Дорогу осилит идущий. Живущий в душах Тенгри

      

                «Но сверху Небеса, а снизу Мать – Земля.
                Сказали тюркам: Вы не смейте погибать!
                Да не исчезнет род – да будет жив народ!

               
                Завещание Богов и предков.

               
    Это загадочная казахская душа, уже почти тысячи лет как приняли ислам, но ничто не забыто и никто не забыт. Исписаны миллионы страниц шежире (родословная) каждого казахского рода, до сих пор ищем и находим родственников ведущих к прапрадедам, продолжаем тянуться к глубинам веков. Духи предков не оставляют нас, а мы не забываем их. Ни один казах, никогда не забывал Тенгри (Танiр), и вместе со словами:  Пусть Аллах тебя благословит, говорим: пусть Тенгри тебя сохранит (Алла сенi колдасын,  Танiр сенi cактасын). Поэтому чтобы понять и найти дорогу к истине, нужно иметь представление о нашей древней религии – Тенгрианстве. Кочевые племена древних туров, саков, гуннов, ариев, тюрков поклонялись Солнцу, Небу, Огню и Воде. Но пришло время единого Бога и над всеми вознёсся Тенгри (Танiр) – Небесный Бог. Я писал в общих чертах в материале: «Древний Бог казахов – Тенгри», но мне думается необходимо более детально подойти к этому вопросу. Итак, как пишется в китайских источниках, к 165 году до нашей эры Тенгрианство полностью сложилось как религия с развитыми канонами, символами, иерархией небожителей, священнослужителей разных рангов, со своими храмами, которые венчал равносторонний крест – солярный символ Солнца. Храмы назывались «килиса» по священной горе Кайласа в Тибетском нагорье, месте отдыха Бога Тенгри. По древнему поверью кто увидит гору Калайса, будет счастлив. У подножия горы, близ озера Манас паломники читали молитвы, отдыхали. Озеро названо от древнетюркского слова Манас тир (сбор на молитву), отсюда и происходит слово монастырь. Перед исполнением обрядов было обязательное очищение водой – троекратное погружение, затем полное погружение. И обязательная религиозная трапеза. Я думаю, многие, особенно христиане узнали и свои обряды. Всё в этом мире взаимосвязано и взаимодополняемо. В тенгрианстве неотъемлемо понимание о трёх мирах – небесном, земном, подземном. Символом троичного мира является Вселенское  Древо – Байтерек, корни – подземный мир, ствол от корней до веток – земной мир и крона – верхний мир. На вершине сидит вещая птица  счастья – Самрук, а в листьях из серебра и злата живут души усопших, оберегая своих потомков. Байтерек, соединяя вертикально три мира, имеет горизонтальную структуру: справа - луна и созвездия,слева - солнце и небосвод. А три вертикали имеют ярусы, которых девяносто девять, на каждом божества – ипостаси Тенгри. Поэтому у Тенгри девяносто девять имён. И одно из них Алла (Олло, Эло). Известно, что Аллах - это также одно из имён из пантеона Богов у арабов. У Аллаха также девяносто девять имён! Интересное совпадение, не правда ли? Остановимся на основных ипостасях Тенгри. Земное олицетворение это Земля – Вода (Жер – Су), другой Эрлик властелин подземного мира,  Умай, олицетворяющее женское земное  начало, покровительница детей. На тюркских иконах она с младенцем в руке, вспомните о Деве Марие, можно долго спорить, кто у кого что перенял и т.д. Но разве это столь важно.      
                Мой разум говорит мне Бог один, просто Его восприятие разное у разных народов. Связано это и со средой обитания, и образом жизни, и обычаями, и традициями, и культурой, и языком, и менталитетом. И всё же при всей палитре красок восприятия мира, есть точки соприкосновения и единения. Все мы дети Адама, люди одной планеты Земля и в нас больше общего и объединяющего, чем разъединяющего. Тенгри дарует человеку физическую оболочку тела, вдыхает в неё частичку своей души, а также разум в отличие от других обитателей Земли. Мы знаем, что верующие: и христиане, и мусульмане, и иудеи могут посещать внутренние помещения своих храмов, а в тенгрианстве, верующие не могли заходить вовнутрь, а в алтарную часть раз в год мог зайти старший из священнослужителей. Поскольку храм считался святым местом, а алтарь местом присутствия и отдыха Тенгри. Верующие молились возле храма. Алтарь в храме всегда был обращён строго на восток. По мнению учёного и писателя Мурада Аджи, тюрки, исповедовавшие тенгрианство, жили по заповедям, которые были очень просты и понятны. Прежде всего, это три божественные заповеди: а) верь в Бога Небесного Тенгри, ибо нет других богов; б) не придумывай идолов, есть вера одна в Бога; в) рассчитывай только на себя и на Его помощь. Кроме этого шесть человеческих заповедей: Чти отца и мать, через них Бог дал тебе жизнь. Не убивай без нужды. Не блуди. Не воруй. Не лги. Не завидуй. И девять заповедей блаженства: Верь в Божий суд. Не бойся слёз, сострадая ближнему. Чти адаты своего народа. Ищи правду и не бойся её. Храни добрые чувства ко всем людям. Будь чист сердцем и делом. Не допускай ссор, стремись к миру. Помогай страждущим за правду. Верь душой, не разумом. Понимание существования единого Бога Тенгри (Бiр Танiр) и знания о троичности мира давало тюркам представление о непрерывности жизни и перерождении человека. Поэтому тюрки не боялись физической смерти.
                Тюрки были, они есть, но их веру удалось «украсть», и если вы прочтёте книги Мурада Аджи , то поймёте это. В них огромное количество фактов это подтверждающих. Он по крупицам собирал эти факты по всему миру. Попробую привести некоторые, которые зародят в ваших душах вопросы, и дадут вам пищу для размышлений. Вот что он пишет: « На тюркском языке читались первые, ещё не христианские, но ставшие потом христианскими молитвы в Европе. Первые епископы и папы получали сан и благословение у тюркских священников. В городе Дербенте с IV  размещался Патриарший престол христианских церквей. … Здесь в центре новой культуры, европейцы учились вере в Бога небесного, обрядам Его почитания». Удивительно, не правда ли? Но не менее интересное, касается и Ислама. Для меня то, что я узнал, стало новым откровением, ведь я читал книги своего соплеменника (тюрка), но, видимо, не столь внимательно, упустил, не обратил внимание или скорее всего был увлечён другим. Скорее всего, как и сказал автор, просто принято было не замечать: «Написан древний Коран письмом куфи, потому что арабской письменности при Пророке не было. Куфи учёные связывают с письменностью Аршакидов, которые прославили Ближний Восток и тюркскую культуру… Стоит ли удивляться, что Восток и Запад молитвы читали одинаково – по тюркски? На языке Единобожья. То был тогда единственный язык,  на котором обращались к Богу Небесному… Вот она, важнейшая деталь, которую принято теперь не замечать». Аршакиды - древняя тюркская царская династия, правившая Парфией. Невероятно, но все эти факты, по-моему, подтверждают мысль, которую высказывали многие, Бог один, но его восприятие разными народами строится на разных подходах, связанных с историей, культурой, традициями и обычаями, языком, менталитетом и т.д. Вот ещё один факт от Мурада Аджи: « Библию оформляли на основе тюркских богослужебных сводов, точно также использованных при написании Вед а Индии и при написании Авесты в Персии… Это не отрицают и еврейские ортодоксы – фрагменты текста Библии, Авесты и Вед порой идентичны, учёные нашли сотни совпадений. Не два, не три, не десять, а сотни!». Индийцы, численность которых составляет полтора миллиарда человек, не скрывают, что взяли у тюрков основу для своеобразной индийской Библии или Корана под названием «Праджняпарамиту». Как говорит Мурад Аджи: « Поразительно, там встречаются фразы и даже целые сюжеты, которые потом легли в текст Библии и Корана». Древнейшие религии мира питала ещё более древняя религия, религия тюрков, вера в Бога Небесного – Тенгри. Но тысячелетия эта основа стиралась и уничтожалась, но даже дошедшего до нас достаточно, чтобы понять многое. Снова обращусь к Мураду  Аджи: «Сегодня не принято говорить, но ранее мусульманство отличалось от нынешнего. Отличалось в первую очередь обрядами, во многом повторяло восточное христианство. Потому что и то и другое следовало алтайским традициям, Единобожие роднило их. Служба, молитвы были одинаковыми, отличались лишь детали. Их союз скреплял символ Неба – равносторонний крест, он украшал знамёна, стены мечетей и соборов, страницы Корана и Библии. По крайней мере, 1024 году мусульмане отмечали праздник Святого креста, всенародное торжество открывал сам халиф. И иконы были у ранних мусульман…». История человечества динамична и циклична и взаимное влияние народов, населяющих планету огромно, естественно, что развитие религии неотрывно связано с развитием цивилизаций и труды Мурада Аджи безусловное доказательство этого. Это не спор о том, что было раньше курица или яйца. Вера в Бога возникала в разных уголках земного шара и у разных народов по разному, но почему-то она в конечном итоге приводила практически схожим заповедям и канонам, что, по моему мнению, является доказательством того, что Бог един, Он един для всех людей независимо от цвета кожи, языка и происхождения. А каноны веры, обряды, образы и т.д. создавались людьми и корректировались с течением времени и в зависимости от исторического, идеологического и геополитического контекста. Но если мы действительно хотим осмыслить то, что было, и найти дорогу к Богу, мы должны знать правду, а значит должны её искать. Поиск истины это не только знание фактов, это их анализ с точки зрения исторической, но и в реалиях того времени, когда эти факты имели место. Для того, чтобы прийти к правильным выводам, чтобы не завести себя в тупик. Ведь естественно, что был период господства в мире кочевой цивилизации, и именно кочевая цивилизация в результате великого переселения народов привнесла во все уголки мира своё понимание Бога. И этим Богом был Тенгри, который,  видимо, соответствовал, гармонизировал с верованиями тех народов, куда достигала «длань кочевника». А это индуизм, и  буддизм, и христианство, и ислам, и иудаизм и другие менее многочисленные верования. Эти следы оставались и в истории народов и в их вере. Их не стереть и не перечеркнуть, их можно на некоторое время замалчивать и принижать в угоду геополитическим амбициям народов, стремящихся к превосходству. Но это временное явление, ибо жизнь, как я говорил, циклична и Бог любит повторение уроков. В книге Мурада Аджи – «Тюрки и мир» есть слова, которые, наверное, приведены в качестве своеобразного эпиграфа, но не написано, кто автор. Эти слова имеют, по моему мнению, глубокий философский смысл. Конечно же, хотелось бы узнать, кто их сказал и в каком контексте, но тем не менее я их приведу: «Небо знает, земля знает, ты знаешь, я знаю – кто говорит, что никто не знает?»  Мы сегодня узнали немало интересного и полезного, но не думаю, что нам стало от этого проще и легче. Отпали кое-какие вопросы, но появились новые. И всё же главный вопрос, опять же, по- моему разумению, стал очевиднее. Тенгри, Христос, Аллах, Будда, Яхве, Ахура Мазда и т.д. это имена Единого для человечества Бога, и оспаривать это не имеет смысла, поскольку большинство, не взирая на здравый смысл, логику, историю и факты будут утверждать, «что его Бог, он и есть самый правильный и истинный Бог». Как известно,  последняя Книга, которую Всевышний ниспослал Коран, с тех времён прошло  1400 лет. На земле более 8 миллиардов людей, из них около 1,4 миллиарда мусульман!!! Если бы Аллах захотел, то это приняли бы все люди. Кстати, об этом говорится в Коране: «Если бы пожелал Аллах, то создал бы общину единую. Однако сбивает Он с пути прямого или ведёт по нему, кого пожелает и непременно призовёт вас к ответу, за то что вершили» -Сура Пчела, аят 93. Значит всё же за нами, остаётся выбор и при всей предопределённости человеческого удела, предписанного ему при жизни, именно Человек творец своей судьбы. При его стремлении, старании и искреннем намерении  удел можно изменить. Об этом есть в хадисах. Значит конкретно для каждой личности, у Божьего создания есть возможность, а не предопределённость судьбы.  Если понимать существование Всевышнего как это следует из Его же Книги, то Он считает, что каждый сам в своё время придёт к Нему, но может и не прийти при жизни на Земле. И это истина, жизнь это доказывает. И если ты не пришёл к Аллаху при жизни на этом свете, не означает, что тебе уготован только ад. Порой достаточно за всю жизнь  только одного искреннего деяния, чтобы получить прощение Всевышнего, об этом есть в Коране: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий и Милостивый» - Сура Аз-Зумар, аят 53. Опять же деяние должно быть искренним. В этой связи не могу остановиться на распространённом у нас стране виде «доброго деяния» - строительстве мечетей на средства людей, «заработанные» неправедным способом. Каждый «мало-мальский бандит», наворовавшийся чиновник считали своим долгом построить мечеть или храм и получить отпущение грехов, продолжая свои деяния. По моему убеждению, это попытка изменить свой удел, не меняя себя, попытка купить прощение. Это же ещё больший грех. Видимо, ни те, кто строил мечети, ни священнослужители,  исполняющие в них обряды, не читали или делают вид, что не знают хадисы, где сказано: « Поистине Всевышний Аллах благой и принимает только благое». Также в хадисах сказано, что тот, кто собрал запретное (ворованное –моё примечание) и раздал его в виде милостыни, не получит награды, но будет ему за это грех. Совершение молитвы в такой мечети является макрухом-тахрим и каждый молящийся обязан переделывать молитву в любом случае. И как же теперь очистить эти мечети и храмы? Ведь люди ходят на богослужения и молитвы, хотя большинство знают, на чьи деньги они построены. И можем ли мы как на родине Пророка сносить такие мечети? Не знаю, я не праведник, а грешник, ни мне судить. Просто люди должны быть честны перед самими собой и понимать, что это означает. В одном из хадисов сказано: «О, сын Адама, поистине если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (что заполнят они собой чуть ли не всю землю) но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со мной ничему иному. Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи». Казалось бы, всё проще простого, да не тут то было. Оглянитесь вокруг, многим ли удаётся прийти к Всевышнему искренне? Сделать вид и продолжать жить, так как живёшь это не приход к Аллаху, это попытка «объегорить» самого себя и Его. Это тяжкий грех, пожинающий возмездие. Разве не так? Если поразмыслите, то найдёте миллионы примеров не только в истории, но и в обыденной жизни, в кругу знакомых вам людей. Остановитесь, взгляните и увидите. Резюмируя, постараюсь быть честным, всё же по мне наша древняя религия  Тенгрианство более приближена к реальной жизни и разобраться в ней намного легче. Уж слишком много, опять же, по моему пониманию, в Исламе очень сложных интерпретаций на грани противоречий и возможностей многочисленных трактовок. В общем, как будто создано для понимания тех, кто готов посвятить свою жизнь только изучению Книг Всевышнего, Сунн и хадисов. Сложно, очень сложно, словно ниспослано, чтобы большинство просто безоговорочно и слепо верили. Но есть ли в этом искренность, без которой вера превращается в «игру»? Но это не мой удел, и я буду пытаться разобраться и двигаться вперёд, приглашаю Вас с собой. Не прощаюсь,  уходим без шума и гама. Если что, мы читатели. Место встречи не изменить.


Рецензии