Мамина дорога. Заключение

Я помню, как я играла с подружками, и идет мама моей подружки Маринки и говорит :
-Люда, там папа твой приехал!

Это он вернулся из Вологды из больницы. Я бегу со всех ног, он подхватывает меня на руки...Помню куколку, которую он мне подал...огромное зеленое яблоко...

А потом - настали черные дни...Отец ночами кричал от боли...Мама вся почернела...не знала как и чем ему помочь...В больницу его не брали,безнадежных не берут... а отец верил, что если он будет в больнице, то ему помогут, что боль уйдет...

Был еще такой момент- нас стали атаковать черные тараканы. Отец ночами спать не мог, полежит, включит свет и начинает их бить. Утром мама целыми совками их выметала.

Мама идет в райком партии...После этого его берут в больницу...Но улучшения и там нет...

Его приходят проведывать с работы - приносят конфеты и печенье...Все это он бережет для меня...

Мы с мамой ходили проведывать его по очереди  через день - день ходила она, на второй отправляла меня... И папа обязательно запихивал мне в карманы печенье и конфеты .Ласточка .

В палате все знали, что он умирает, жалели меня и каждый старался чем -нибудь меня угостить, а люди были очень больны, их печенье и конфеты пахли болезнью... -  я выходила из больницы и зарывала все это в листья около больницы...была осень...листопад...запах прелых тополиных листьев  мне до сих пор неприятен...

А потом были похороны...Мне тогда было очень интересно - много народу, ко мне столько внимания, духовой оркестр... Единственно я испытала ужас когда потянувшись через гроб к комоду, около которого стоял гроб, я упала на отца...этот холод в животе я чувствую до сих пор...


Мама была практически без чувств...могилку потом ей просто показывали, она ничего не помнила...были наши с ней  ежедневные вечерние походы на кладбище...пока нас там не напугали...

Двери дома 40 дней не закрывались - мама ждала...

Тараканов после похорон мы больше не видели...

И еще был мало объяснимый момент. Мама очень любила цветы. Дома у нас все окна были заставлены горшками с цветами, была специальная скамейка под цветы. Каждый выходной все это отодвигалось, опрыскивалось, мылось...Но не цвело. Но тут, когда прошли похороны, они вдруг все расцвели! Такая красота стала! Мама посмотрела на них и сказала:
- Ишь, обрадовались!Жизнь не цветет, а они тут распушились!

И всех их выбросила на мороз!

Больше у нас не было комнатных цветов пока я не стала подрастать. И то, когда я сажала очередной цветок,  мама смотрела на это скептически и никогда не пыталась даже ухаживать за ними. А мне говорила:
-Хочешь, пожалуйста!

На нее вышли сектанты...стали собираться у нас и читать какие-то книжки с ужасными историями...я помню как мне было страшно...как я забиралась под одеяло к маме и прижималась к ней...

Но наконец у мамы разум взял верх, она прекратила все приходы бабушек в наш дом и занялась зарабатыванием денег...

Кстати , вместе с коровой везде с мамой  ездила и швейная машинка. Ее мама купила себе в приданое очень давно...еще до замужества...

Ну и начала эта машинка стучать у нас круглосуточно. Я усыпала под ее стук и просыпалась- она уже работала...

Корову мама продала сразу после смерти отца, купила козу... был большой огород, она несколько лет попробовала его сажать полностью, но поняла, что это тяжело, продать овощи она не умела...и вот половину огорода она сразу запустила под траву, потом отдала под строительство частного дома.

Дом стоял недоделанный, еще отцом  были заготовлены  доски для его обшивки , она наняла плотника. Тот сидит на углу, делает, а все же знают, что женщина одна, вдова, кто-то пошутил :
-Что , к вдовушке пристроился?
- Вот доделаю и перейду!

Мама услышала, и все его инструменты полетели на дорогу! Остальные доски на дом приколачивала она сама с сестрой.

Никаких мужиков после смерти отца у нас в доме не было. Хотя она была молода и, как я теперь понимаю, хороша собой.

Помню как сосед гуся принес, а потом прибежала ругаться его жена.Ревновали  к мамочке.

Так мы и жили. Сестра училась в Вологде, а я была с мамой.Порой было обидно, что у меня нет отца, особенно, когда в школе говорили:

- Завтра пусть придут ваши папы конопатить окна.

А у меня нет папы...

Зимними вечерами мы с мамой забирались на русскую печку, и она начинала рассказывать мне не сказки, а  про свою жизнь. Я до сих пор помню ее голос, ее рассказы.

Она помогла нам с сестрой вырастить детей. Сестру она отпустила на работу сразу после рождения второго ребенка- они у нее погодки. Меня со старшим отправила на работу , когда сыну было  4 месяца, а когда родился младший, водиться она уже не могла, с ним я  в декретном все, что положено по закону , все больничные сидела сама. Но она обязательно было придет и скажет :

- Иди хоть часок отдохни, погуляй одна, я посижу...

Знала как тяжело с ребенком на одних руках...Муж все время был на работе...



Прожила мама без отца 33 года. Умерла у меня в доме на моих  руках.

Я тяжело пережила ее смерть.

Сейчас, оказавшись на пенсии, когда я переосмысливаю свою жизнь, мне вспомнились рассказы моей мамы о ее жизни...


-


Рецензии