Невостребованные таланты
Конструктор и создатель первой в отечественном флоте подводной лодки – Иван Фёдорович Александровский (1817 – 1894) в 1865 году написал докладную записку Управляющему Морским министерством о своём новом изобретении – морской самодвижущейся мине, способной настигать корабль и поражать его. Однако, его проект сочли преждевременным и отказались рассматривать.
Через три года И. Александровский вновь обратился в Морское министерство с этим же предложением. Он писал, что мина есть «… копия подводной лодки с той лишь разницей, что на подводной лодке горизонтальными рулями управляют люди, а в мине управляет рулями автоматический механизм.»
Наконец, принимая во внимание настойчивость изобретателя, его просьбы, Морское министерство разрешило ему изготовить мину, но за счёт автора изобретения! Не смотря на большие трудности, с преодолением чинимых препятствий, изобретатель всё – таки изготовил за свой счёт две мины и в 1874 году провёл их испытания в Кронштадте. Тогда его самодвижущаяся мина развила скорость более пяти узлов на глубине около двух метров. Настойчивость, неутомимость и упорство И. Александровского в доработке своего изобретения позволили на последующих испытаниях в 1879 году добиться небывалой скорости хода – восемнадцати узлов!
В то время, как И. Александровский создавал свою подводную лодку и самодвижущуюся мину, английский изобретатель и австро – венгерский подданный Роберт Уайтхед разработал почти аналогичную конструкцию мины, назвав её «торпедо» и запатентовал в 1866 году. Это изобретение имело скорость шесть – семь узлов на дистанции до шестисот метров с восьмью килограммами взрывчатого вещества на борту.
И. Александровский, как патриот своей страны, всегда стремился, чтобы независимо от заграницы иметь свой отечественный образец мины (торпеды) и производить его для вооружения русского флота. Вот, что он пишет в своём очередном докладе: «… главный секрет Вайтгеда (Уайтхеда), столь поразивший всех и доставивший ему уже громадный капитал, состоит лишь в том, что он достиг равномерного углубления по желанию (хода торпеды на установленной глубине). Этот же самый секрет придуман был мною назад тому уже десять лет и составляет главный принцип основания подводной лодки, о применении которой мне не дозволено было распространяться ни гласно, ни печатно, между тем, как Вайтгед своими рекламами приобрёл всемирную известность.»
Выдержки из других записок И. Александровского в Морское министерство:
«…не смотря на столь блестящие результаты опытов над изобретённой мною самодвижущейся подводной миной, бывший г. Управляющий Морским министерством не удостоил моего изобретения ни малейшим вниманием, и решено было купить мины Вайтгеда (Уайтхеда).»
«… моя подводная лодка, которая в то время ремонтировалась на эллинге Петербургского Нового Адмиралтейства была без всякой причины, даже без всякого мне уведомления спущена в неоконченном виде на воду и отвезена на кладбище в Галерную гавань, где она и теперь ещё ржавеет и гниёт.»
К сожалению, чиновникам Морского министерства все доводы И. Александровского в его многочисленных обращениях и докладах казались неубедительными, поддержка ему не была оказана, и в 1876 году русское правительство приобрело торпеды за границей у Уайтхеда, заплатив при этом огромные деньги.
В 1880 году И. Александровский так и остался один со своими изобретениями, не получая никаких поручений и указаний, а в 1882 году был уволен.
Почти в то же время, когда И. Александровский занимался изготовлением и испытанием своей самодвижущейся мины, другой изобретатель - Александр Ильич Шпаковский (1828 – 1881) вёл разработку реактивной торпеды. Побудил его к этому большой интерес к реактивной технике и знакомство с выдающимся специалистом в этой области К. Константиновым, теоретиком боевых ракет.
А. Шпаковский начал работать над своим проектом в 1879 году, когда нанялся на работу в минные мастерские Кронштадта. Он предложил Морскому Техническому комитету проект реактивной торпеды с двигателем, работавшем на особом «ракетном составе». Сначала Морской Технический комитет проявил заинтересованность в проекте и даже утвердил программу опытов по «ракетному составу» Шпаковского, считая дальнейшую разработку и производство опытов существенным и важным.
Однако, злополучный несчастный случай, произошедший с самим изобретателем во время опытов, лишил его возможности успешно закончить эту работу «над реактивной торпедой. Уже больной он пытался продолжить прерванный труд, указывая в своём прошении: «…мы будем иметь в числе оборонительных и атакующих средств такое, что будем вправе гордиться перед иностранными державами», но Морское министерство расторгло договор с изобретателем, и разработка реактивной торпеды была прекращена. Сам Шпаковский скончался в больнице на станции Удельной под Петербургом и не оставил после себя ни состояния, ни даже денег, нужных для похорон.
Так закончились, не получив развития, талантливые разработки в области торпедного дела в России. Как и И. Александровский, так и А. Шпаковский разделили печальную судьбу многих талантливых русских людей.
P.S. Интересно, что оба изобретателя серьёзно увлекались фотографией, а И. Александровский был ещё и художником – автором ряда картин.
К сожалению, портал не предоставляет возможность размещения хороших коллажей - фото изобретателей не приводятся.
14 февраля 2024 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №224021501579