Ангел Таша. Часть 18. Петербургский свет
Иллюстрация - картина В.Порудоминского "Наталья Гончарова-Пушкина на балу"
ОСЕНЬ – ЗИМА 1831 ГОДА
Попытка субъективно-объективного исследования.
Со времени женитьбы поэт совсем другой человек: положителен,
уравновешен, обожает свою жену, а она достойна такой метаморфозы,
потому что, говорят, она столь же умна (spirituelle), сколь и
прекрасна, с осанкой богини, с прелестным лицом.
Е. Е. Кашкина,из письма П.А. Осиповой в Тригорское
Жена Пушкина появилась в большом свете и была здесь отменно
хорошо принята, она всем понравилась и своим обращением, и
своей наружностью, в которой находят что-то трогательное.
Я встретил их вчера утром на прогулке на Английской набережной.
М. Н. Сердобин. Письмо Б.Вревскому, ноябрь 1831
***
По Английской набережной неторопливо идут прохожие. Октябрь ещё не пугает холодами, щедро брызгая синевою небес, шелестя позолотой облетающих листьев.
Есть чему удивляться москвичке Таше. Где деревянные дома? Где сады и дворики, пыльные будки, крашеные заборы?
Затаив дыхание, она поворачивает голову, поражаясь массивным фасадам каменных особняков, украшенных колоннами и лепниной.
И душа Александра, послушно следуя за восторженным взором, видит не своими, а её широко открытыми глазами невскую набережную:
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…
За парапетом быстрые росчерки крыльев, гортанные крики чаек, плеск серо-холодных волн, узоры серебристой пены.
– Смотри, Саша, огромные корабли! И флаги! Чудо-мосты! Красиво – просторно, свежо!
– ...корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты нависли над водами,
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова.
Приплывают, рождаясь, строки будущей поэмы. Увы, высочайший цензор будет ею весьма недоволен: вымарает целые четверостишия… не пропустит слово «кумир»… во многих местах поставит знак вопроса, требуя изменений… Александр не станет ничего менять: в сердцах упрячет рукопись в стол.
Оригинальный пушкинский текст "Медного всадника" впервые увидит свет лишь после 1917 года.
Ветерок взвевает концы шарфа. Всё внове Таше, всё удивляет. Александр посмеивается, любуясь женою. Конечно, петербургское величие с Москвой не сравнить!
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва…
Я уверена, вдохновлённый любовью гимн Петербургу рождался именно в эти счастливые дни.
Торопясь, догоняет Александра солидный барон Сердобин, сосед по псковскому имению. Приподняв шляпу, здоровается, целует ручки Таше, восхищённо сыплет комплименты. Будет о чём написать приятелю Борису Вревскому!
– Кстати, вам привет большой от Бориса Александровича. Этим летом, 7 июля, он свадьбу сыграл, а жена его – ваша хорошая знакомая из Тригорского – Евпраксия Вульф.
– Зизи, кристалл души моей, вышла замуж?! – ошеломлен Александр.
Таша хмурит брови, искоса поглядывая на мужа. Ему хотелось бы и ещё повспоминать… Да понимает: ушли те беспечные годы…, ох, не вороши старое, дружок…
Заботливо поправляет шарф на шее жены. Пора домой!
Они поселились на Галерной улице в доме Брискорн. Небольшой, сохранившийся до сих пор особняк другим фасадом выходил на Английскую набережную. Вот первым делом и повел Александр Ташу на прогулку к Неве.
Полгода назад он признавался Плетнёву: «Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь – как тётки хотят. Тёща моя та же тётка. То ли дело в Петербурге! Заживу себе мещанином припеваючи, независимо и не думая о том, что скажет Марья Алексевна».
Независимо!.. Эх, мечты, мечты… Если бы мог он знать, что тяжелее и опаснее присмотра Натальи Ивановны станет для них с Ташей «высочайший надзор», а вместо Марьи Алексевны – Александра Фёдоровна, и не дай Бог ей не подчиниться!
Очень надеялся, что Гончаровы вернут долг за приданое. Сочиняли письмо деду вместе с Ташей – увы...
Афанасий Николаевич собственной персоной прибыл в Петербург, но не ради внучки – он клянчил себе, любимому, субсидии, даже написал жалостливое прошение на имя императора.
А в ожидании результатов «разыгрывал молодого человека и тратил последние деньги на всякого рода развлечения» — это из письма Ази Гончаровой брату Дмитрию.
До предела терпения довёл дед своим сумасбродством Александра! Кому пожаловаться? Только Нащокину…
22 октября 1831 года летят в Москву горькие сетования:
«Дедушка свинья; он выдает свою третью наложницу замуж с 10 000 приданого, а не может заплатить мне моих двенадцать тысяч – и ничего своей внучке не дает».
Зато спасибо добрейшей тётушке Екатерине Ивановне Загряжской! Не имея своих детей, как о родной дочери, позаботилась она о Таше: расходы на модные наряды, изысканные украшения, светские прически взяла на себя.
По сути, в высший свет северной столицы Наташа вошла провинциалкой. Ах, как хотелось богатой фрейлине, чтобы очаровательная племянница затмила знатных щеголих императорского двора. Судьба одарила её классической внешностью богини, ну а внешний лоск – забота Екатерины Ивановны. И надо сказать, что поразить разборчивый в модах свет ей вполне удалось.
Есть ещё один нюанс того времени, о нём – в письме Ольги Сергеевны: «Моя невестка беременна, но этого ещё не видно; она прекрасна и очень мила».
25 октября большой раут в доме австрийского посла. Северное сияние – в высоких окнах особняка Салтыковых на Дворцовой набережной, 4.
Хозяйка салона – жена посла, Дарья Фёдоровна Фикельмон. Она встречает чету Пушкиных с подчёркнутым пиететом и доброжелательством. Величественная дама с приятным, открытым лицом и внимательными глазами проводит их к столику и, заметив скованность Таши, успокаивает ободряющими словами.
За нею следом подходили знакомцы Александра, ослепляя то звёздами орденов, то золотым шитьём мундиров, то изысканностью модных галстуков.
Непринуждённо-радостно здоровались, делились новостями, которые она тут же забывала, видя, как все пристально, придирчиво смотрят на неё, будто на картину неизвестного живописца.
Музыканты играли на хорах, дивные голоса исполняли романсы. А когда прозвучали «Не пой, красавица, при мне» и «Я помню чудное мгновенье», раздались аплодисменты.
Возвращались уставшие от душевного напряжения – особенно Таша: сидела в карете каменным изваянием. Александр, ласково обнимая, зашептал на ушко: «Душа моя, всё хорошо, всё чудесно! Только не будь так закована в броню приличий! Ты молода, прекрасна, твоё предназначение – царствовать, а не бояться…»
От тепла объятий и нежных слов постепенно оттаяла статуя, камень превратился в нежную кошечку, с благодарностью приникшую к груди мужа. Лишь рядом с ним ощущала она неколебимую, надёжную защиту.
***
Бледные лучи утреннего светила сквозь шёлковые шторы с трудом протискиваются в уютную комнатку роскошного особняка.
За круглым столиком молодая красивая женщина в лёгком дезабилье что-то пишет в изящной книжице с сафьяновым переплётом.
Дарья Фёдоровна, по устоявшейся привычке, лишь дневнику поверяет заветные мысли и наблюдения:
«Госпожа Пушкина, жена поэта, впервые явилась в свете; она очень красива, и во всем ее облике есть что-то поэтическое…»
В тонких пальцах задумчиво вертит гусиное перо. Склоняясь над листом, сплетает и расплетает вязь французских фраз:
– «…ее стан великолепен, черты лица правильны, рот изящен и взгляд, хотя и неопределённый, красив; в её лице есть что-то утончённое…»
Отложила перо... Бесспорно, утончённое! Но эта черта присуща всем (или почти всем) аристократкам...
Натали, Натали… Как скромно сидела она рядом с Пушкиным, почти не поднимая глаз… Что же всё-таки в ней такое особенное, что заставляет сердце трепетать?
Вздохнув, дописывает ещё одно слово: «в её лице есть что-то КРОТКОЕ…». Кроткая… что ж, это так! Но не слишком ли избранница поэта тиха и неразговорчива?
И вновь перо скользит по странице:
– «…я еще не знаю, как она разговаривает, – ведь среди 150 человек вовсе не разговаривают, – но муж говорит, что она умна…».
Долли усмехается: «Ах, Пушкин! Умна… Стоит ли ему верить? А муж…» – и продолжает:
– «Что до него, то он перестает быть поэтом в ее присутствии», – Да-да, так, пожалуй, и есть!
– «…мне показалось, что он вчера испытывал все мелкие ощущения, все возбуждение и волнение, какие чувствует муж, желающий, чтобы его жена имела успех в свете».
И это наблюдательная Дарья Фёдоровна тоже обозначила точно.
Перечитала. Мысли возвращаются к Натали: выглядит совсем девочкой, застенчивой, робеющей…
Грустно вспомнилось: десять лет назад, такой же юной, она стала женою графа, старше её на 27 лет, – маменька-разумница убедила. Чтобы избежать бедности, надо было чем-то пожертвовать. Пожертвовала…
Далеко… далеко осталась её неаполитанская роковая, несчастная любовь… Теперь уж не тоскует сердце, смирилось… Муж, кажется, тоже забыл о грехах её молодости. Он богат, рассудителен, добр. Она счастлива… Дай Бог счастья и молодожёнам – Александру и Наталье!
Но сердце… Почему её сердце-вещун видит в туманных вихрях времени грядущую беду?.. Почему всё больше жаль эту тоненькую, хрупкую красоту? Жесток и бездушен сиятельный свет, уж она-то знает! Может опалить крылья надежд, может и дотла сжечь…
Мудрой женщиной была Дарья Фёдоровна Фикельмон, внучка Кутузова.
***
11 ноября – первый для Таши большой петербургский бал. Они с Александром получили личное приглашение графа Виктора Павловича Кочубея. В его громадном особняке на Фонтанке, 16 приёмы и любительские спектакли собирали весь цвет столичного общества, а балы – высшую аристократию, включая императорское семейство, и потому вошли даже в пословицу.
Тут уж тётушка Екатерина Ивановна была предовольна! Лично помогала одевать племянницу. Куафер более часа колдовал над причёской, искусно скрепляя локоны подаренной бриллиантовой заколкой. Пышные буф-рукава бального платья едва протиснулись в дверцу кареты…
Сияющая зала заполнена танцующими. Множество свечей горят в хрустальных люстрах и бра. Слуги строго следят, заменяя сгоревшие свежими. Слух услаждает живая музыка.
По блестящему паркету скользят пары, блестят эполеты, позументы, золотое шитьё мундиров, ордена вельможных гостей, ослепительные туалеты дам.
В кавалерах для танцев у Таши отбоя не было: приглашали беспрестанно.
С обожанием смотрел Александр на жену, сияя тщеславной гордостью – этого скрыть он не мог, да и, судя по всему, не хотел.
Он присел около мужской компании за ломберным столиком. Не играл – жадно ловил перестрелку завистливых женских взглядов, с принципиальностью неподкупных судей оценивающих его Ташу – всё-то они просвечивали, всё запоминали, чтобы обратить затем в жирную пищу для злословия.
Оценка мужчин высока, вот как в воспоминаниях А.В. Веневитинова, брата известного поэта:
«Самой красивой на балу женщиной была, бесспорно, Пушкина, жена Александра, хотя среди четырёхсот (!) присутствующих были все те, которые славятся здесь своей красотой».
Была у Кочубеев и проницательная Дарья Фёдоровна. Видимо, очень уж заинтересовала её Натали – после бала в знаменитом дневнике ей посвящена ещё одна большая, насыщенная эмоциями запись:
«Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что–то воздушное и трогательное во всём её облике — эта женщина НЕ будет счастлива, я в том уверена!»
Тяжёл безжалостный топор её приговора – гильотина! «Не будет счастлива…» - как мантру, повторяют записи в дневнике. Увы, не поняла Долли, что, вопреки приговору, – счастье было!
Вопреки всем наветам, сплетням, слухам, оно подарило Наташе Пушкиной дивные цветы великой любви великого поэта. Только Дарья Фёдоровна их не увидела, потому что не знала секрет счастья. А он ведь очень прост – когда тебя любят, и ты тоже любишь, безоглядно, безраздельно, безумно, то есть любишь не умом, а сердцем!
Несколько шажков к зеркалу, перед которым на столике то, что помогает даме стать неотразимей: драгоценные баночки с пудрой, румянами, притираниями, расчёски, и щёточки, и привезённый из Франции «О де Колон». Приоткрыв флакончик, выпускает на волю нежный фиалковый аромат…
Пристально вглядывается в своё отражение, разглаживает морщинку на мраморном лбу… За её спиной на гладкой поверхности зеркала смутно проявляется знакомый образ… А ведь у Натали совершенно не было косметики на лице – у неё удивительно нежная бархатистая кожа с естественным лёгким румянцем…
Возвращается к дневнику. И вновь повторяет:
«Она носит на челе печать страдания…» – откуда пришли эти слова? Воздушный эфир, пережитые ли собственные сердечные терзания подсказали, или всё вместе?…
Гусиное перо царапает бумагу, чтобы донести до нас, потомков, пронзительное пророчество:
– «Сейчас ей всё улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова её склоняется, и весь облик как будто говорит: «Я страдаю!» Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу — быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!"
Долли опускает голову, подперев её бледной рукою, и ещё несколько секунд сидит неподвижно… Ах, Пушкин… как забыть белозубый заливистый смех, притягательный голос, увлекающее в пропасть голубое пламя очей?...
…С усилием стряхивает наваждение… Звоном колокольчика призывает служанку – пора одеваться к завтраку.
***
Через неделю после бала у графа Кочубея Ольга Сергеевна, далекая от высшего света, передаёт мужу в Варшаву последние слухи о Натали:
«Моя невестка – женщина наиболее здесь модная. Она вращается в самом высшем свете, и говорят вообще, что она – первая красавица; ее прозвали Психеей».
Психея… душа. Мистически звучит имя новоявленной королевы петербургских балов! Скорее всего, то инициатива мужской половины. Главные ценители в мире жестокой конкуренции красавиц, они смогли-таки разглядеть её особенную душу.
***
Осенью 1831 года литературные дела Александра шли хорошо: опубликованы «Повести Белкина».
Тираж 1200 экз., цена 5 руб. Гонорар – 4.000 рублей.
Получено разрешение на издание трёхтомника стихов. Готовится к печати долгожданная последняя глава «Евгения Онегина». Подготовлен альманах «Северные цветы», изданный в пользу осиротевшего семейства друга Дельвига.
Кстати получены и оброчные деньги с Кистенёвки.
Обнимая жену, Александр волнуется, боясь огорчить, огорошив. Они уже потеряли ребёнка в Москве – был выкидыш… Ах, беременные женщины так чувствительны!
Бережно усаживает Ташеньку на диван.
– Ангел мой, ты только не волнуйся… Я еду в Москву, дела старые надо уладить, долги отдать…
Ташины глаза наполняются слезами, голос испуганно дрожит:
– Ты оставляешь меня одну?! Как можно!
– Так не-ет же, ты не одна! И тётушка с тобою, и Прасковья, Никита, и слуги...
– Но… – безотчётно, не замечая того, Таша сжимает руки, ломая тонкие пальцы, – как же я… без тебя?
Еле-еле успокоил… Перехватил ставшие вмиг ледяными пальчики, согревая поцелуями. Таша мокрой щекой прижалась к кудрявой макушке. Слушала и не слышала…
– Я ненадолго, милая! Я буду писать тебе письма. Каждый день! Не о себе думаю – о нашем семейном благополучии. Пойми… постарайся понять!
Убедил. Безнадежно вздыхая, произнесла:
– Я постараюсь…
***
Александр спешил в Москву расплатиться за карточные долги: еще до женитьбы проиграл 25 тысяч профессиональному игроку Огонь-Догановскому. Не ради развлечения играл. Садился за зелёный стол, надеясь на удачу, – ох, как нужны были деньги! ну и азарт, конечно тоже был.
Увы, не везло ему в карты. Теперь подошёл срок уплаты. Но и ему были должны кое-кто. Друзья выручат… Ох, как часто выручали его друзья!
Но Таше об этом не расскажешь. Её нельзя беспокоить. И летят из Москвы в Петербург успокаивающие письма, ироничные, смешные…
– «Здравствуй женка, мой ангел! Не сердись, что третьего дня написал тебе только три строки: мочи не было, так устал… Нащокина не нашел на старой его квартире, насилу отыскал я его у Пречистенских ворот в доме Ильинской (не забудь адреса)… Твою комиссию исполнил: поцеловал за тебя и потом объявил, что Нащокин дурак, дурак Нащокин… Видел я Вяземских, Мещерских, Дмитриева, Тургенева, Чаадаева, Горчакова, Дениса Давыдова. Все тебе кланяются; очень расспрашивают о тебе и твоих успехах; я поясняю сплетни, а сплетен много…»
Письма, необыкновенно искренние, удивительные по простоте и сердечности, полны любви и нежности. Из них мы видим, что Таша знала друзей мужа (и каких!), и они знали её, кланялись ей.
Письма словно продолжение их тёплых бесед обо всём: о жизни, семье, о мечтах и надеждах, конечно, о друзьях и недругах…
Александр привык разговаривать с женой, и в разлуке почувствовал, как не хватает ему этого задушевного общения.
Пластичная покладистость Таши, маменькино строгое воспитание, церковные догмы, впитанные и укрепившиеся вместе с глубокой верой, – всё привязывало её к Александру, сближая такие разные характеры.
Вы не найдёте в его письмах французских вычурных оборотов пылких любовных признаний, какими наполнены строки любовницам, – в письмах Таше любовь не исступлённо-страстная, но тёплая, прозрачная, нежная.
И в ответах Таши, судя по всему, – было такое же чувство. Нащокин вспоминал, что когда Пушкин получал письма от Натали, он радостно бегал по комнате и целовал их.
Каждое – подробный отчёт о прошедшем дне, отчёт задушевному другу, который не осудит, не рассердится, но поймёт. В каждом – бесконечная забота:
«…Надеюсь увидеть тебя недели через две: тоска без тебя; к тому же с тех пор, как я тебя оставил, мне всё что-то страшно за тебя. Дома ты не усидишь, поедешь во дворец, и того и гляди, выкинешь на сто пятой ступени комендантской лестницы.
Душа моя, женка моя, ангел мой! Сделай мне такую милость: ходи два часа в сутки по комнате и побереги себя… Брюллов пишет ли твой портрет? Была ли у тебя Хитрова и Фикельмон? Если поедешь на бал, ради Бога, кроме кадрилей не пляши ничего; напиши, не притесняют ли тебя люди? И можешь ли ты с ними сладить. Засим целую тебя сердечно». (8 декабря).
А 9 декабря Александр обедал в английском клубе. Вернулся домой и… Нет, тут надо цитировать: лучше Пушкина, чем в письме от 10 декабря, не скажешь:
«.. Что скажу тебе о Москве? Москва еще пляшет, но я на балах еще не был. Вчера обедал в Английском клубе, поутру был на аукционе Власова, вечер провел дома, где нашел студента-дурака, твоего обожателя. Он поднес мне роман «Теодор и Розалия», в котором он описывает нашу историю. Умора.
Всё это, однако ж, не слишком забавно, и меня тянет в Петербург. Не люблю я твоей Москвы… Целую тебя и прошу ходить взад и вперед по гостиной, во дворец не ездить и на балах не плясать. Христос с тобой» (10 декабря).
Поясню слова Александра.
В Москве в то время появился поэтический сборник Фёдора Фоминского под названием “Юные чувства души и сердца», автор – пылкий поклонник Наташи Гончаровой.
Александр привёз эту книгу в Петербург и не раз ещё, испытывая терпение Таши, зачитывал ей описание Розалии-Наталии. Чтобы развлечь вас, приведу эти строки, и вы сравните стиль популярной литературы того времени и стиль Александра Сергеевича.
Итак, Ф.Фоминский:
«Это она! Это она! Это богиня моя!» - чуть не закричал я, утопая в радостном восторге и забыв все меня окружавшее; но язык замер в устах моих; я стоял как вкопанный! Не с таким величием модная Юнона является на Олимп в собрание богов, с каковым она выступает на средину залы; идет, едва касаясь прелестными ножками в полуэфирном пространстве блестящего паркета; белейшего снега и тончайшего воздуха одежда, облекала ее величественный стан, который украшен был поясом огненного цвета; на алебастровой шее и полной лилейной груди пресмыкался шарф, подобный лазури небесной; алмазы, рубины и сапфиры украшали пушисто-белые ручки ее…»
Ну как тут не посмеяться?...
А в письмах мужа по-прежнему тревога и забота:
«Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как я здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург — к тебе, женка моя.
…Пожалуйста, не стягивайся, не сиди, поджавши ноги, и не дружись с графинями, с которыми нельзя кланяться в публике. Я не шучу, а говорю тебе серьезно и с беспокойством …»
«Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто. Одна беда: письма твои меня не /всегда/ радуют. Что такое vertige? Обмороки или тошнота? Виделась ли ты с бабкой? Пустили ли тебе кровь? Все это ужас меня беспокоит. Чем больше думаю, тем яснее вижу, что я глупо сделал, что уехал от тебя. Без меня ты что-нибудь да с собою напроказишь. Того и гляди выкинешь. Зачем ты не ходишь? А дала мне честное слово, что будешь ходить по два часа в сутки. Хорошо ли это?
Бог знает, кончу ли я здесь мои дела, но к празднику к тебе приеду. Голкондских алмазов дожидаться не намерен, и в Новый год вывезу тебя в бусах… Жизнь моя однообразная, выезжаю редко. Зван был всюду, но был у одной Солдан да у Вяземской, у которой увидел я твоего Давыдова – не женатого (утешься)…» (16 декабря).
Не знаю, рассердилась ли Таша, прочитав про «её неженатого Давыдова», Александр любил подшучивать. А вот Голкондские алмазы, конечно, огорчили. Это ведь те бриллианты, которые «подарила» маменька на свадьбу и которые они так и не смогли выкупить из заклада.
24 декабря Александр вернулся из Москвы.
Сочельник Рождества Христова заканчивал сорокадневный Филиппов пост, и впереди были Святки.
Впереди был Новый, 1832-й год.
Продолжение глава 19 на http://proza.ru/2024/03/03/1695
Свидетельство о публикации №224021501366
Вот и вышла Таша в Петербургский высший свет, где ее рассматривали словно под микроскопом. Интересно было прочитать суждения про нее современников!
А переписка Пушкина с женой такая трогательная, и в каждой строчке - забота и любовь. Как жаль, что через 6 лет все это оборвется... Но, не буду о грустном, время еще есть. Хотела спросить, не смотрели ли Вы фильм "Пушкин: Последняя дуэль", режиссер Наталья Бондарчук. Если смотрели - есть ли смысл тратить на него время?
http://www.kinopoisk.ru/film/271753/
С теплом и уважением,
Ирина Каденская 26.04.2024 01:38 Заявить о нарушении
Насчёт фильма... Боюсь его смотреть, потому что недолюбливаю Безрукова -
Переигрывает он, слишком экзальтирован. Помню его в фильме о Сергее Есенине.
Так что посоветовать не могу...
С улыбкой,
Элла Лякишева 26.04.2024 09:50 Заявить о нарушении
не так много фильмов посвящены великим личностям- очень сложно отобразить эпоху, человека в этой эпохе
А Наталья Бондарчук- невероятно талантливая женщина, образованная, с богатейшим внутренним миром
даже если есть за что критиковать фильм и игру актёров- я обязательно посмотрю.
я вспомнила- я видела.Я просто смотрела. И более ранний- 2006.
Анна Снаткина- невероятное лицо. Насколько удалось? ..Хотя бы для этого посмотреть.
а я , пожалуй, пересмотрю.
Спасибо за внимание (Куда от тебя денешься?!- от меня)
Излишне экзальтирован или нет..Не нам судить. Владея материалом, проникаясь характером- актёр вживается в роль, и он даёт наиболее полную картину происходящего и характера
а Безруков бесспорно очень талантлив.
Вот Вы, Элла- вы лишь собирали материал, перелопатили огромный материал. А садясь..перо владело Вами, а не Вы им.Как и у Пушкина
возьмем Вами упомянутый "Медный всадник". Он видел его правдивость, истинность- и поэтому предпочел убрать в стол, не исковеркав алмаз
вклинилась..Так и должно быть. Мы же одной крови. И я не извиняюсь и не собираюсь.
-Ах, оставьте, ах, оставьте......
Исабэль 26.04.2024 15:20 Заявить о нарушении
Переигрывает он, слишком экзальтирован."
Я все-таки посмотрела этот фильм. Понравилось, как Анна Снаткина сыграла Натали. Красивая. И внутренне, как мне увиделось, она попала в образ. А Безруков... внешне очень похоже загримировали, а вот внутренней глубины явно не хватает. Не совсем таким я представляла Пушкина.
Ирина Каденская 27.04.2024 16:12 Заявить о нарушении