумевает сходство природы или сущности, а просто тождество степени, сходство в отношении низких и высоких звуков и равные возможности для интенсивности звука или движения: колокол может звучать в унисон со скрипкой, а флейта – с каким-нибудь органом животного или человека. Более того, частота колебаний (особенно в органической животной клетке или части тела) изменяется в соответствии с состоянием здоровья и общим состоянием. Следовательно, церебральные нервные центры гипнотизируемого пациента, находясь в совершенном согласии (относительно потенциальной степени и внутренне присущей изначальной активности) с предметом, на который он смотрит, все же могут, вследствие некоторого органического нарушения, в данный момент находиться с ним в противоречии по частоте соответствующих вибраций. В таком случае гипнотического состояния не наступает; или между его нервными клетками и клетками кристалла или металла, на которые его заставляют смотреть, не может вообще быть никакого унисона, и в этом случае этот конкретный предмет никогда не сможет оказать на него никакого воздействия. Это равносильно утверждению, что для обеспечения успеха в гипнотическом эксперименте необходимы два условия; (а) поскольку каждое естественное органическое или «неорганическое» тело отличается своими фиксированными молекулярными колебаниями, необходимо выяснить, какие именно тела будут действовать в унисон с нервной системой того или иного человека; и (б) следует помнить, что молекулярные колебания первого могут влиять на нервную деятельность второго только тогда, когда ритмы их соответствующих колебаний совпадают, т.е. когда частота их колебаний становится одинаковой; что в случаях гипноза, вызываемого механическими средствами, достигается посредством глаза.

Следовательно, хотя разница между гипнозом, производимым механическими средствами, и гипнозом, вызываемым непосредственным взглядом гипнотизёра плюс его волей, зависит от плана, на котором производится один и тот же феномен, все же «завораживающее» или подчиняющее себе средство создается одной и той же действующей силой. В физическом мире и его материальных планах она называется ДВИЖЕНИЕМ; в мирах ментальности и метафизики она известна как ВОЛЯ – многоликий маг всей природы.

Поскольку частота колебаний (молекулярного движения) в металлах, древесине, кристаллах и т.д. изменяется под воздействием тепла, холода и т.д., молекулы головного мозга изменяют частоту таким же образом, то есть частота, то повышается, то понижается. И именно это, на самом деле, имеет место в феномене гипноза. В случае пристального взгляда именно глаз (главный проводник воли гипнотизёра, но раб и предатель, когда эта воля бездействует) бессознательно для пациента настраивает колебания его мозговых нервных центров на частоту вибраций предмета, на который он смотрит, улавливая ритм последнего и передавая его в мозг. Но в случае непосредственных пассов именно воля гипнотизёра, излучаемая его глазами, создает необходимый унисон между его волей и волей гипнотизируемого человека. В самом деле, из двух объектов, настроенных в унисон (например, как два аккорда), один всегда будет сильнее другого и, таким образом, будет обладать властью над другим и даже потенциальной возможностью уничтожить своего более слабого «со-настройщика». Это настолько верно, что мы можем обратиться к физической науке, чтобы подтвердить этот факт. Возьмем в качестве примера «чувствительное пламя». Наука говорит нам, что если взять ноту в унисон с частотой вибраций молекул огня, то пламя немедленно отреагирует на звук (или взятую ноту), так что станет танцевать и петь в такт звуков. Но оккультная наука добавляет, что пламя также может погаснуть, если звук усилится (см. «Разоблаченная Изида», Т.II, гл. XII). Ещё одно доказательство. Возьмите бокал для вина или фужер из очень тонкого и прозрачного стекла; извлеките, слегка ударяя по нему серебряной ложечкой, четко выраженную ноту; после чего воспроизведите ту же ноту, проведя по его ободку влажным пальцем, и, если у вас это получится, бокал немедленно треснет и разобьется вдребезги. Безразличное ко всем остальным звукам, стекло не устоит перед огромной интенсивностью своей собственной основной ноты, поскольку именно эта вибрация вызовет такое волнение в его частицах, что всё изделие разлетится вдребезги.

8) Вопрос: Что происходит с болезнями, излечиваемыми гипнозом; действительно ли они излечиваются или прекращаются на время и проявляются в другой форме? Являются ли болезни кармой; и, если да, правильно ли пытаться их излечивать?

Ответ: Гипнотическое внушение может излечивать навсегда, а может и не излечивать. Все зависит от степени магнетической связи между гипнотизёром и пациентом. Если болезнь носит кармический характер, то она прекратится на время и вернётся в какой-то другой форме, не обязательно в виде болезни, но как возмездие другого рода. Всегда «правильно» пытаться облегчить страдания, когда мы можем это делать, и делать для этого все, что в наших силах. То, что человек справедливо страдает из-за тюремного заключения и простужается в своей тесной камере, разве является поводом для тюремного врача не пытаться вылечить его?

9) Вопрос: Необходимо ли гипнотизёру произносить вслух гипнотические «внушения»? Разве ему недостаточно подумать о них, и возможно ли, чтобы он даже не знал или не осознавал ту склонность, которую ОН внушает своему пациенту?

Ответ: Конечно, нет, если между ними раз и навсегда твердо установлен контакт. Мысль более могущественна, чем речь, в случаях реального подчинения воли пациента воле гипнотизёра. Но, с другой стороны, если только сделанное «внушение» не направлено исключительно на благо пациента и продиктовано какими-то эгоистическими мотивами, мысленное внушение является актом черной магии, еще более чреватым дурными последствиями, чем устное внушение. Неправильно и противозаконно лишать человека свободы воли, если только это не для его собственного блага или блага общества; и даже в первом случае это нужно делать с предельной разборчивостью. Оккультизм рассматривает все подобные беспорядочные попытки как черную магию и колдовство, сознательное или нет.

10) Вопрос: Влияют ли мотивы и характер гипнотизёра на результат, немедленный или отдаленный?

Ответ: В той мере, в какой процесс гипноза становится под его управлением либо белой, либо черной магией, как показывает последний ответ.

11) Вопрос: Разумно ли вводить пациента в гипноз не только из-за болезни, но и из-за какой-то привычки, такой как пьянство или лживость?

Ответ: Это акт милосердия и доброты, что сродни с мудростью. На самом деле, хотя отказ пациента от порочных привычек ничего не добавит к его хорошей карме (что произошло бы, если бы он лично и по собственной прилагал усилия по исправлению, которые требовали бы большой умственной и физической борьбы), все же успешное «внушение» предотвращает его от создания еще большей плохой кармы, и постоянного пополнения предыдущего списка своих прегрешений.

12) Вопрос: Что происходит с самим «целителем веры» в случае успешного лечения? Какие трюки он проделывает со своими принципами и со своей кармой?

Ответ: Воображение является мощным подспорьем в любом событии нашей жизни. Воображение опирается на веру, и оба они являются рисовальщиками, которые готовят эскизы для Воли, чтобы более или менее глубоко запечатлеть скалы, препятствия и противодействия, которыми усеян жизненный путь. Парацельс говорит: «Вера должна подкреплять воображение, ибо вера укрепляет волю. ...Решительная воля – это начало всех магических действий. … Именно потому, что люди не вполне представляют себе результат и не верят в него, искусство (магии) неоднозначно, в то время как оно могло бы быть вполне однозначным. В этом весь секрет. Половина, если не две трети наших недугов и немощей является плодом нашего воображения и страхов. Уничтожьте последние и придайте другое направление первому, а природа сделает все остальное. В методах как таковых нет ничего греховного или вредного. Они причиняют вред только тогда, когда вера целителя в свою силу становится слишком самонадеянной и заметной, и когда он думает, что может избавить от таких болезней, которые требуют, во избежание летального исхода, немедленной помощи опытных хирургов и терапевтов.

000

Примечания переводчика (ОАФ)

[1] ;;;;; (греч.)
 
[2] Од или одическая сила [од (;;;) в переводе с иврита означает окружать, заключать в себе как бы туманом, эманацией или облаком] – это название, данное бароном Карлом фон Рейхенбахом, немецким промышленником и химиком, космической энергии или флюиду, который, как он полагал, он открыл в 1845 году.
Од также используется Элифасом Леви вместе с еврейскими словами oв (;;;) и ор (;;;) для обозначения аспектов астрального света. Oв - хорошо известное слово, обозначающее колдовство и некромантию, колдуна или некроманта также иногда обозначающее астральную тень или привидение. Ор, напротив, означает свет, великолепие и, следовательно, свет посвящения.

[3]Осмос, направленный внутрь ограниченного объёма жидкости, называется эндосмосом, наружу — экзосмосом.

Статья приведена из «Собрания сочинений» Е. П. Блаватской, Т. XII, стр. 394-403.


Рецензии