Невостребованные таланты

                НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ   ТАЛАНТЫ

Конструктор  и  создатель  первой  в  отечественном  флоте  подводной  лодки – Иван  Фёдорович  Александровский  (1817 – 1894)  в  1865  году  написал  докладную  записку  Управляющему  Морским  министерством  о  своём  новом  изобретении – морской  самодвижущейся  мине, способной  настигать  корабль  и  поражать  его. Однако, его  проект  сочли  преждевременным  и  отказались  рассматривать.
Через  три  года  И. Александровский  вновь  обратился  в  Морское  министерство  с  этим  же  предложением. Он  писал, что  мина  есть  «… копия  подводной  лодки  с  той  лишь  разницей, что  на  подводной  лодке  горизонтальными  рулями  управляют  люди, а в  мине  управляет  рулями  автоматический  механизм.»

Наконец, принимая  во  внимание  настойчивость  изобретателя, его  просьбы, Морское  министерство  разрешило  ему  изготовить  мину, но  за  счёт  автора  изобретения! Не  смотря  на  большие  трудности, с  преодолением  чинимых  препятствий, изобретатель  всё – таки  изготовил  за  свой  счёт  две  мины  и  в  1874  году  провёл  их  испытания  в  Кронштадте. Тогда  его  самодвижущаяся  мина  развила  скорость  более  пяти  узлов  на  глубине  около  двух  метров. Настойчивость, неутомимость  и  упорство  И. Александровского  в  доработке  своего  изобретения  позволили  на  последующих  испытаниях  в  1879  году  добиться  небывалой  скорости  хода – восемнадцати  узлов!

В  то  время, как  И. Александровский  создавал  свою  подводную  лодку  и  самодвижущуюся  мину, английский  изобретатель  и  австро – венгерский  подданный  Роберт  Уайтхед  разработал  почти  аналогичную  конструкцию  мины, назвав  её  «торпедо»  и  запатентовал  в  1866  году. Это  изобретение  имело  скорость  шесть – семь  узлов  на  дистанции  до  шестисот  метров  с  восьмью  килограммами  взрывчатого  вещества  на  борту.
И. Александровский, как  патриот  своей  страны, всегда  стремился, чтобы  независимо  от  заграницы  иметь  свой  отечественный  образец  мины  (торпеды)  и  производить  его  для вооружения  русского  флота. Вот, что  он  пишет  в  своём  очередном  докладе: «… главный  секрет  Вайтгеда  (Уайтхеда), столь  поразивший  всех  и  доставивший  ему  уже  громадный  капитал, состоит  лишь  в  том, что  он  достиг  равномерного  углубления  по  желанию  (хода  торпеды  на  установленной  глубине). Этот  же  самый  секрет  придуман  был  мною  назад  тому  уже  десять  лет  и  составляет  главный  принцип  основания  подводной  лодки, о  применении  которой  мне  не  дозволено  было  распространяться  ни  гласно, ни  печатно, между  тем, как  Вайтгед  своими  рекламами  приобрёл  всемирную  известность.»

Выдержки  из  других  записок  И. Александровского  в  Морское  министерство:
«…не  смотря  на  столь  блестящие  результаты  опытов  над  изобретённой  мною  самодвижущейся  подводной  миной, бывший  г. Управляющий  Морским  министерством  не  удостоил  моего  изобретения  ни  малейшим  вниманием, и  решено  было  купить  мины  Вайтгеда  (Уайтхеда).»

«… моя  подводная  лодка, которая  в  то  время  ремонтировалась  на  эллинге  Петербургского  Нового  Адмиралтейства  была  без  всякой  причины, даже  без  всякого  мне  уведомления  спущена  в  неоконченном  виде  на  воду  и  отвезена  на  кладбище  в  Галерную  гавань, где  она  и  теперь  ещё  ржавеет  и  гниёт.»

К  сожалению, чиновникам  Морского  министерства  все  доводы  И. Александровского  в  его  многочисленных  обращениях  и  докладах  казались  неубедительными, поддержка  ему  не  была  оказана, и  в  1876  году  русское  правительство  приобрело  торпеды  за  границей  у  Уайтхеда, заплатив  при  этом  огромные  деньги.
В  1880  году  И. Александровский  так  и  остался  один  со  своими  изобретениями, не  получая  никаких  поручений  и  указаний, а  в  1882  году  был  уволен.   


Почти  в  то  же  время, когда  И. Александровский  занимался  изготовлением  и  испытанием  своей  самодвижущейся  мины, другой  изобретатель  - Александр  Ильич  Шпаковский  (1828 – 1881)  вёл  разработку  реактивной  торпеды. Побудил  его  к  этому  большой  интерес  к  реактивной  технике  и  знакомство  с  выдающимся  специалистом  в  этой  области  К. Константиновым, теоретиком  боевых  ракет.
А. Шпаковский  начал  работать  над  своим  проектом  в  1879  году, когда  нанялся  на  работу  в  минные  мастерские  Кронштадта. Он  предложил  Морскому  Техническому  комитету  проект  реактивной  торпеды  с  двигателем, работавшем  на  особом  «ракетном  составе». Сначала  Морской  Технический  комитет  проявил  заинтересованность  в  проекте  и  даже  утвердил  программу  опытов  по  «ракетному  составу»  Шпаковского, считая  дальнейшую  разработку  и  производство  опытов  существенным  и  важным.
Однако, злополучный  несчастный  случай, произошедший  с  самим  изобретателем  во  время  опытов, лишил  его  возможности  успешно  закончить  эту  работу  «над  реактивной  торпедой. Уже  больной  он  пытался  продолжить  прерванный  труд, указывая  в  своём  прошении: «…мы  будем  иметь  в  числе  оборонительных  и  атакующих  средств  такое, что  будем  вправе  гордиться  перед  иностранными  державами», но  Морское  министерство  расторгло  договор  с  изобретателем, и  разработка  реактивной  торпеды  была  прекращена. Сам  Шпаковский  скончался  в  больнице  на  станции  Удельной  под  Петербургом и  не  оставил  после  себя  ни  состояния, ни  даже  денег, нужных  для  похорон.

Так  закончились, не  получив  развития, талантливые  разработки  в  области  торпедного  дела  в  России. Как  и  И. Александровский, так  и  А. Шпаковский  разделили  печальную  судьбу  многих  талантливых  русских  людей.

P.S. Интересно, что  оба  изобретателя  серьёзно  увлекались  фотографией, а  И. Александровский  был  ещё  и  художником – автором  ряда  картин.

К сожалению, портал не предоставляет возможность размещения хороших коллажей - фото изобретателей не приводятся.


14  февраля  2024  г.                Вячеслав  Прытков
   


Рецензии