Сальвадор Дали

                Сальвадор Дали и Елена Дьяконова

           Такого, как Сальвадор Дали, мир еще не видывал. Были философы, проживающие в бочке; юродивые, летающие с колоколен; кликуши, предсказывающие бедствия и чудеса.

       Мир разевал рот перед  в пух и прах разодетыми франтами, но никто так не прогибал мир, как Сальвадор Дали. Он -  гений, заставивший людей  плакать и смеяться, поражаться его нетрадиционными полотнами, и сомневаться, хулить и восхищаться тем, что он создал. Тем, как он  умел заставить  самых выдающихся творцов поражаться его фантазией и силой его гения.

        Арам Хачатурян, сочинивший «Танец с саблями», захотел, будучи во Франции, чего-нибудь растленного. Ну, например, взглянуть на Дали.
      Эмигранты подсуетились и организовали  их встречу.  Увы, Дали о Хачатуряне услышал от них впервые. Но вскоре Араму сообщили, что престарелый Дали - ( ему было за  семьдесят), готов принять как он выразился «человека и России» на своей родине в Испании.
                *****

    И Арам был настолько заинтересован, что пустился в какой-то Фигерас, в Каталонию,  с несколькими пересадками.
    Он уже догадался, что западные умники считают гением не его, Хачатуряна, а Дали. Поэтому, усмехаясь про себя, весь при параде, явился точно в назначенное время.

     Его ввели в огромный зал. Не увидев никого, некоторое время он оглядывался, откуда вывезут этого знаменитого старца?
    И вдруг со страшной силой отовсюду загремел его «Танец с саблями». Двери распахнулись, и в зал влетел абсолютно голый старикашка с торчащими кверху усами и под музыку принялся бешено крутиться и скакать, размахивая двумя саблями.
 
    На последних тактах он ускакал за двери. Они захлопнулись и ошарашенный Арам некоторое время еще чего-то ждал. Может, кофе. Но вошел напыщенный дворецкий и на весь пустой зал гулко объявил, что аудиенция закончена. Так произошла эта знаменательная встреча. Больше ничего примечательного Хачатурян не увидел.


      Ему рассказали, что это не просто Каталония. Это был Кадакес, деревенская глушь Испании. Рыбацкая деревушка, заключенная в кольцо скал, где совершенно ненормальные перепады погоды. Здесь девять месяцев несется, гнет деревья и выматывает душу трамонтана. Такой сумасшедший ветер. Местные рыбаки сходили там с ума через одного и по сию пору возле местной церкви стоят старые деревья, на ветвях которых непрестанно кто-нибудь вешался.
 
    И несчастный Дали, видя эти засохшие, искривленные трамонтаной, этим бешеным ветром –  оливы, эти голые камни прибрежных скал, рисовал, что видел.
        Рисовать он начал рано, часто его можно было увидеть с альбомом. Он с ним не расставался, казалось, никогда. 
      Он страстно хотел выделиться из своего окружения, уехать из этой забитой деревни, всех поразить и стать знаменитым художником. Мечтал, что он станет очень богатым и у него будет много золота.
 
     Он явился в Мадрид,  в Школу изящных искусств. Его поселили в «Ресиденсию», общежитие будущих художников. Самыми большими модниками здесь считались лишь те, кто мог позволить себе одеться, как денди. Ему непременно надо было выделиться.
 
     Ему это удалось, и вокруг все онемели. Его длинные волосы и бакенбарды ниспадали на воротник. На нем был охотничий жакет с мешковатыми бриджами, застегнутыми  под коленами на пуговицы. Ноги обматывали особые обмотки – «мулетки», поскольку их носят каталонские погонщики мулов. Для большего эффекта Дали оставил промежутки между витками, выставив на обозрение свои волосатые икры.  Так выглядеть не рискнул бы никто.
 
      Благодаря внешнему виду его приняли в компанию избранных, где были Федерико Гарсия Лорка и Луис Бюнюэль. Общение со знаменитостями во много помогли Дали.   Придя в себя, он обнаружил, что ему нужно принимать участие в конкурсе на высшую художественную премию.  Он заключил с друзьями пари, что выполнит конкурсную работу, ни разу не прикоснувшись кистью к полотну. И выиграл пари.
 
    С расстоянии  в метр он принялся набрызгивать на холст краски, которые каким-то удивительным образом   сложились в конкурсный сюжет. Рисунок и колорит так всех впечатлил, что наглому мальчишке вручили первую премию.
   Но вскорости, к великому ужасу его отца, который поддерживал его из последних сил,  его за немыслимые проделки выгнали из Художественной школы. Он не стал собирать свои вещи и налегке явился домой.
    -  Господи, - сказал отец, - он умрет под забором! 
 
                *****
   
                Видимо, так бы оно и случилось,  если бы в жизни этого золотомечтателя не появилась Гала. Женщина с репутацией шлюхи и наркоманки, старше его на десять лет,  уже побывавшая замужем, родившая дочь. Вот она и взяла на себя все заботы об этом никому не известном человеке, мнившему себя знаменитым художником и даже гением.               
      Сложно представить себе более неподходящую пару.
 
      Художник – провинциал двадцати пяти лет, почти не выезжающий за пределы  Испании с неоконченным образованием. И парижанка 35 лет,  объехавшая половину мира и привыкшая вращаться в кругах выдающихся интеллектуалов. Набитых деньгами меценатов, необходимых  искусству как воздух.
    Он, нищий, живущий на средства отца, художник.  Еще неизвестный никому и нигде не выставлявшийся.

     И она, - Муза и небожительница, любимая женщина французского поэта – авангардиста Поля Элюара.
    Все, решительно все было против их союза! Все могло закончиться,  в лучшем случае лишь краткой интрижкой.
     Все случилось иначе. Почему? Да потому, что есть на свете чувство, которое одни проклинают, другие возвеличивают и обожествляют. Но все сходятся на том, что сила, которой это чувство обладает, исключительна и не знает преград.
     Это  - Любовь!
                *****

     Совместная жизнь их была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен.  Мир ненавидел ее, считая алчной, хищной и расчетливой. А Сальвадор Дали называл ее – моя «Победоносная Богиня». Она была неистощимым источником его вдохновения.   
     История их жизни и любви растянулась на полвека.  И эта любовь подарила миру искусства двадцатого столетия  великие творения, имеющие  неоценимую художественную ценность.               
     И кто же эта женщина? Как и где они, такие разные, могли увидеться.
               

     Они встретились в Кадакесе, в деревенской глуши Испании. Как уроженка России оказалась на самой восточной оконечности Пиренейского полуострова?
     По первой версии, 26 августа 1894 года в семье чиновника средней руки в небольшом городке России появилась девочка. Назвали Еленой.
    Отец ее помирает. Мать остается одна с  многочисленным потомством.  Будучи крепкой и неунывающей хватки женщиной, она смогла окрутить столичного адвоката – Дмитрия Ильича Гомберга, «Золотого еврея».  Он женился на ней и забрал семью в Москву.
     Семья жила безбедно. Кроме Елены в семье было еще трое детей. Она полюбила нового папу и взяла его отчество. Стала Елена Дмитриевна.

    По второй версии, -  мама Антонина была замужем за земским заседателем Иваном Дьяконовым. Но недолго.
   Жизнь ее в глухом, забытом Богом гордишке,  не устраивала. Она оставила супруга и уехала в Москву. Там и познакомилась с Гомбергом, в то время еще студентом. Он закончил образование, и они сочетались браком. И родила она ему четверых детей. Семья была обеспеченной.
    Однако считать окончательной эту версию тоже нельзя.

                *****

     Прошли годы. Елена жила в Москве и училась в частной гимназии Брюхненко, где учились и сестры Цветаевы. Она была в одном классе с Анастасией.    Выйдя из гимназии, Елена окончила курсы гувернанток.   Но в 1913 году врачи заподозрили у нее чахотку. Заботливый отчим настоял, чтобы она прошла курс лечения на горном курорте в Швейцарии.
    Там она познакомилась с утонченным представителем своей нации, французом. Начинающим поэтом – сюрреалистом - Эженом Гренделем. Они много времени проводили вместе. Беседовали, совершали романтические прогулки  в красивейших самых живописных местах, веселились. Елена была восторженная и изобретательная. Всегда новая и непредсказуемая.

    Это она придумала ему куда более подходящий для поэта псевдоним – Поль Элюар. А он для нее – Гала, что значит – «праздник, торжество». Именно такой она казалась ему.  Под этим вымышленным именем она и вошла в историю.
Пройдя курс лечения, они разъехались.

                *****

    После длительной переписки, накануне грядущей в России великой смуты,  в самый разгар мировой войны, она покидает сумбурную родину.
    На перроне парижского вокзала ее встречает Поль Элюар. Она была сначала невестой и в скором времени стала женой французского поэта -  сюрреалиста. Благодаря своему замужеству она сразу попадает в среду творческой элиты, молодых поэтов и художников.
     В их сюрреалистический кружок входит  Сальвадор Дали. Пока ничем неизвестный публике, но уже считающий себя гением. Он оказался среди этой публики благодаря Жуану Лепро, всемирно известной звезде авангарда из Барселоны.
 
    В августе 1929года  Дали  – молодой, красивый, харизматичный, 25 – летний недоучившийся студент Академии изящных искусств Мадрида.      В те времена он был еще никому  неизвестный художник. Он приглашает в Кадакес, на его родину, погостить своих друзей- авангардистов. Собралась интересная компания. Такой богемный десант.

    Семья Элюар – Поль, Гала, и Сесиль – их дочь одиннадцати лет. Прибыли они под вечер, позже всех. Все уже довольно устали. Компания развлекалась  -  пикник, морские купания.
    Сальвадор встречал на правах хозяина новых гостей и с интересом  рассматривал. Их общение вышло несколько скомканным.

    Он слышал о семье Поля Элюара, но видел их впервые. Глаза его упали на Гала, и он не мог их отвести от новой гостьи. Он был наслышан о ней, но лично не был с ней знаком. Она показалась ему интеллигентной, но утомленной и явно скучающей.
     Она была недовольна мужем – зачем он затащил ее в такую дыру? Что для нее могло быть здесь интересным?    Дали показался ей невыносимым типом.  Вечером, когда все разговорились, они сумели найти друг в друге больше положительных качеств.
       Но … настоящая «химия», та самая мания Галы, о которой упоминали многие, делала ее неотразимой. Эти «чары ведьмы» по-настоящему им завладели только ночью. Он все представлял ее и не мог уснуть.
       На следующий день было договорено об общей встрече на пляже.

                *****

           Дали почти не спал и проснулся еще затемно. Его мысли не давали ему покоя. «Каким она впервые увидела меня»?
       Она призналась, что приняла его  за  противного,  невыносимого типа с волосами, блестящими и беспорядочно торчащими от избытка лака, как у танцора аргентинского танго. Белые брюки, шелковая рубашка, колье из жемчуга и браслет на запястье  - вот каким она увидела его в первый раз.
       Его неотрывно мучила мысль: -  Как очаровать ее?   Ему просто необходимо было обратить на себя ее внимание!
 
      Наконец-то, он познакомился с удивительной женщиной, о которой мечтал еще ребенком! Это ее он писал на своих полотнах. Он не знал еще, существует ли она на самом деле. Или является только плодом его воображения. И вот вчера он увидел ее, вымечтанную и возлюбленную ранее, во плоти и крови.

     При этом ходили слухи, что он нищий недоучившийся художник, живущий на средства отца. И, кроме всего прочего - девственник, испытывающий необоримые проблемы с женщинами. А она – развратная, ненасытная до любовных удовольствий, познавшая все виды физической близости нимфоманка.  При весьма скромных внешних данных ей удавалось обращать внимание на себя всех, кто находился в ее поле зрения. Это была женщина-праздник. Амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая. Она очень заботилась о своей внешности.

      Эта 35-летняя женщина сказала себе:   
         -   « Я буду сиять, как кокотка. Пахнуть дорогими духами. Всегда иметь ухоженные руки с маникюром. Жить легко и радостно»! Завела роман с художником Максом Эрнстом. Некоторое время они проживали все вместе, одной семьей. Как небезизвестные нам Лиля Брик, Осип Брик и Маяковский. Поль Элюар не усматривал в этом угрозы для своей семьи.

            Сальвадор Дали видел в ней царицу.   Она казалась ему  высокой и недосягаемой. Ему предстояла встреча  со своей небожительницей.        Существует его собственное описание этой судьбоносной встречи.  В правдивости этого эпизода, описанного им самим, не возникает ни малейших сомнений.   Воспоминания находившихся в то время рядом с ним людей свидетельствуют  – так и было.
      Он должен был появиться на пляже утром следующего дня и провести на нее неотразимое впечатление. Как это сделать?

      Утром к нему приходило вдохновение, и он  обычно писал, но не в этот день.
   -  «Я не мог оставаться перед своим мольбертом, -  вспоминал Дали.

   - Я торопливо оделся. Примерил серьги сестры. Решил, что это мало подходит для купания. И все же мне хотелось пококетничать с Элюаром. Почему бы мне не появиться голым и растрепанным? – подумал я. Должен же я удивить и поразить их. Когда все придут, спущусь с палитрой в руке, с колье на шее. -  В сочетании с моей загорелой, как у араба кожей это произведет интересный эффект. В любом случае они подумают, что я - нетрадиционная личность. Но нет. Надо что-нибудь поражающее воображение!

    Оставив наконец мольберт, я криво обрезал свою самую красивую рубашку, чтобы она была выше пупа. Проделал большую дыру на плече. Другую – на груди посередине, обнажив черные волосы. Но это показалось мне недостаточным. Третью дыру проделал сбоку над коричневым соском.

      А ворот? Оставить его открытым или застегнуть? И отрезал его совсем. Осталось решить последнюю задачу. Плавки. Они показались мне слишком заурядными. Ничего не оставалось, как вывернуть их на левую сторону.
      Это было только начало.
     Я выбрил подмышки. Взял немного бельевой синьки. Смешал ее с пудрой и нанес на подмышки. Получилось очень красиво. Но до тех пор, пока мой макияж не потек голубыми ручьями.  Потерев синюшные места, я увидел, что кожа покраснела. Это было хуже.  И я понял, что мне нужен красный цвет! Я выбрился еще, порезался и не без кокетства размазал кровь по телу. На руках, икрах ног и коленях. Теперь я себе нравился. Какая работа! За ухо я засунул сорванный тут же цветок герани.
      Теперь нужны духи»!»
      Он взял горсть козлиного помета и бросил его в кипящую воду. Остудил. Добавил лавандового масла. И о, чудо! Это точь в точь запах козла! Намазал все тело. Теперь я готов, решил он.

             Из этого  описания видно, что Дали пропал. Он обезумел и готов на все! И все для того, чтобы добиться расположения этой женщины. Женщины из высших миров! Самой совершенной, необыкновенной  и притягательной. Как угодно – безумие, странность поступков и нарядов, эпатаж! Только бы она обратила на него внимание!
            И ведь добился! Ее реакция стала откровенной неожиданностью  для нее самой. Все сказали бы:
         -  Он сумасшедший! Что с него возьмешь? И лишь она усмотрела в нем нетрадиционность, эпатаж и желание поразить.

     А дальше – мы знаем, как бывает с этой любовью. Она напоминает горную реку, которая за полчаса из еле заметного ручейка превращается в ревущий поток.  И потом – сбило с ног, схватило и понесло! Понесло так, что уже к вечеру, наблюдая у своих ног спятившего от нахлынувших чувств Сальвадора, она,  по словам Дали, сказала ему:
        -  Я сразу поняла, что Вы – гений!  Мальчик мой, мы с вами больше не расстанемся никогда!
      Поль Элюар, его ждали срочный дела в Париже, уехал один. Она променяла обеспеченный парижский быт, всех своих друзей – этих знаменитостей – поэтов, художников, на полную неизвестность и ожидаемую нищету.

                *****

              С тех пор они больше не расставались. Гала приняла решение отречься от мужа и дочери. В качестве возмещения ущерба Сальвадор Дали написал портрет Поля Элюара.
      -   Я почувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из его муз.
       Они остаются в Кадакесе, этой забитой рыбацкой деревушке с голыми деревьями, истрепанными трамонтаной.

      У пары безумно влюбленных появилась необходимость в жилье. Вдова рыбака за бесценок продала им лачугу, где хранились рыболовные снасти. Всего 16 метров, где помещалось все!  Их спальня,  кухня, и мастерская. Это  был их рай в шалаше.  Они жили у самого моря. В щели дуло.
     По сравнению с парижскими апартаментами Поля Элюара, эта кладовка у моря – настоящее убожество и  нищета. Уйдя от  Элюара, к Дали, она испытывала житейские трудности. Но не жалела об этом.
 
     Они любовались окрестностями. Морем. Оно всегда новое. И никогда не надоест. Море – это Вечность. Много гуляли. Уединялись в самые сокровенные и недоступные уголки побережья. Но крайняя робость Дали в вопросах секса так и не позволила ему сделаться ее любовником в то лето, плавно перетекшее в осень. Он так любил ее, так любил, что просто робел перед ней.

     В безлюдных местах он становился перед ней на колени и спрашивал  ее :
      - Что, скажи, что мне сделать с тобой?  -Гала простонала - «Убей меня»!
     Она владела искусством любви. Любви разной и многоликой. Это был ее мир. В этом она была опытна и совершенна. Она окунула мальчишку в темную страсть. Странная у них была любовь.

     Дали с подробностями рассказывает о любых неприличных и непозволительных моментах своей жизни. И почти ничего – о плотской любви. Многие утверждали, что ее между ними и не было. Они нашли какие-то другие способы любить друг друга.
     Для Галы же все это не имело значения. Она не колебалась, потому что абсолютно точно поняла, что именно ищет этот мальчик, и какое место ей возле него  следует занять. И она стала его матерью, моделью, любовницей, продюсером. Рекламным агентом, его экономкой и банкиром.
               
                *****

      Он пишет картины. Чтобы продать их и иметь деньги на ремонт жилища, они едут в Париж. Жить им там негде. Поль Элюар любезно предоставил им одну из своих квартир.
      Гала во всем поддерживает Дали.  Предлагает картины столичным галереям.
    1931год. Главным успехом их стал договор о персональной его выставке у Пьера Коля. 24 работы принесли первый успех у критиков и покупателей. Ключевой экспонат выставки – полотно «Постоянство памяти». Он подписывает:  «Гала – Дали». Его успех и признание растет. Финансовое положение их налаживается.

     Она была настоящей бизнесвумен. Многие ее ненавидели и боялись. И все, что зарабатывал руководимый ею художник - все его капиталы, его не имеющая цены художественная коллекция, его дома, - все вскоре стало принадлежать ей. Его жене - Гала, то есть Елене Дьяконовой.

                *****
   
    Дали часто считали сумасшедшим.  Но его небожительница, Гала всегда поддерживала в нем огонь незаурядности и исключительности. Она возбуждала  страсть и разжигали в нем творческие способности. Он называл ее «Демонесса моего гения».
   -  «Скоро Вы будете таким, каким я хочу Вас видеть, мой малыш», говорила ему, своему гению, Демонесса.
       Взамен ее поклонения некрасивое тело Галы, он растиражировал так, как не было растиражировано ни одной другой модели.
      Он прогнул мир, подарив ей невиданную мировую славу. Они уже не могли жить друг без друга.  Она была помощником, менеджером. Создателем бренда «Гала- Сальвадор Дали». Притом, ее имя он всегда ставил впереди своего.

       Его друзья – сюрреалисты называли ее «Гала-Чума», алчная валькирия.
      Но он ее боготворил ее и увековечил в своем творчестве! Он все позволял и прощал все ее увлечения и прегрешения.  Чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники. Он знал об этом. И его друзья говорили, что ее мальчики стоят целое состояние.
      
       Стало известно, что Джефф Фенхольдт, этот  молодой  музыкант с Бродвея, получил от нее в подарок дом за 1 млн, 250 тысяч долларов и несколько его бесценных полотен. 
     Окружение было в шоке, но Дали отвечал:
    -  Я разрешаю Гала столько любви, сколько ей хочется.
   И он безостановочно творил дальше свою шокирующую все слои населения и критиков с мировым именем нетленку.  Его картины и правда, были из ряда вот выходящими! Соответствующие были и их названия. Эти его фантазии находятся на грани бреда:
 
     -  Бюст женщины с батоном на голове; Лебеди, отражающиеся в воде в виде слонов; Содомское самоудовлетворение невинной девы. Кубистический автопортрет; Часы, сплывающие со стола; Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин.
     Без такого пространного названия картины ничего непонятно. Да и так непонятно, где эта беременная женщина.

     Но среди этих его шедевров с длинными названиями существуют и другие. В том же году появилась его «Корзинка с хлебом». Она так понятна и реалистична. В картине четко прорисована  каждая соломинка. А хлеб настолько натурален – чувствуешь запах. И посетители долго стояли перед этой картиной, где все так натурально и правильно. И никаких бредовых фантазий.

     На его творчество повлияли Пикассо и Зигмунд Фрейд. Да и сам он был достойным предметом изучения для Фрейда.       
      Тайной своего творчества и его движущей силой  он считает параноидо-критический метод. Сродни ему был только Иероним Босх.
      Гала сразу поняла, что продавать стоит не одни только его безумные картины, но и его поведение. Она не будет ему мешать. Она будет всячески его на них подталкивать, уверяя его, что все, что он вытворяет, все исключительно хорошо. Это его имидж! Он должен перестать стыдиться своих выходок.
           Она научит его, как самому стать шедевром. И Дали стал им.
 
                *****

      Гала, его Богиня, его Муза боготворит его. И восхищается им самим и его творчеством, хоть все считали его параноиком. Когда ее дочь Сесиль во время второй мировой войны в связи с неимоверными бытовыми трудностями продала его несколько картин, Гала лишила ее наследства. Так она ценила его и любила.   
    
      В 1934 году они предпринимают путешествие  в США как муж и жена. Элюар сам неоднократно призывает их к заключению брака. Он переживал, что Гала может остаться ни с чем, если с этим  безумным  Сальвадором Дали что-то случится.
 
      Там пробыли они некоторое время и популярность его росла.  И гонорары тоже. Всех привлекала  его манера письма, эпатажные темы и названия картин. Это было что-то новое и из ряда вон выходящее. Он много выставлялся. Покорил критиков и публику. Стал ее кумиром.

    Она тоже стала для него Музой, непроходяшей Любовью,  безбрежным бездонным миром, которому он не изменил до конца своих дней. Он испытывал любовь и безграничное восхищение этой женщиной. Она всегда была рядом. Без  нее он не представлял своей жизни. И сказал однажды:
     -  Я люблю ее больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег. Она для меня все. Любовь к ней пламенела во мне еще до рождения. В миг высочайшего напряжен6ия этой любви и благодаря ей, возник мой талант.

       Доходы их растут в геометрической прогрессии.    
   Но эпатаж его привел их однажды к ужасным неприятностям. На организованный им «Бал галлюцинаций» в связи с отъездом из Америки они явились как самые  дорогие гости.
       Гала была  в дерзком наряде. На роскошной ее шляпе бала кукла в виде мертвого ребенка. Совсем недавно всех американцев потрясло событие – похищение и убийство малолетнего сына Линдберга, первого авиатора, пересекшего Атлантику.
    Публика усмотрела в этом намек на совершившееся.  Возмущению общественности не было предела.  Дали пришлось объясняться. Этот наряд -  его совет. Попытка произвести, эпатаж. Это психо - аналитические теории его кумира Зигмунда Фрейда.
      Возвратились они из Америки богатыми и знаменитыми.
 
                *****

     Проходит время. Довольно много времени.
      Гала стареет. Характер ее портится. Она неспособна мириться с неумолимым ходом времени.  Как тяжело, просто невыносимо ощущать, что ты уже не та эпатажная красавица, что была раньше.
      Она за большие деньги делает пластические операции. Лихорадочно меняет молодых любовников. И требует от Дали все больше денег.  Гала умела манипулировать им.  Хотела власти, денег, роскоши.
 
     Отношения с ее кумиром портятся. Но он, как и раньше, боготворит ее. И выполняет ее требования.  Он даже соглашается на десятках тысяч пустых листов, которые по 40 долларов уходят жуликам и махинаторам для изготовления литографий с его картин,  ставить свои подписи. Она все еще вдохновляет его. 
               
          Чтобы доказать ей свою преданность, он выполнил свое обещание. В 1969году он подарил ей средневековый замок Пуболь, где она проживала  царственно и величаво. Дали имел право приезжать туда только по предварительному письменному уведомлению.
    Он исполнял ее капризы и даже находил мазохистское удовольствие – добиваться аудиенции у своей королевы! И еще считал, что отказы и сдерживание чувств только усиливает страсть.

      Гала без стеснения и даже с восторгом пользовалась своими правами на уединение. Она находит себе зазнобу за океаном. Ее пассией все еще остается подходящий ей по возрасту во внуки американец ДжефФ Фенхольдт.  Звезда бродвейского мюзикла.
     Она приглашает его погостить в свой замок и юноша  принимает приглашение.

                *****

      Дали, будучи уже совсем немолодым,  тоже пользуется своей свободой. В отсутствии жены он окружает себя молодыми красивыми девушками. За ним присматривает и согревает его одиночество молодая,  необыкновенно красивая французская модель Аманда Лир.  Дали обожает смотреть, как она принимает ванну, но на этом их физический контакт заканчивается.

         Гала с Дали вместе уже около пятидесяти лет. Здоровье их стремительно ухудшается. Дали начал страдать от все более частых  приступов депрессии и паранойи, который он ранее рассматривал как вдохновение и ставил во главу своего «параноико-критического метода.

        В  80 лет Гала все еще бредит воссоединением с покинувшим ее молодым Джефом Фенхольдтом, музыкантом из Америки. Она  становится неуправляемой и агрессивной. Свое настроение она вымещает на художнике. Их ссоры заканчиваются даже драками.
 
   В 1982 году при падении Гала получает перелом шейки бедра и вскоре умирает от остановки сердца.
     Дали все еще не готов расстаться с возлюбленной и даже отрицает ее уход. «Если Галы не будет, никто не сможет мне заменить ее. Она незаменима. Я останусь одиноким» - утверждал он.

    Составляя год спустя введение к каталогу своей ретроспективной выставки, Дали назвает ее «Божественная Гала» и превозносит ее.

        « Любовь к ней пламенела во мне еще до рождения. В миг высочайшего напряжения этой любви и благодаря ей возник мой необыкновенный талант». 

                Хабаровск, декабрь 2023г.
   
               
    
               
   

         

               

               
   

               

 

   

   
 



               


Рецензии
Замечательно.
Подниму в рейтинге для читателей.

Виктор Николаевич Левашов   01.03.2024 15:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Виктор Николаевич,
за посещение и одобрение.
Ольга Барток.

Ольга Барток   03.03.2024 03:52   Заявить о нарушении