Корсиканец. Ч. 1. Глава шестая
Наполеон в военном колледже
Прежде чем описывать обучение молодого человека в этом учебном заведении, я вкратце расскажу его историю. Данное учебное заведение было основано в 1748 году после окончания войны за австрийское наследство: он была создан в качестве военной школы для детей из бедных дворянских семей. Причиной была неподготовленость французских королевских полков, и именно по этой причине воюевавший на стороне Франции полководец Мориц Саксонский убедил Людовика XV учредить данное учебное заведение. Покровительство ему оказала фаворитка короля маркиза де Помпадур и финансист Жозеф Пари Дюверне.
Строительство данного учреждения было закончено в 1780 году, и школа была преобразована в колледж, то есть к моменту поступления сюда Наполеона здание было в целом завершено. Тут функционировала жизнь в соответствие с определенным распорядком, и казалось, что никакая в мире сила не способна нарушить его. Эта упорядоченность и привлекала больше всего молодого человека в данном учебном заведении.
На следующее утро в казарму пришел командир группы и дал сигнал «подъем». Все курсанты моментально подорвались и должны были успеть одеться в обмундирование за 45 секунд. К удивлению командира, слушатели с заданием справились отлично, он поблагодарил их за службу, и тут же началась утренняя зарядка. Курсанты бегали трусцой, приседали, прыгали и делали прочие упражнения. По окончанию зарядки военнослужащие отправились завтракать и вскоре пошли на первую в их жизни лекцию.
Для Наполеона таким преподавателем оказался математик Монж. Лекции проходили в классе, где были установлены деревянные парты и кресла для курсантов. Преподаватель Монж стоял перед классом и начал обучение математике. Он объяснял различные теоремы и примеры, давал ученикам задания для решения. Наполеон быстро вник в материал и проявил большой интерес к предмету.
После лекции курсанты отправились в комнату отдыха, где им разрешили немного расслабиться и поговорить друг с другом. Они обсуждали уроки, делились впечатлениями и помогали друг другу в случае необходимости. Наполеон активно участвовал в этих беседах, проявляя свою склонность к анализу и обмену знаниями.
После обеда курсанты занимались физической подготовкой. Они тренировались в стрельбе, езде верхом, фехтованию и других боевых навыках. Наполеон проявил высокую физическую выносливость и быстро усваивал новые навыки. Он также появлял лидерские качества, помогая и поддерживая своих товарищей.
Вечером курсанты занимались самообразованием. Они читали учебники, изучали иностранные языки, анализировали боевые стратегии и тактики. Наполеон с большим увлечением изучал историю военного искусства и стремился применить полученные знания на практике.
Вскоре наступил торжественный момент – принесение военной присяги на верность Франции. Командир группы собрал всех новобранцев на плацу, где они торжественно произнесли клятву следующего содержания:
- Я (имя, фамилия), покорный подданный Франции, клянусь верностью и преданностью к нашему Королю Людовику XVI, нашей Святой Церкви и Отечеству. Я обещаю, что буду служить во Французской Армии с честью, доблестью и преданностью. Я буду точно выполнять указания моих супериоров, быть справедливым и внимательным к моим товарищам и принести славу Франции своим стойким и храбрым поведением на поле битвы. Я отдам свою жизнь, если потребуется, ради сохранения свободы, единства и независимости Франции. Я клянусь соблюдать все правила и обязанности, связанные с моим военным рангом, и быть верным слугой нашей великой нации. Я принимаю эту присягу с полным пониманием ее значимости и торжественно обещаю соблюдать все ее положения. Боже, храни Францию!"
Тут стоить отметить, что молодому офицеру жилось вроде бы беспечно, но его семья в материальном отношении некоторое время бедствовала. Вскоре после его поступления в военную школу умер его отец Карло, и значительную часть жалования Наполеон был вынужден отсылать семье.
Данный период был характерен тем, что молодой человек жадно читал книги по разным предметам, благо букинист был довольно хорошо расположен к нему. На первом курсе его учебы его самой любимой книгой был юстиниановский сборник по римскому праву, в котором были детально описаны тогдашние законы Восточной Римской империи.
Что касается его контактов с другими однокурсниками, то Наполеон проявил себя хоть и довольно коммуникабельным, но все же по нему видно, что он всегда себе на уме. Молодой человек быстро сдружился с тем самым молодым человеком с Корсики, который был уже упомянут в предыдущей главе сдающим экзамены вместе с Наполеоном и которого звали Хуг. Во время увольнительных они любили погулять по вечернему Парижу и любоваться его красотами.
Вскоре друг Наполеона нашел себе пассию и стал гулять с ней. Нашему же молодому человеку хотя и приглянулась одна по имени Жоржетта, дальше вечерних прогулок он в отношениях не продвинулся. Молодой человек, как уже было сказано, любил проводить время за чтением и впитывать то, что было написано Расином, Мольером и Корнелем; его любимым писателем также стал немец Гёте.
На втором курсе в период 1786/1787 годов всё больше становилось ясно что страна движется в неверном направлении, и Наполеон все больше осознавал, что его перспективы сделать обычную карьеру становятся все более туманными. В этот период он стал все больше интересоваться политикой и искренне верил, что может сыграть значимую роль в истории Франции. Он начал активно изучать историю и политическую теорию, читал работы великих французских философов, таких как Вольтер, Руссо и Монтескье. Он также углубился в изучение военных стратегий и тактик, изучая работы знаменитых военачальников прошлого.
Наполеон активно участвовал в академической жизни колледжа, участвуя в дебатах и научных дискуссиях. Он проявлял огромный аналитический склад ума и способность к быстрому решению сложных задач. Его острый ум и ясное мышление делали его одним из самых ярких студентов в учебном заведении.
Однако, несмотря на все свои способности и стремление к знаниям, Наполеон также стал ощущать тягу к власти и влиянию. Он хотел внести изменения в политическую систему Франции и решить проблемы, с которыми сталкивается обычный народ. Его амбиции и стремление к лидерству стали все более заметными в его поведении и высказываниях.
Обсуждая свои перспективы он говорил своему другу Хугу следующее:
- Дорогой друг, дела в нашей стране идут не слишком хорошо. По моим наблюдениям, наш христианнейший король Людовик хоть и порядочный человек, но его реформы находятся на грани провала, их же дальнейшие последствия слишком рискованны и непредсказуемы.
- Не беда! – бодро отвечал Хуг. – Когда открывается окно возможностей, умный человек всегда сделает себе хорошую карьеру. Я верю, что с твоим складом ума у тебя все получится.
- Та я вот тоже думаю примерно также – ответил Наполеон.
Вскоре наступил 1789 год, и опасения Наполеона оправдились: взбунтовавшиеся массы заняли Бастилия, а король вместо того, чтобы разогнать восставших силой, вступил с ними в переговоры. В качестве компромисса была принята первая французская конституция, и казалось что всё скоро нормализуется. Но радикальные политики требовали большего, и ситуация обострилась еще больше. Нашему герою с одной стороны это не нравилось, с другой же – он был уверен в своем успехе.
Свидетельство о публикации №224021501583