Иисус обвиняет власть притчей

 Три дня,в течение которых после «акции» Иисус учил в Храме, говорят  о Его значительной перемене: это уже был не тот кроткий пророк, автор Нагорной проповеди,  теперь Он в своих проповедях гневно обличал ортодоксов, ведя себя по отношению к ним даже вызывающе:
« Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что ..оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты;Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? »( Мф 23:24-33).
Он обвиняет религиозные власти , рассказывая притчу о злых виноградарях (Мф. 21: 33-41; Мк. 12: 1-9; Лк. 20: 9-16), представляющую измененную Им вехозаветную  «Притчу-песнь о винограднике Господа» из Книги пророка Исайи ( 5:1-8).

Вот описание притчи Иисуса в евангелии от Марка (12:1-9)
«Насадил человек виноградник, обнес его оградой, вырыл яму для давильни, выстроил жевую башню и отдал его внаем виноградарям. А сам уехал в чужие края. Вот настала пора — послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника.Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.Снова послал к ним другого слугу, но тому разбили голову и выгнали с позором.Послал еще одного — того убили. Много других посылал — одних избивали, других убивали.Был у него еще сын, любимый, единственный сын. И последним послал к ним его, думая: „Сына моего постыдятся". Но виноградари те стали говорить друг другу: „Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!" Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим.Разве вы не читали в Писании: „Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем. Это сделано Господом — диво, которое было на наших глазах"?»
 Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.» (Мк 12:1-12)

Итак, в евангельской притче  повествуется о неком  человеке,который  с большой заботой сажает виноградник, отдает его в управление людям, а затем, когда пришло время плодов, поочерёдно направляет к виноградарям слуг, после чего — сына, но все посланные были виноградарями побиты или убиты.

   Обычно при христианском толковании  притчи считают, что хозяин дома — Бог; виноградник — еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры, или иудейская церковь; ограда — Закон Божий, данный через Моисея;
точило (резервуары для получения сока винограда) — жертвенник, на котором проливалась кровь; башня —  Храм;  виноградари — начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи), те, к кому была адресована обличительная проповедь Христа;  отлучение хозяина — долготерпение Божие;
время плодов — наступило во времена  пророков ; слуги и рабы — пророки,  претерпевшие гонения и смерть ;свои плоды — богопознание; сын, наследник — Христос ;  вывели вон из виноградника и убили — пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима; пришествие хозяина —в узком смысле -Второе пришествие Христа.

    Притча эта произвела сильное впечатление на народ, особеннно  когда            Иисус сказал, что виноградари убили сына и выбросили из виноградника и спросил: «что же сделает с ними господин виноградника?" , после чего ответил: "Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим".
Сгласно христианскому толкованию,
руководители еврейского народа должны были в злых виноградарях узнать себя; они должны были догадаться, что Иисусу известно и их решение убить Его. Они должны были  понять, что под виноградником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ, попечение о котором вверено Хозяином виноградника, Богом, первосвященникам и начальникам народным (виноградарям);понять, что Бог посылал к ним Своих слуг, пророков, требовать плодов их управления народом, вразумлять их, что управление это вверено им не для их личной выгоды, а для того, чтобы они заботились о плодоношении виноградника и отдавали плоды его Хозяину, то есть чтобы воспитывали народ в духе точного исполнения воли Божией.  Они должны были при этом вспомнить, что пророки эти были гонимы и даже убиваемы, что последний Пророк и Креститель Иоанн был ими отвергнут и что именующего Себя Сыном Божиим, Иисуса, они уже порешили убить, но ещё не успели.
Словом, смысл притчи был для них ясен. Но если бы они хоть малейшим намёком дали народу возможность понять, что узнают себя в лице злых виноградарей, то народ этот, пожалуй, схватил бы камни и избил бы их всех. Чтобы показать всем, что притча не имеет к ним никакого отношения, на вопрос Иисуса: "когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями"? — отвечали: «Несомненно, что злодеев сих предаст лютой казни, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые своевременно будут отдавать ему плоды».

    А теперь  рассмотрим соответствующую притчу из Книги пророка Исайи ( 5:1-8)и
сравним эти два текста.
Kнигa пророка Исайи, глава 5: 1-8:
" Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. Виноградник был у Друга моего на плодородном холме.
И окопал его, и очистил его от камней, и засадил его отборной лозою, и выстроил башню посреди него, и давильню для винограда высек в нём. И надеялся Он получить виноград, а тот дал плоды дикие.
 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иудеи, рассудите Меня с виноградником Моим.
Что ещё (можно было) сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал для него? Почему же, ( когда) ожидал Я, что даст (он) виноград, он дал плоды дикие?
А теперь возвещу Я вам, что сделаю Я с Моим виноградником: сниму изгородь его - и будет он на потраву, разрушу ограду его - и будет он вытоптан;
 И сделаю его пустошью; не будут ни обрезывать его, ни окапывать его; и зарастёт он волчцом и тернием; и облакам повелю Я не проливать на него дождя.
Потому что виноградник Господа Савоафa это дом Израилев, и мужи Иудеи - саженцы радости Его; ожидал Он правосудия, а вот, - насилие, справедливости, а вот - вопиющая (неправда).
 Горе присоединяющим дом к дому ( и) присоединяющим поле к полю, так что не остаётся больше места ( бедняку), вы одни будете жить среди земли..."

В притче Исайя обращается к Богу, которого он называет "другом" ( евр. слово, переведенное как "возлюбленный" означает также - "друг") . Свой виноградник Бог насадил на благодатной почве , всячески благоустроил его, всё предусмотрел и ожидал хороший урожай. Однако, плоды оказались „дикими ягодами" . Затем Исайя "предоставляет слово“ Богу: “Чего я не сделал для него?...“
„Он“ (виноградник )– синоним Иудеи - Южного Царства, виноград - „саженцы радости“ Бога – "мужи Иудеи" .Устами Исайи Бог говорит, что за то, что Иудеи не оправдали Его ожиданий(вместо „добрых грозд“ -"дикие ягоды“ - кровопролития и вопль), Он лишит их своей защиты и виноградник (Иудея) засохнет.

Чтобы понять это обвинение Бога , надо знать обстановку в Иудее времени Исайи.
Аристократы упивались роскошью, захватывая земли своих соплеменников-бедняков , разоряя их,не считались с Законом Моисея и смеялись над возможными „карами“ . При этом восхищались могучей Ассирией, в которой видели свой идеал. В этих „князьях“ и пытался пробудить совесть Исайя , предвещая им разорение и гибель :За все эти нарушения „бедствие грядёт на Иудею“ (5:13-17): „народ мой пойдёт в плен, по вине князей“ ,Далее Исайя обличает своих бывших друзей – богачей Иерусалима, но они лишь иронизируют над пророком: „пусть Он поспешит и ускорит дело своё“ (т.е. угрозу наказания) ( стих 19)...

Как видим, в евангельскую притчу вводится новое лицо, отсутствующее у Исайи, - сын-наследник, посылаемый отцом на явную смерть, как бы в жертву, а также злые виноградари.Кроме того, добавляются два стиха (22 и 23) из псалма 118(117):"Камень, который отвергли строители, стал главой угла. 23 От Господа было это, дивно это в глазах наших."
Христос"Камнем° называет Себя самого, а строителями-учителей иудейских, которые отвергли Его.

Можно представить  реакцию "злых виноградарей", которая также сыграла роль в дальнейшей судьбе Иисуса.


Рецензии
Нет, Игорь, тот, кто переносит представления Ветхого Завета а Новый поступает неразумно, ибо:

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.»
(Матфея 9:16-17)

Жаль, что к этому предостережению и тогда не прислушались те, кто пошел за Павлом, и сейчас не слышат.

Потому как истина Иисуса идет от Бога и никакого отношения к учениям человеческим не имеет. Ни к иудаизму, ни к другим.

По самой же притче о винограднике, напишу свое понимание. Здесь Учитель, как обычно, раскрывает слушателям лишь одну духовную истину: высшая привилегия исполнения воли Отца и распространения Царства Небесного будет вскоре отдана другим народам. А злые виноградари останутся ни с чем.
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.»
(Матфея 23:37-38)

Так и случилось.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 13:40     Заявить о нарушении
"Нет, Игорь, тот, кто переносит представления Ветхого Завета а Новый поступает неразумно, ибо:..."
" напишу свое понимание. Здесь Учитель, как обычно, раскрывает слушателям лишь одну духовную истину: высшая привилегия исполнения воли Отца и распространения Царства Небесного будет вскоре отдана другим народам. А злые виноградари останутся ни с чем.
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.»
(Матфея 23:37-38)
Василий, Вы затронули в своем ответе несколько вопросов, с которыми я не согласен в принципе. Но не буду здесь излагать свои взгляды, а приведу текст удивительно талантливого и парадоксального автора - Василия Розанова. Православный монархист , активно участвовавший в деле Бейлиса,отстаивая кровавый навет, в своем твочестве и отношении к христианству он придерживался совершенно противоположных взглядов.
Позднее я, возможно (скорее всего), приведу этот текст в числе "своих" "произведений", а пока хотел бы узнать Ваше мнение.

Итак, фрагмент из статьи В.В. Розанова «В темных религиозных лучах. Темный лик»:

Когда я много лет назад писал «Место христианства в истории», то, кончив главу о евреях, хотел заключить ее каким-нибудь текстом и, открыв Евангелие, случайно и в первый раз (раньше не заметил или не запомнил) прочел:
«О, Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели: с е о с т а в л я е т с я дом ваш пуст".

«И они не захотели...»... А как же те, которые кричали: "Осанна! благословен грядый во Имя Господне" -- и пальмы, и одежды под ноги идущей ослице? как же 11 учеников -- раз; самарянка и Никодим -- 13; Лазарь, Марфа и Мария -- 16; Закхей, сотник Иаир с дочерью и женой -- вот уже 21 праведник! — простыe, смиренныe, послушливыe, любящиe...

И вспоминаешь, параллельно, Авраамово: "Господи! может быть до 50 праведников не найдется в Содоме и Гоморре: но может быть, ты пощадишь города те за 45 праведников"; и дальше "Господи, вот я у ног Твоих, я раб Твой: может быть не хватит до 45", "до 30", "до 25", "до 10". -- И утомленный просьбою Господь сказал: "Пощажу, если найду только десять праведников". ..

Положим, вообще все Иерусалимляне этого времени были ужасно "грешны". Так ведь: "не праведники нуждаются в помощи, а грешные"; "не семь раз надо прощать, но седьмижды семь"; "пришел ради погибших овец дома Израилева", и "об одной заблудшей овце больше радости на небесах, чем о 99 незаблудших"……

"И шло за Ним великое множество народа, и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: -- "Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо придут дни, в которые скажут: "Блаженны неплодные и утробы не родившие и сосцы не питавшие". Тогда начнут говорить горам: "падите на нас", и холмам -- "покройте нас" (Луки, 23).

"Дщери Иерусалимские -- плачьте о детях ваших". Как Он их любил! "Но не отделил"...в страдании...

Вот они -"птицы небесные", которые "не захотели" под крылья. Да как они не захотели-то? Идут вослед, рыдают. Опомнимся же , чтобы что-нибудь понять в книге, где мы все плачем о наказующем и ни разу о наказуемом. Ну, пусть была в Иерусалиме какая-то шайка, которая кричала на дворе Пилата -- "распни Его". Так это ведь, очевидно, шайка подобранная, подговоренная..

Не было бы пророчества -- не будет факта; а стало быть, если б ы л о пророчество, то факт непременно б у д е т, с б у д е т с я - в с л е д с т в и е пророчества: "bудет" в устах Божиих равно "да будет".

...невозможно быть христианином, чтобы в то же время как бы не повалиться навзничь от сознания: "какая же мука и именно невинных-то мука проходит всюду здесь!" Те плачущие женщины умерли... нет, в силу п р о р о ч е с т в а -- н а к а з а н ы были, Тогда нам вдруг открывается смысл на общее заключение:

"Будут, которые скажут Мне в день Последнего Суда: "Господи, Господи, не мы ли призывали имя Твое". Но Я скажу им: "Не знаю вас: идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

... Что же может быть этого ужаснее? Идти, идти, до могилы идти, страдать" брести -- до "берега"... "Вот берег!" Но с того берега,послышится предреченный глагол Жениха: "Это -- они, узнаю их... И -- не знаю: пусть идут в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Ужасно. Но ведь это написано! И смеем ли мы переменять глагол Иисуса? Говорят комментаторы, что это сказано о "богатых", а не о Лазарях -- о фарисеях, а не о Закхее с сотником и кающихся Магдалинах. Нo нет, это -- робкие и надеющиеся, это их тон, нищих: "Господи! Господи! Не мы ли призывали Имя Твое!"

Это-- центр христианства, подлинный, нравственный, и с ним-то в час Последнего Суда совершится то же, что с "дщерями Иерусалимскими" при начале пути. Нам кажется это невероятным это "неузнавание" , ведь как "любили" шедшие "во след Ему множество народа и женщин, и плакавшие о Нем", no с ледяных вершин — совершенно холодные слова: "Не знаю вас -- идите от Меня в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Мы "видим -- и не понимаем, слышим -- и не верим; имея очи -- не зрим, и имея уши -- не внимаем", зачарованные, загипнотизированные «нежностью» Иисуса Сладчайшего…»

Необыкновенная нежность, аромат «лилий полевых», любовь наполняют Евангелие.Но
ЗА ГИПОТИЗИРУЮЩИМ КРУЖЕВОМ СЛОВ БОГОЧЕЛОВЕКА-УБИЙСТВЕННЫЙ ЛЕДЯНОЙ ХОЛОД.

«Содому и Гоморре будет отраднее в день Суда, нежели городу сему, видевшему такое знамение И НЕ ПРИНЯВШЕМУ МЕНЯ»...........

с УВАЖЕНИЕМ,
и.л.

Игорь Лощинин   01.04.2024 15:53   Заявить о нарушении
Очень много эмоций в этом тексте. И у тех, кто писал Евангелие, было слишком много переживаний, внутренняя буря. Как и у тех кто толчется у дверей Царства Небесного, не решаясь войти и страшась оставить окончательно. Господь же призывает обрести внутренний мир и покой богопознавшего человека. Только в таком состоянии можно надеятся на благоразумное понимание всех этих сложных проблем.

Поэтому спокойно расскажу Вам моё мнение без излишней драматизации и заламывания рук. Еврейский народ, иудеи, в целом, отвергли Иисуса и нашего Отца. Они и до сих пор отвергают с презрением и негодованием. Вы можете в этом сами убедиться. Спросите.

Еврейскому народу было уделено много внимания, сколько учителей и пророков к нему приходило! От Мелхиседека, через череду проповедников и пророков до Самого Сына Божьего. Этому народу была дарована привилегия стать народом священников, посланников духовного Царства. Но они отвергли Бога. Живого воплощенного Бога. Не признали, не смогли понять и полюбить. Только отдельные верующие. Нет, Отец не мстил им за это. Он никогда не наказывает и не мстит. Было сделано только одно. Снята особая опека и защите с этих людей. И случилось то, что случилось бы и раньше, не будь у них этой опеки. Вздорный, свободолюбивый, местами фанатичный народ исчерпал чашу терпения Рима своими бесконечными склоками, мятежами и брожениями, особенно усилившимися после событий с Иисусом, и был отдан приказ сравнять их с землей. Поскольку они отказались от привилегии быть посланниками Бога на земле, события развивались своим чередом, без вмешательства свыше. Все было так же как для всех других народов. Римляне разрушили не мало городов и рассеяли ни один народ.

Позже определенные надежды возлагались на христианскую Европу, но так как она постепенно отказалась вместе со всем Западом от духовной миссии, она тоже постепенно деградирует. За Россией весь мир не пойдет. Все шансы исчерпаны. Мир погибает. С этого мира также снято удержание и защита. Когда был Карибский кризис его разрешили свыше. Теперь этого не будет. Все идет по пути конфронтации и эскалации не потому, что люди стали другие, а потому что Небеса больше не вмешиваются, не умиротворяют безумных правителей. Время вышло.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 17:04   Заявить о нарушении
Вижу, что Вас смущают жестокие слова и суровые повеления из уст Иисуса. Но не забывайте о том, что все это мы читаем в пересказе от апостолов и писали они в обстановке стресса, враждебного окружения и смертельной опасности. Это ожесточает их пересказы и добавляет выражениям резкости и требовательности. Я уверен, что Иисус говорил это более мягко, взвешенно и разумно.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 17:16   Заявить о нарушении