Кузьма Петров- Водкин, пророк, и новатор в живопис
Кузьма Сергеевич всегда помнил своё происхождение, гордился родителями.
Это пролетарское происхождение поможет ему и в последствии.
Свой путь он начал со знакомства с богомазами, познакомившими его с технологией приготовления красок, грунтования досок, с приёмами иконописи.
Кузьма не сразу определился с выбором занятия на всю жизнь, был ремонтиком на волжских судах и хотел поступать в железнодорожное училище в Самаре.
Творческое начало в Кузьме родные отметили еще в далеком детстве.
Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили.
Думаю многим детям такое свойственно, я тоже сочинял, правда, только для друзей. Новсегда говорил,что это я где то прочитал.
Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы.
Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина.
Пейзаж, нарисованный Кузьмой: масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.
В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Роман Фёдорович Мельцер.
Мельцер был поражён живописью юноши и увёз Кузьму в Петербург, где дал хорошее художественное образование в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова и в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.
Бывшее репинское недавно опять назвали им.Штиглица.
Любопытный был этот Петров-Водкин.
Он никогда не признавал канонов ни в творчестве, ни в жизни.
Пишет прозу, пьесы - одно время встал вопрос о выборе между литературой и живописью.
На деньги фирмы, производителя велосипедов он совершает с рекламной целью велопутешествие по Европе, до Парижу и далее.
Вот какой был любопытный мужик.
Заодно по дороге он знакомится с европейской архитектурой и шедеврами художественных собраний.
По дороге заезжает не на долго в Мнхенскую школу Ажбе, любому русскому без Ажбе просто никуда.
Изучает геофизику и космогонию.
Ей тогад интересовались многие.
Космогонией будет заниматься и Коненков, даже создаст графическую серию, которой посвятит много лет.
Кузьма становится членом французского научного общества.
Наблюдает извержение Везувия и путешествует по Сахаре с бедуинами.
Ну просто Пржевальский в пустыни.
Сахара, вот это настоящий мужик.
Как считал сам художник «Купание коня» должно происходить прямо-таки на планете Земля, и нигде более, на полотне должен быть не гнедой, а написанный красной киноварью алый конь, как символ обновления всего сущего.
И нагой отрок на нем, словно образ человечества, но гибкого, готового к переменам.
Иведь именно такими создал нас Бог.
Ибо сказано "Нагим пришел я в этот мир", Огюст Роден.
А перемены без сомнения произойдут. Красный конь это по сути композиции почти "Троица" Живопись его полна внутреннего свечения. Петров- Водкин пророк иконописец будущего.
В муках рождалась новая картина, но на выставке объединения «Мир искусства», в Москве 10 ноября 1912 года, «Купание красного коня» произвело ( как сейчас сказали бы эффект разорвавшейся бомбы).
Хвалили буквально все. Сам признанный корифей русской живописи Илья Репин, долго стоял у полотна и, наконец, вынес вердикт: «Талантище!».
Александр Бенуа восторженно прокомментировал, «Как все абсолютно новое, это образец гениальности!».
Кузьме оставалось только чесать затылок, конечно, что может быть «новее» иконописи, которую он взял за образец?
Картина стала культовой.
Ей посвящались стихи, поэмы, музыка. Теперь Петров-Водкин стал признанным художником.
На черно—белом фото Кузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России - Мария Федоровна).
Почти как у Трампа.
Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно:
«Я был наполовину человек, не испытав этого!
Теперь мне есть для чего жить.
Если кто-то там наверху и планирует человеческие судьбы, в отношении Петрова-Водкина решили не ограничивать фантазию и не придерживаться каких-то рамок.
Сын сапожника из глухой провинции, с двойной фамилией, похожей на пародийный псевдоним, с ветхозаветным именем Кузьма объездил Европу и Африку, был женат на француженке.
Что еще можно пожелать.
Поклонники творчества Кузьмы Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка».
Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне, это паек блокадного времени.
До страшных событий в Ленинграде оставалось всего 23 года,померка века это пустяк.
Начало века, кто-то писал черные квадраты, и прочие Измы а были и те кто писал яркие, радостные пейзажи.
Его селедка как предчувствие блокады Ленинграда.
картина Тревога, как ожидание будущих репрессий.
Таково его предвидение будущего.
С 1018года года живописец стал профессором в Академии художеств, которую тогда же преобразовали в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские.
Там Петров-Водкин преподавал около 15 лет.
В письмах он жаловался, что эта работа отнимает много сил и времени и не дает полноценно заниматься творчеством.
Свои наблюдения за жизнью города после революции и традиционную для него тему материнства Кузьма Петров-Водкин соединил в картине «1918 год в Петрограде».
Ее почти сразу стали называть «Петроградской мадонной».
Оно и понятно его мадонна напоминала икону "божьей матери", а Кузьма раньше писал иконы.
На этом классическом полотне он изобразил женщину с младенцем на руках, которая стоит на балконе, а позади нее видна городская площадь с людьми и дома с выбитыми окнами.
В начале 1920-х годов Петров-Водкин разработал собственную теорию живописи и особые творческие приемы: «сферическую перспективу» ; метод изображения объектов, который давал ощущение шарообразной поверхности, и «трехцветие» ; использование красного, синего и желтого цветов.
К 10-летнему юбилею Красной армии Кузьма Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара».
На переднем плане он изобразил раненого мужчину в комиссарской форме, которому не дает упасть на землю его ординарец, на заднем плане ; подстреленного солдата и его уходящих однополчан.
Полотно признали шедевром выставки Ассоциации художников революционной России, а искусствовед Яков Тугендхольд даже назвал его «гвоздем» всей экспозиции.
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина ухудшилось, по совету врачей он почти бросил писать картины.
Через несколько лет живописцу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и назначили персональную пенсию.
Художник переехал из Ленинграда в Детское село и в моменты хорошего самочувствия занимался портретами своих соседей-писателей: Алексея Толстого, Вячеслава Шишкина, Андрея Белого.
В остальное время он писал рассказы, повести, очерки, мемуары.
Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Его похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде.
Сейчас для меня Петров-Водкин уже не такой новатор, его работы отсылают к иконе, а он ей раньше и занимался.
Ему повезло он попал в струю идей, и предвидение начала будущего Соцреализма, уничтожившего всех авангардистов.
Начиная с талантливого художника и архитектора Владимира Татлина и его оппонента и конкурента Казимира Малевича.
Владимир Таталин как художник мало интересен, а вот его инсталляции и конструкторские идеи интересны.
Он был враждебен Малевичу, всегда думал что тот ворует его художественные идеи.
В итоге Вл.Татлин стал заниматься театром, в чем преуспел.
Хотя воровать собственно было нечего. 18
И даже башня Татлина "башня интернационализма" так и не была построена. Остался только макет.
А вот Петров- Водкин выжил и был в фаворе.
Свидетельство о публикации №224021501025
Ходили смотреть
Благодарю за рассказы!
Мост Будущее 05.04.2025 21:00 Заявить о нарушении