Идём на выборы. Часть 6. Рассказ МУМУ

Хочу придумать мир достойный,
где солнце побеждает тьму:
Офелия там не утонет,
в живых останется Муму.

04 апреля 2022 / 29 октября 2023
Виктор Николаевич Левашов




Для кого написан Тургеневым рассказ «Муму»? Пожалуйста, дорогой читатель, убедительно прошу вас, откройте рассказ, обновите его в своей памяти, это просто и полезно, как глоток свежего воздуха от Ивана Сергеевича Тургенева.

Я, сегодня 70 летний дед, житель воинствующего Донбасса, представил сегодня себя на часик старшеклассником на уроке литературы и за сочинением на тему: "Для кого писал Тургенев рассказ «Муму»?

И с высоты своих годков мне навеялось.

Несоизмерима мудрость и глубина проникновения мысли писателя в суть своего времени, отражённого в рассказе «Муму»! Дважды останавливался по ходу чтения, банальные слёзы не давали читать.

Вижу ваши улыбки...

Но подумаем, неужели Тургенев мог снизойти до банальной истории с глухонемым и утоплением собачки?

Я же считаю, что образ Герасима, по сути, это образ России, сильной, доброй, трудолюбивой, защитнице и покровительнице слабых, глухой и равнодушной, но, если надо, то и беспощадной к внешним своим врагам.

Тургеневу пришлось преодолеть немало препятствий, а главное цензуру, чтобы это удивительное произведение вышло из печати.

Все мы читали в романе Л.Н. Толстого о трагической любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Алексея Вронского, а также о счастливой семейной жизни Константина Лёвина и Кити Щербацкой - и всё это на фоне масштабной картины нравов и быта дворянской среды Петербурга и, пожалуй, всей России.

ПОХОЖАЯ КАРТИНА И У ТУРГЕНЕВА в рассказе «Муму», только в уменьшенном масштабе, в масштабе одного помещичьего двора показан образ всей крепостной России в лице главного героя — Герасима.

И сегодня история глухонемого Герасима и его любимой собачки Муму трогает сердце и заставляет негодовать из-за несправедливости крепостного уклада жизни того времени и сравнивать, делая вывод: ах… в каком мы сегодня, спустя 160 лет, живем прекрасном и «справедливом» времени!

Некоторые сегодня думают, что в рассказе Тургенева написано просто о том, как глухонемой утопил собачку, и вообще кое-кто, это воспринимает чуть ли не как инструкцию: «Как правильно топить собак». А подумали бы своей «бошкой»… зачем такой русский талантище, как Тургенев, тратил на такую «рекламу» свои силы и причём здесь тогда царская цензура?

А теперь копнём чуть глубже, откроем ВТОРОЙ ПЛАСТ содержания.
Видим: основной смысл содержания рассказа — конфликт Герасима с окружающим миром в безнадёжной борьбе за собственное счастье.

Простой мужик оказывается заложником обстоятельств и в том числе и барыни, похожей на кошмарное стихийное бедствие. Дважды потерпев неудачу, герой всё-таки находит в себе силы бороться и освобождается, возвращаясь к своим корням, однако полученные им раны души останутся с ним на всю жизнь.

А вот тут уже теплее. Оказывается, не совсем  в собачке дело, а в БОРЬБЕ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ.

Теперь наложим клише — личную жизнь глухонемого Герасима в 19 веке на сегодняшнюю жизнь нашего простого мужика-труженика, глухого не по природе, а глухонемого в своём равнодушии к сопротивлению в 21 веке. И мы увидим и ТРЕТИЙ пласт смысловой нагрузки произведения.

Есть ещё и ЧЕТВЁРТЫЙ пласт, который не так просто и заметить,

ибо это уже так прижилось, просто стало, как естественная тень нашей повседневной жизни, как плохой испорченный воздух, которым хочешь или не хочешь приходиться дышать; это ВРАНЬЁ.., это ДВОЙНЫЕ или ТРОЙНЫЕ стандарты.., говорим одно, думаем другое, делаем третье.

Увы, это ЛАКЕЙСТВО и жизнеутверждающее УГОДНИЧЕСТВО, привычка гнуть шею перед начальством — такая черта противная, и до чёртиков неприличная и не истребимая, и так крепко прижилась в нашем мире.

Одно дело, как бы естественное для того времени, это  ЛАКЕИ барыни, на её дворе, среди которой Герасим, как белая ворона. И сегодня, в информационный век "Образованности и высочайшей культуры..." Если и покажется на горизонте честный,  человек, принципиальный, справедливый, то будет той же белой "герасимовской вороной".

Вспоминается и  Ф.И. Тютчев: "Куда сомнителен мне твой, святая Русь, прогресс житейский: была крестьянской ты избой, а ныне сделалась лакейской."

Увы, лакейство в России пока неистребимо, так удобнее существовать. А начальнику это приятно, особенно тому, кто сам из лакеев вышел. (И все эти строки о "лакействе" написаны благодаря рецензии от Надежды Шишмарёвой, спасибо ей за столь уместное замечание. ) 

Образы в рассказе «Муму» отражают два противоположных мира в России: это мир хозяев жизни — власть имущих, которые обладают исключительными правами, и мир простых людей, практически и сегодня без прав и без голоса, права которых лишь формально продекларированы на бумаге, которые в реалии не могут противиться даже самым глупым и жестоким приказам власти.

ПОКУДА ОБЩЕСТВО БУДЕТ РАСКОЛОТО НАДВОЕ, РУССКИМ ЛЮДЯМ НЕ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ.

А я обязательно сопоставил бы сегодня образ Герасима с образом России — Новой, БУДУЩЕЙ России.

« Сильный, трудолюбивый, проворный и хозяйственный мужик, с лёгкостью выполняющий любую домашнюю или государственную работу.»

Несмотря на большую территорию, грозный атомный вид, Россия — ГОСУДАРСТВО, как ЧЕЛОВЕК, обладающее чуткой душой, способной на любовь и сострадание к другим малым народам.

К сожалению, вся сила и усилия нашего народа и сегодня оказываются бесполезными перед капиталистическим общественным устройством, и ОН(народ) становится лишь безвольной марионеткой в руках деспотичной власти помещицы, как в рассказе Тургенева, так и от современных ветвей власти .

Вот и Герасим беспрекословно слушался помещицу, утопил Муму, а ведь он очень был привязан к собаке. Так почему этот сильный человек не противостоял, не заступился за любимое животное, а пошёл на поводу зла. Так и мы. Нас много, мы сильные духом, а молчим о несправедливости, о низких зарплатах и которые нам справедливо повышают от выборов до выборов т.д. Да потому, что мы, как Герасим не можем уже возразить, а свыклись с хозяевами.

В итоге, Герасим находит в себе силы преступить запреты и уйти от барыни. Но уходит он практически в затворничество и одиночество, а МЫ?

И всё же ведь не ради собачки написан рассказ, и не для детей школьного возраста, и не ради того, чтобы у нас, читателей, вызвать слёзы жалости. Наши слёзы ради чего? Или для кого тогда написан рассказ?

Думаю, всё это ради мечты Тургенева, чтобы эта дворянская дурь когда-нибудь в России закончилась.


Проблематика рассказа Тургенева «Муму» погружает читателя в атмосферу жизни простого человека — жизни, лишенной личных радостей, свободы и права на что бы то ни было.
- Крепостное право – основная проблема.

А не чувствуем ли мы сегодня себя крепостными на фоне телевизионного сплошного благополучия и процветания «некоторых», а на самом деле, морального сползания в очередную духовную яму?

В Тургеневской барыне перед нами предстаёт всё помещичье дворянство, которое управляет судьбами миллионов людей России.
Сравниваем с сегодняшней политической системой.
И сегодня чаще всего «дворянство» наследуют от родителей, а не заслуживают своей добродетелью.

Как и современная власть, власть денег и капитала, которая лишь формально выборная и от народа.

Социальное неравенство:
 – простой народ в рассказе влачит жалкое существование, в котором есть место только работе и водке, в то время как барыня-власть живёт в своё удовольствие. Она не обладает ни умом, ни добротой, ни совестью, чтобы ей можно было доверить управление другими людьми.

Жестокость:
– в обществе, изображённом в рассказе, царят бесчеловечность, жестокость и озлобление.
Многие люди и сегодня ожесточили сердца и души, готовы на что угодно ради своего благополучия. Чем тогда лучше наше современное общество?

Бесправие крестьян:
– крестьяне в рассказе являются всего лишь марионетками в руках эгоистичной барыни.
Попробуй-ка сегодня добейся справедливости на производстве и в обществе, вылетишь как пробка.., в лучшем случае с двухнедельным пособием.

Основная идея:
- Тургенев изобразил перед читателями крепостничество во всей его жесткости. В образе барыни он воплотил помещичье дворянство, которое, как опасный паразит, высасывает кровь из крестьянской России.

Смысл рассказа «Муму» заключается в развенчании мифа о праве дворян безгранично владеть крепостными. Автор показывает, что любая власть над людьми развращает управителей и делает их тиранами.

В образе Герасима перед нами предстаёт русский народ – сильный, способный, но безвольный, не способный на сопротивление злу и угнетению.

Однако уход Герасима из города, от барыни-самодурки, символизирует собой начало пробуждения, нашу с вами веру и веру писателя в то, что рано или поздно русские люди осознают, добьются своих прав и обретут счастье.

Главная мысль рассказа «Муму» - необходимость пробуждения русской души от многовекового сна рабства.
Как же это актуально и сегодня. Сегодня СВО на Украине — это и есть шаг к пробуждению народа, страны.

Иван Сергеевич Аксаков, ознакомившийся с рассказом в рукописном виде, ещё в 19 веке, особо отметил главного героя:

"В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений".

Я верю! Очень верю, что народ наш, тот глубинный народ просыпается, а СВО ему поможет.  Он объединится, и лучшие СЫНЫ страны найдут в себе мудрость и силы для возрождения Родины.


Рецензии
Добрый день, Николай! Публикация очень понравилась. Согласна со всеми Вашими размышлениями. Сама я так никогда не анализировала и не сопоставляла классику с современностью. А ведь действительно, аналогию можно провести. Мне понравилась рецензия Валентины Валентовой. Лучше неё уже не сказать.
Понравилась обновленная Ваша главная страница.
Здоровья Вам, чистого, мирного неба над головой и всяких благ!
С уважением и теплом,


Людмила Каштанова   27.02.2024 10:37     Заявить о нарушении
Люда, доброго дня, доброго здоровья!
Тургенев несколько лет боролся с царской цензурой за издания своего рассказа "Муму". Классик широко и далеко смотрел за горизонт и цензура его боялась.

Валентина Валентова верно отмечает, что в настоящей жизни, расслоения, как между классами, так и между людьми, как было так и осталось. Меняются только формы. Плюс искусственный интеллект, новая кабала человечества. И сие в неблагородных руках страшнее атомного оружия. Но и это надо человеку пережить.
Люда, вы первая которая оценила мой труд, а главное идею моей главной страницы. Не хватает главного образа , лика Бога.
Люда, спасибо за добрые пожелания и взаимно, здоровья и всего самого хорошего!

Николай Скороход   27.02.2024 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.