Прогулки о городу. Опиум для народа

Этой зимой погода была весьма переменчивой. То на неделю две зарядят холода градусов по двадцать, то оттепель до плюсовых температур. Холода отчего-то приходились на выходные и мы с женой сидя дома тихо маялись и лишь иногда изрядно укутавшись не надолго выходили  прогуляться. В одно из воскресений вдруг потеплело и хотя с утра было пасмурно и сыпал мокрый снег мы все-таки решились не надолго выбраться в Город.
Обычно, на метро, мы доезжаем до станции Курская, находящейся  прямо на Садовом кольце. Там  садимся на ходящий по кольцу электробус Б  и едем в ту или иную сторону разглядывая в окно городские пейзажи. В какой-то  момент, повинуясь неведомому чувству, мы сходим и  уже просто бредем по улицам разглядывая окрестности и беседуя. В этот раз мы сошли на Таганской площади.
На улице по прежнему было мерзко и по правде говоря идти никуда не хотелось, но здесь уже дело принципа. И тут я вспоминаю, что где-то рядом есть монастырь известный мощами одной модной московской блаженной. Тогда помнится слава о ее подвиге пошла с началом реконструкции монастыря, а аккурат к завершению стройки ее и канонизировали, правда сперва как местночтимую.
Обойдя площадь практически по кругу мы наконец нашли Таганскую улицу где сев на первый попавшийся автобус доехали до места.
**
Первое на что мы обратили внимание войдя в ворота монастыря была стеклянная палатка из тех что раньше торговали газетами в Москве. К ней терпеливо стояла довольно длинная очередь. Мне было любопытно зачем стоят люди,  но у окошка была некоторая сумятица и как я не высматривал, понять что либо было совершенно невозможно. Покрутившись у киоска еще некоторое время мы направились к находившемуся рядом магазину церковный принадлежностей, какие сейчас бывают рядом почти с каждым храмом. Я не сразу и обратил внимание на то что моя жена куда-то пропала, а когда она объявилась то сообщила мне что в киоске заказывают требы.
/*
Требы это молитвословия, прошения к богу, по требованию прихожан например за упокой или во здравие. Обращения реализуются прямым обращением к священнику, подачей записки, а сейчас уже и заполнением электронной формы на сайте храма. При подаче требы обязательно совершается пожертвование храму.
*/
*
Народу в магазине было много. Люди бродили разглядывая товары выставленные во всякого рода витринах, на прилавках, полках и даже приспособленные на стену. Тихий, молчаливый люд все больше смотрел на выставленные богатства. Цены на атрибутику кусались. Смирные, все в черном продавщицы были под стать товарам. Миловидная внешность, между сорока и пятьюдесятью, не броский макияж. Разглядывая иконы за спиной одной из них я невольно подслушал разговор с покупательницей и обратил внимание на грамотную речь, участливость тона и правильное склонение числительных. Так разговаривают вышколенный персонал дорогих магазинов какого нибудь ЦУМа или Петровского пассажа.
**
От магазина мы повернули  к площади где нам открылся вид небольшого храма за которым возвышался уже другой храм, поболее. Меньший опоясывала нескончаемая очередь приблизившись к которой я понял свою ошибку. До этого я полагал что очередь  выстроилась как раз к раке блаженной, но нет оказалось она стояла к громадной иконе приспособленной на стене храма. Икона висела довольно высоко о чего к ней был приставлен невысокий двускатный трап с площадкой посередине. Очередной паломник одолев несколько ступенек и оказавшись вровень с иконой возлагал на приспособленное место цветы, крестился, целовал икону и для ускорения процесса спускался уже в другую сторону уступая место следующему.
Напротив очереди находился стеклянный павильоне. Было подумав туда зайти для ознакомления и уже взявшись за ручку двери я столкнулся с несколько взмыленным дядечкой довольно тащившем в руках несколько прозрачных канистр. Так, понятно, здесь раздают святую воду. Мое предположение подтвердила и приделанная к двери бумажка, которую я не сразу заметил, сообщавшая о том, что канистры под воду можно приобрести в колокольне. 
В следующем, тоже стеклянном павильоне  с надписью Монастырская выпечка было не протолкнуться. Ознакомиться с ценами на пирожки с картошкой, чаем, сахарными кренделями, ватрушками в общем всем тем чем обычно торгуют в подобного рода местах я не смог по причине какой-то невероятной, ажитированной толчеи у прилавка. Только из-за плеча какой-то распаренной дородной бабы, высоко в витрине, я углядел бутерброд с колбасой о 100 рублях и сыром за 80.
Следующим на нашем пути был уже собственно храм.
У входа я скинул шапку, перекрестился и вошел внутрь ожидая окунуться в привычную атмосферу благоговейной тишины и благодати. Но и здесь гам и  очереди измаявшихся взмыленных людей  у лотков и прилавков. Мое внимание привлекла  девушка протиравшую икону.  Повозив тряпкой по стеклу она отступив посмотреть на свою работу и вдруг сделала, как мне показалось книксен. Еще несколько понаблюдав за девушкой, поскольку был изумлен произошедшим,  я понял что она все-таки крестится, но настолько неуверенно и стесняясь, что я за книксен принял крестное знамение и поклон. Разглядывая молодую служку я не мог не заметить что она хорошо и дорого одета. Имея внучек примерно таких же лет цены на женскую одежду и обувь я знал.
Уже выйдя их храма и направляясь к выходу из монастыря. Я подумал о какой-то странной атмосфере царившей здесь. Подобные чувства испытываешь например придя в выходной день в парк культуры или на каток. И там сувенирные магазинчики со всякой чепухой и очереди в павильон к чаю.
В других монастырях, а их даже сейчас в москве десятки. Например только на бульварах между Трубной и Сретенкй я знаю три. Петровский, Рождественский и Сретенский. Там другая атмосфера. В обычные дни покоя, не суетности. В праздники приподнятая, на троицу радостная.
Остался изумлен и недоволен.
 


Рецензии