Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид 1015
Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославича. Они погибли при усилении после смерти их отцом от руки их старшего брата Святополка.
Информация о Борисе и Глебе и о развитии их почитания хранится не только в летописях, таких как "Повести временных лет" и "Новгородская первая летопись младшего извода", но и в ранних житийных произведениях, таких как анонимное "Сказание, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба", "Сказание чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида" и "Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба". Их почитание также отражено в ранних богослужебных памятниках и песнопениях.
Наиболее вероятно, что "Сказание, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба" возникло не позднее 1072 года, и что оно было создано при княжении Изяслава Ярославича в Киевской Руси. Это помогает также определить даты других сочинений и установить их зависимость от летописей. Вероятно, что летописная повесть о Борисе и Глебе была создана в 60-х - начале 70-х гг. XI века в Киево-Печерском летописании. Она содержит устные предания, которые были переданы письменности. Также можно предположить, что уже при Ярославе Мудром начались записи о чудесах, происходящих в Вышгороде с мощами святых страстотерпцев, которые отразились в других произведениях.
Сочетание СЧ и СС в рукописях, включая древнейший список в составе Успенского сборника конца XII - начала XIII века, обычно представляет собой единый комплекс, хотя они иногда встречаются отдельно друг от друга. По распространенности СЧ значительно уступает СС, имеется всего 43 списка против 207 по данным Дж. Ревелли. В большинстве случаев СС переписывалось отдельно от СЧ. Поэтому, несмотря на другую точку зрения некоторых ученых, вероятнее всего, речь идет о двух самостоятельных произведениях, которые со временем объединились в некоторой части рукописной традиции. СЧ в своем окончательном виде сформировалось при киевском княжении Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125), не ранее 1115 года, так как содержит рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба в том году, а также многочисленные похвалы адресованные Владимиру. При всем этом СЧ, по мнению некоторых, является сложным в своей структуре; его более ранняя часть по мнению Поппе относится к началу киевского княжения Святослава Ярославича (1073-1076), а С. А. Бугославский датирует ее ближе к концу XI века (после 1089 года). Мнение С. А. Бугославского, который выделяет еще один, промежуточный хронологический слой в СЧ, относящийся к около 1108 года, кажется излишне сложным. По мнению Поппе, первоначальная часть СЧ заканчивалась шестым чудом ("О слепьци"), но более убедительным кажется толкование, согласно которому сочинение времени Святослава было короче и завершалось сообщением о перенесении мощей в 1072 году, а чудеса с четвертого ("О хроме и неме") по шестое были добавлены в процессе создания окончательной редакции при Владимире Мономахе, когда, по мнению некоторых исследователей (Мюллер, А. Н. Ужанков), был использован текст ЧН. Однако возможно и даже более вероятно, что и СЧ, и ЧН имели общий источник - вышегородские записи о чудесах при мощах Бориса и Глеба. Почти все исследователи, включая Шахматова, относят ЧН к 80-м годам XI века, вероятно ближе к началу десятилетия. Датировка С. А. Бугославского, считавшего ЧН произведением начала XII века, не получила поддержки.
Икона князей Бориса и Глеба, страдальцев. Создана во второй половине XIV века.
Различные источники, включая немецкую летопись начала XI века Титмара Мерзебургского, описывают обстоятельства жизни и смерти Бориса и Глеба. Сведения из русских летописей и повествований указывают на то, что их мать была "болгарыней", хотя есть предположения, основанные на косвенных данных, что Борис и Глеб были сыновьями Владимира и византийской царевны Анны. Имена "Борис" и "Глеб" свидетельствуют о возможном болгарском происхождении по материнской линии, так как эти имена были распространены среди болгарских князей. Возможно, "болгарыня" была пленницей, попавшей на Русь в 90-х годах X века, когда русские войска участвовали в войне против болгар. Скорее всего, дети от "болгарыни" родились после брака Владимира с Анной, заключенного в 988/89 году. Принятие другой гипотезы противоречит всем источникам, которые говорят о том, что святые погибли в молодом возрасте.
Согласно русским летописям, при жизни отца Борис был князем в Ростове, а Глеб в Муроме. В тексте Черниговскаой летописи дело изложено иначе: Борис, возможно, был князем в Владимире-Волынском, после свадьбы обосновавшимся там, а Глеб находился при отце в Киеве. Сложно сделать решительный выбор между этими версиями, которые были предложены примерно в одно время. Возможно, "Владимер" в фразе преподобного Нестора "Таче посла и потом отець на область Владимер" может означать как название города, так и уточнение "отець". Однако вторая интерпретация плохо соответствует доводам преподобного Нестора, который видит первопричину гнева Святополка, правившего в Турове, на Бориса именно в посадке его на трон Волынского княжества. Борис, находящийся в далеком Ростове, не представлял угрозы для туровского князя, но правление Бориса на Волыни могло уменьшить удел Святополка и подорвать его связи с польским князем Болеславом I, от которого был женат Святополк. В любом случае, преподобный Нестор, писавший в Киево-Печерском монастыре, был знаком с первоначальной версией летописи, возможно созданной там же, и, следовательно, у него были особые причины отступить от описания событий, изложенных в ней. В Черниговской летописи и русских летописях есть также различия в других деталях: по Черниговской летописи, Глеб спасается от Святополка, бегством, в то время как в российских летописях и повествованиях он, как и Борис, добровольно подвергается мученической смерти. Очевидно, в середине - второй половине XI века существовали разные предания о жизни и смерти Бориса и Глеба, хотя попытки обнаружить контаминацию разных элементов в "ростово-муромской" версии нельзя считать убедительными.
После смерти князя Владимира в 1015 году, на киевском престоле по праву старшинства оказался Святополк, хотя обстоятельства этого события неясны. По надежным источникам, Владимир заключил Святополка в тюрьму, где тот находился до смерти основателя русского христианства.
Эти события произошли, когда Борис вернулся во главе дружины из похода против печенегов. Дружинники предложили князю помощь в борьбе за власть в Киеве, но Борис отказался, не желая восстать против своего старшего брата. После этого большая часть дружины отказалась поддерживать Бориса (некоторые источники указывают на напряженные отношения Бориса с киевлянами). Несмотря на миролюбивость Бориса, Святополк послал своих людей на убийство младшего брата. Будучи предупрежденным о приближении убийц, Борис прекратил свои молитвы и лег спать, после чего его убили. Вместе с Борисом было убито множество его соратников, включая св. Георгия Угрина. Тело Бориса было доставлено в Вышгород и похоронено рядом с церковью св. Василия.
По житийным источникам, Борис и его дружина были убиты в воскресенье, 24 июля, в стане на реке Льте, близ Переяславля Русского. Однако точность этой информации вызывает сомнения. По преданию, битва между Ярославом и Святополком состоялась именно на этой реке в 1019 году в тот же день. Такое совпадение может подразумевать, что место и дата гибели Бориса были связаны с событиями позже, когда формировалась легенда о мести Ярослава.
Глеб был обманут и убит 5 сентября на пути в Киев близ устья реки Смядыни, у Смоленска. По преданию, Глеб был в Киеве, пытался сбежать на север и был настигнут убийцами под Смоленском. Его тело похоронили на месте гибели. После Бориса и Глеба, еще один член династии Владимировичей, Святослав, княживший в Древлянской земле, был убит. Итогом этой кровавой драмы было столкновение Святополка с другим братом, Ярославом, новгородским князем. Их четырехлетняя борьба за власть в Киеве завершилась битвой на Льте в 1019 году, в которой Ярослав одержал победу. По приказу Ярослава, тело Глеба было найдено и перезахоронено рядом с Борисом в Вышгороде. Гипотеза о том, что Ярослав был убийцей Бориса и Глеба, не имеет достаточных исторических доказательств.
События, связанные с возникновением культа Бориса и Глеба, были зарегистрированы в Своде Летописей и Черниговской Летописи, которые, вероятно, исходят из общего источника - записей Вышгорода. В течение некоторого времени могила Бориса и Глеба рядом с церковью святого Василия в Вышгороде была забыта или безразлично относилась, судя по тому, что первое чудо от их мощей случилось, когда одному "варягу", случайно наступившему на могилу, ноги обжегло пламенем, восходящим из-под земли. "И после того начали не смети приближаться, и с трепетом поклонялись". Скоро церковь святого Василия сгорела, но все иконы и религиозные предметы были спасены, что было воспринято как заступление святых мучеников. О произошедшем было сообщено князю Ярославу Мудрому и митрополиту Иоанну I, который в сопровождении "клироса и всего духовенства" отправился в Вышгород и совершил всенощное бдение в маленькой часовне, построенной над могилой Бориса и Глеба. После того, как на месте сгоревшей церкви была построена новая, тела святых торжественно "вынесли из земли" по приказу и при участии митрополита. Раки были открыты, и была засвидетельствована нетленность мощей и благоухание, их исходящее, а затем их установили в новой церкви "на асфальте на правой стороне". От мощей святых стали происходить чудесные исцеления, последовательность которых в Своде Летописей и Черниговской Летописи практически совпадает.
Первое исцеление (о хромом - исцеление младенца Миронега, сына вышгородского посадника) и второе исцеление (о слепце) послужили основанием для князя Ярослава по совету митрополита Иоанна построить большую пятиглавую деревянную церковь в Вышгороде во имя Бориса и Глеба, которая была освящена 24 июля, и в этот же день были перенесены мощи святых князей. В этот день, который был связан с убийством Бориса, также был установлен ежегодный праздник святых. На первой Литургии в новой церкви перед глазами князя и митрополита произошло третье чудо (о хромом). В Черниговской Летописи сообщается, что Ярослав установил для поддержания клира только что построенной церкви десятины от княжеских доходов с Вышгорода. Далее и в Своде Летописей, и в Черниговской Летописи (которая также содержит рассказ о чуде избавления узников от оков в "неком граде"), после сообщения о смерти Ярослава Мудрого следует повествование о перенесении мощей Бориса и Глеба в 1072 году в одноглавую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем из-за старости храма Ярослава. Это перенос, о котором сохранилось наиболее подробное описание в Своде Летописей, был более торжественным: в нем участвовали князья (Изяслав, Святослав, Всеволод Ярославичи и их сыновья) и митрополит Георгий со своим клиром, несколько других архиереев (Неофит Черниговский, Петр Переяславский, Никита Белгородский, Михаил Юрьевский), а также настоятели киевских монастырей, включая преподобного Феодосия Печерского. Перенесение мощей произошло 20 мая, в седьмое воскресенье после Пасхи, когда было также установлено ежегодное поминовение Бориса и Глеба (ссылка на 2 мая в Лаврентьевской Летописи и смежных сводах, вероятно, связана с ошибкой в дате перенесения мощей в 1115 году).
Свидетельство о публикации №224021501301