Державин в гоголевском городе N

Работа была зарекомендована как школьное сочинение, публикуется с некоторыми правками.


 План:
1. Открытый финал
2. Положения, требующие уточнения
3. Многострадальный город  N
4. Чиновничий произвол
5. Проблемы просвещения
6. Взгляд в будущее


  Не внемлют! видят - и не знают!
  Державин

  Н. В. Гоголь — мастер, и финал «Ревизора» не мог быть красноречивее «немой сцены». «Городничий посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак» — загадка, обращённая к зрителю. Нет ответа, не окажется ли взяточником второй ревизор, но он не будет хлеще первого (статус законен, о чём свидетельствует форма письма[1], подвоха ожидать нельзя). Но г-н Чмыхов — заботливый друг Антона Антоновича, городничего, — не слишком беспокоился о ревизоре в начале комедии, разбавляя письмо с известием[2] подробностями из частной жизни.
  Чмых (от гл. «чмихати» (укр.)) — громкий смех или «чих» (вспоминается известная примета), что в обеих трактовках убавляет уверенности в справедливом возмездии.

  Гавриил (Гаврила) Романович Державин — виднейший госдеятель XVIII-XIX вв., дослужившийся до статуса Тайного советника (III  ранг по табели), начиная в военном деле рядовым гвардейцем. Видевший жизнь простых трудящихся, солдат и крестьян, он сам, даже на склоне лет, с приличной пенсией, «городским дворцом»[3] в Петербурге и большим имением в Новгородской губернии, оставался ревностным служащим и правдолюбцем. В 1786-1788 гг. был губернатором Тамбова, но долго на посту не продержался, так как многие чиновники на него доносили. При Державине открылись несколько училищ, театр, типография, началось строительство сиротского дома, богадельни и больницы.
  Ревизором мог стать чиновник  IV  ранга по табели. Со своими личными качествами Державин виртуозно бы исполнял эту роль.
  В «Ревизоре», вероятно, описываются события 20-30-х годов  XIX-го века[4], время чуть более раннее, чем время выхода пьесы в свет. Если бы Гавриил Романович прожил на 15 лет больше и умер бы не в 1816, а, например, в 1831, то все подробности пьесы остаются нетронутыми[5].

  Город  N –  типичное захолустье, город неименуемый, но порой угадываемый. Считается, что именно с гоголевского «Ревизора» пошла такая традиция умалчивать названия описываемых в литературе мест. В комедии — крупный город, даже с больницей и несколькими училищами, но грязный, общественно не развитый, где чиновники — последние плуты, у которых в суде разводят гусей на убой. Чиновники
парадоксально объединены беззаконьем — открытая мафия «низов», заправляющая городом. В  N  обхождение между людьми невежественное, низкий уровень образованности, богохульство. Может быть, самый положительный персонаж комедии — Марья Антоновна, молодая, начитанная («Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение») барышня. Но нет гарантий, что она не повторит судьбу матери-кокетки; имя подчёркивает, что девушка не покинет круг примитивных понятий. А может и родного города.

  Существует исторический анекдот: «Однажды Екатерина II решилась посетить новоприсоединённый Крым, на благоустройство которого из Петербурга направлялись значительные суммы. Григорий Потёмкин, князь Таврический, задерживающий у себя деньги, с испуга созвал лучших живописцев страны и приказал нарисовать на больших полотнах идиллистические виды: деревенские дома, пастухов и овечек — и натянуть их вдоль пути императрицы. По приезде подслеповатая Екатерина не смогла отличить бутафорию и восхитилась исполнительностью своего фаворита».
  Таких, как семья Сквозник-Дмухановского, в империи оказалось, по результатам масштабной ревизии Николая I,  ужасно много, однако в ссылку отправлялось менее 5-ти процентов подсудимых. Городничего ждало увольнение с должности и денежный штраф. Вероятно, семья сменила бы место жительства, впрочем, жила бы всё равно не бедно, выдали бы более-менее успешно Марью Антоновну и вспоминали о былом, как могли бы жить в Петербурге и вращаться в высшем обществе.

Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами[6].

  Если бы Державин посетил  N,  он бы самолично занялся поднятием уровня жизни, а это, в первую очередь, требует смены руководства. На открытых должностях могли появиться столичные, надёжные люди. Отстроили бы церковь. Последовали бы реформы в сфере образования, где учебные заведения получили бы большую автономию (Городничий: «То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он учёная голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — ещё ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. <...> Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне»): стулья немногого стоят, училища могут самостоятельно покрыть некоторые мелкие потребности, и незачем жёстко регламентировать поведение учёных людей и учащихся. Гавриил Державин учился в Первой Казанской гимназии, много позже состоял в экзаменационной комиссии в Царскосельском Лицее — и эти учебные заведения управлялись изнутри.

  Но город N большого стратегического значения не имеет (Городничий: «Эк куда хватили! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»), и потому внимание, если обратили, на нём долго не задержится. Естественным образом сменится власть, на более лояльную, например, к купцам, и там, где жирный пёс лежит[7], снова замельтешит угроза затенения общего сознания. Но только политика дорогого, многоуважаемого Гавриила Романовича всегда была устремлена в будущее, и, может быть, за счёт хорошо образованных молодых людей городок разрастётся и жизнь будет позитивнее.


 Примечания:
[1] - имеется в виду письмо из последнего явления пятого действия;
[2] - действие первое, явление I;
[3] - цитируя В. Р. Мединского; нынешний музей-усадьба Г. Р. Державина на Фонтанке;
[4] - в пьесе упоминается журнал "Московский телеграф", издававшийся в 1825-1834 гг.;
[5] - на момент 1831 г. Державину было бы 88 лет;
[6] - Г. Р. Державин, "Вельможа";
[7] - там же.


Рецензии
Здравствуйте, Софья!
С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в специальном льготном Конкурсе Международного Фонда ВСМ для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/02/02/359 .

С уважением и пожеланием удачи.

Фонд Всм   16.02.2024 10:14     Заявить о нарушении