Школьное детективное агентство

Открыв дневник, Сережа обнаружил в нем сложенный в четыре раза лист бумаги в клеточку. Мальчик с любопытством развернул его и прочитал написанный печатными буквами текст:
                СЕРЕЖА!
ПРИГЛАШАЮ ТЕБЯ СТАТЬ ЧЛЕНОМ ТАЙНОГО ОБЩЕСТВА. ПРИХОДИ СЕГОДНЯ ПОСЛЕ УРОКОВ В КОРИДОР НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ. Я БУДУ ЖДАТЬ ТЕБЯ НА ШЕСТОМ ПО СЧЕТУ ПОДОКОННИКЕ. НИКОМУ О ЗАПИСКЕ НЕ ГОВОРИ! ПОДРОБНОСТИ ПРИ ВСТРЕЧЕ.
АНОНИМ

«Что это еще за аноним и Тайное общество?» — размышлял про себя Сережа, оглядываясь по сторонам. Все ребята были заняты решением задачи, и никто не обращал на него внимания.
— Шестопалов! — строго сказала учительница. — Ты почему вертишься? Неужели уже все решил?
Сережа поскорее уткнулся в тетрадь, засунув записку в карман брюк. Весь день мальчик гадал, кто мог оставить ему это послание. Он внимательно вглядывался в лица одноклассников, но так и не заметил ничего необычного. «Может быть, кто-то решил пошутить надо мной? — думал он. — Я приду, а ребята будут прятаться в кабинете напротив и смеяться. Нет, не пойду. Сделаю вид, что никакой записки вовсе не получал. Пусть сами останутся с носом». Но в то же время его раздирало любопытство, ведь не каждый же день тебя приглашают стать членом Тайного общества, поэтому после уроков он поднялся на третий этаж и пошел по коридору, отсчитывая шестой подоконник. Прислонившись к стене рядом, Сережа стал ждать. Постепенно коридор пустел, уроки закончились, и ученики спешили по домам.
«Я так и знал, что это просто чья-то дурацкая шутка», — со злостью подумал мальчик и уже собрался было пойти прочь, как в коридор, тихо переговариваясь, вошли Костя Степанов и Матвей Куликов.
— Это ты что ли нам записки подбросил? — спросил Матвей. — Ну, давай выкладывай, что за Тайное общество ты собрался организовать!
Не успел Сережа ответить, как к ним присоединился еще один участник — Ярослав Арефьев.
— Привет, ребята, — поздоровался Ярик. — Отличная идея по созданию Тайного общества! Кому из вас она пришла в голову?
Мальчики растерянно переглянулись и замотали головами.
— Я нашел записку сегодня в своем дневнике, на уроке математики. — Сережа вынул из кармана бумажку.
— А я в учебнике по русскому, — сказал Ярик.
— Моя была в пенале, — откликнулся Матвей.
Костя молча вынул свою записку и положил ее на подоконник рядом с тремя остальными, написанными одинаковыми печатными буквами.
— Но если это не вы написали, тогда кто же? — удивился Костя.
В этот момент дверь класса, расположенного напротив шестого по счету подоконника, распахнулась.
— Это я подбросил вам записки! — Ваня Белов вышел в коридор и одарил ошарашенных ребят сияющей улыбкой. — Я собрал вас сегодня, чтобы предложить вступить в школьное детективное агентство!
— Куда-куда? — переспросил Сережа.
— В детективное агентство, которое я только что основал, — повторил Ваня, и улыбка его стала еще шире. — Я считаю, что все вы идеально подходите в качестве его сотрудников.
Ребята молчали. Все знали, что Ваня с маниакальной страстью скупает и читает все серии детских детективов и мечтает стать следователем, как его папа. Первым нарушил молчание Костя, который поправил очки и спросил:
— Что же мы будем расследовать?
— А вот это уже ближе к теме, — обрадовался Ваня.
Он достал из портфеля папку для документов, на которой крупными буквами было написано слово «ДЕЛО», и выложил ее на подоконник. Развязав тесемочки, Ваня вытащил на свет официального вида бланк, откашлялся и произнес:
— Ко мне обратился Глеб Исаев, который, как вы знаете, посещает школьный биологический кружок. Он сообщил мне, что в последнее время из живого уголка стали пропадать  сверчки, которыми кормят рептилий. Это и станет нашим первым делом. Мы обязательно разоблачим преступника! — Ваня сжал кулаки, а глаза его сверкнули фанатичным блеском!
— Как же мы найдем того, кто ворует сверчков? — спросил Матвей.
— Я поговорил с Глебом и записал его показания. — Ваня помахал бланком. — Из них следует, что недостачу сверчков впервые обнаружили около двух недель назад, но, к сожалению, никакой закономерности по дням выявить не удалось. Я думаю, что единственный способ поймать злоумышленника — это устроить засаду в живом уголке! Мы составим график дежурств и будем наблюдать.
— Но у нас же уроки, домашние задания, секции, в конце концов! — воскликнул Ярик. — Мы не сможем целыми днями торчать в живом уголке!
 — Я все продумал, — успокоил его Ваня, — нас пятеро, и мы распределимся по дням.
— Можно даже по часам, — перебил его Костя. — Будет хорошо, если мы не будем придерживаться какого-то постоянного времени, иначе будет подозрительно, что одни и те же люди находятся в уголке в одно и то же время.
— Так вы согласны вступить в детективное агентство? — с надеждой в голосе спросил Ваня.
Ребята дружно закивали. Мальчик извлек из папки еще один листочек, на котором было от руки написано «График дежурств», а ниже  расчерчена таблица. Они расположились на подоконнике и стали вписывать фамилии и расставлять время патрулирования живого уголка. Ваня попросил ребят писать отчеты обо всем, что будет замечено ими во время дежурства, и назначил ежедневный сбор на этом самом месте перед уроками.
Ранним утром в один из следующих дней Ваня сидел на подоконнике в коридоре третьего этажа. Перед ним лежала папка, в которой уже скопилось большое количество отчетов, и внимательно их изучал. За окном падали пушистые хлопья белого снега, но мальчик их не замечал, он посасывал  ручку и сосредоточенно думал.
— Привет, — поздоровался Сережа, — я принес отчет по вчерашнему дежурству.
Ваня вздрогнул от неожиданности и повернулся на голос.
— Ты сегодня рано, — сказал он, забирая из рук Сережи листок.
— Нашел что-нибудь? — спросил мальчик, кивая на разложенные на подоконнике бумаги.
Ваня нехотя мотнул головой. Прошло уже несколько недель, но они так и не смогли вычислить злоумышленника. Энтузиазм начинающих детективов заметно падал, и  Ваня переживал, что вскоре от их затеи не останется и следа. Но мальчишка не мог этого допустить.
— Понимаешь, я чувствую, что разгадка где-то близко! Просто пока никак не могу ухватить за ниточку, — виновато сообщил он.
— А может, ботаники что-нибудь напутали, и эти сверчки вообще не пропадают, а их просто скармливают, а потом забывают? — спросил подошедший Ярик.
Ваня закусил губу, не зная, что сказать, но Костя, появившийся вслед за приятелем, неожиданно поддержал его:
— Не забывают, я разговаривал с ребятами из кружка. С тех пор, как стали пропадать сверчки, они стали четко записывать, сколько покупается, а сколько скармливается. Я сам видел отчеты. Они не врут. Сверчки действительно пропадают.
— Только за две недели мы так и не нашли ничего необычного, ни одного подозреваемого! — Ярик продолжал злиться. — Никудышные из нас детективы!
— Ребята, дайте мне немного времени, я обязательно что-нибудь придумаю, — попросил Ваня. Помолчав, он добавил: — Мы с Матвеем договорились вместе провести аналитику ваших отчетов сегодня после его дежурства. Скоро я доложу вам результаты.
Через два дня Ваня назначил экстренный сбор на подоконнике за полчаса до начала уроков.
— Я все понял! — объявил он. — Мы с Матвеем вычислили подозреваемого. Но я хочу, чтобы мы поймали его с поличным, а главное, чтобы вы тоже убедились в том, что мои доводы верны. Мне нужен один доброволец, который сможет сегодня пропустить все уроки и весь день просидеть в шкафу. Кто согласен?
Оглушительная тишина и непонимающие взгляды ребят стали немым ответом на заданный вопрос.
— Ну уж нет, — сказал Ярик, — мне неприятности с прогулами уроков не нужны! Я точно пас!
Ваня внимательно посмотрел на Костю, который опустил глаза в пол, а затем перевел взгляд на Сережу.
— Я согласен, — медленно проговорил мальчишка.
— Отлично! — Ваня довольно потер руки. — Тогда Костя заступает на дежурство.
Мальчишки отправились в кабинет, где располагался живой уголок. Здесь в углу стоял огромный деревянный шкаф, распахнув который, ребята увидели вешалки для одежды. Ваня принес стул и поставил внутрь шкафа.
— Твоя задача внимательно наблюдать за тем, кто входит и что делает. Через замочную скважину  хорошо виден стол, где ботаники хранят корм для животных, в том числе и сверчков, — инструктировал Ваня друга. — Главное — не засни! Встретимся на подоконнике через час после окончания уроков.
— А вдруг кто-нибудь откроет шкаф, чтобы повесить в него одежду? — беспокойно спросил Сережа.
— Не откроет, — ответил Ваня, — я договорился с ребятами из биологического кружка. Сегодня никто из них не станет открывать шкаф.
Сережа залез внутрь, а Ваня подозвал Костю и что-то прошептал ему на ухо, после чего ребята разошлись на уроки.
Сережа, как мог, старался не уснуть. Сначала он повторял таблицу умножения, затем вспоминал и шепотом рассказывал стихи. К середине дня у него нестерпимо ныла спина. В живой уголок заглядывали школьники, чтобы погладить кроликов и поговорить с попугаем. Несколько раз заходили ребята из биологического кружка и кормили животных. В общем, не было ничего необычного. «Наверное, Ваня опять что-то напутал в своей аналитике», — думал Сережа, считая минуты до окончания своего вынужденного заточения в шкафу.
Примерно через двадцать минут после окончания уроков дверь в кабинет тихонько скрипнула. Сердце Сережи екнуло, и он прижался к замочной скважине, затаив дыхание. Он увидел крупного мальчишку, который бочком протиснулся в кабинет и направился прямиком к столу с кормом.  Злоумышленник достал из рюкзака бумажный пакет и, воровато оглянувшись по сторонам, отсыпал в него сверчков. В этот момент Сережа узнал его.

— Это Витька Соловьев! Я сам видел! — крикнул Сережа, ловя ртом воздух. Он запыхался, так как бежал на третий этаж, перепрыгивая через три ступеньки сразу.
— Ты в этом уверен? — изумленно спросил Ярик.
— Абсолютно! — подтвердил Сережа. — Я видел его так же, как тебя сейчас.
— И что же нам теперь делать? Соловьев второгодник, хулиган и драчун! Да он нас одной левой припечатает! — воскликнул Ярослав.
— Я думаю, что нужно пойти к нему домой и поговорить, — сказал Ваня. Насвистывая веселую мелодию, он спрыгнул с подоконника и пошел к лестнице.

Дверь им открыла женщина с растрепанными волосами в засаленном халате. Она молча смотрела на ребят.
— Здравствуйте, нам бы Витю Соловьева, он здесь живет? — спросил Ваня.
— Виктор! — крикнула женщина, оборачиваясь куда-то в пустоту коридора. — К тебе пришли.
Она посторонилась, пропуская мальчишек в прихожую, где горела тусклая лампочка. Навстречу ребятам вышли мальчик и девочка лет двух, которые с любопытством разглядывали гостей.
— Чего надо? — угрюмо спросил Витя, глядя на одноклассников исподлобья.
— Мы пришли поговорить насчет сверчков, — ответил Ваня.
Витя напрягся, но мотнул головой и сказал:
— Пойдемте в мою комнату.
В комнате Витька наспех накинул на незаправленную кровать покрывало. Оглядевшись, ребята заметили, что здесь давно не убирались: повсюду валялись изрисованные учебники, мятые тетради и клочки бумаги, стол был завален проволокой и деревяшками, а рядом со стулом красовалось липкое пятно, свидетельствующее, что совсем недавно здесь пролили что-то сладкое. Мальчишки смотрели друг на друга и молчали.
— Я знаю, что это ты воровал сверчков из живого уголка в школе, — нарушил тишину Ваня.
— А доказать сможешь? — Тут же ощетинился Витька и сжал кулаки.
— Конечно, — легко согласился Ваня. — Как только мы узнали, что в живом уголке пропадают сверчки, мы установили наблюдательное дежурство, которое помогло обнаружить любопытные факты.
Ваня наклонился и вытащил папку, в которой хранил все документы по этому делу. Он достал сложенный лист для черчения с нарисованными стрелочками, расходившимися в разные стороны от фамилий ребят:
 — Здесь представлены все, кто в течение двух недель появлялся рядом с живым уголком, а также даты и время. Синим цветом я обвел фамилии тех ребят, посещения которых были непостоянными, их можно счесть случайными. Желтым цветом выделены те, кто появлялся достаточно часто. Из них мы отсеяли членов биологического кружка, а также ребят, приходивших играть с животными. И, наконец, красным цветом выделены наиболее подозрительные из них. Их оказалось ровно трое: Светка Маслова, Антон Кислов и ты. — Ваня ткнул в фамилии ребят, которые были обведены красным цветом, и продолжил: — Каждый из указанных ребят в разное время без видимой цели оказывался возле живого уголка.
— Разве ходить по коридору запрещено? — Витька насмешливо взглянул на Ваню.
— Нет, конечно. Мы с Матвеем провели расследование и выяснили, что Светка Маслова пишет статью о живом уголке для школьной газеты, а Антон Кислов приходил в коридор, чтобы… — тут Ваня немного замялся и покраснел, но собравшись с духом, продолжил: — Он приходил, чтобы увидеть Таню Славину, которая давно ему нравится. А ты через день почти каждую перемену заглядывал к живому уголку. Я думаю, что ты вычислял дежурных. Мы с Матвеем проследили за тобой и выяснили, что ты прячешься в раздевалке и ждешь, когда дежурный уйдет домой. И только после этого возвращаешься в живой уголок.
Витька демонстративно зевнул, показывая, что у Вани по-прежнему нет доказательств.
— И тогда я придумал план! — торжествующе сказал Ваня.
— Я весь день прятался в шкафу, который стоит в живом уголке, — перебил его Сережа, — и видел в замочную скважину, как ты достал бумажный пакет и отсыпал в него сверчков.
— Пакет наверняка до сих пор лежит у тебя в рюкзаке, — включился в разговор Матвей.
— Отпираться бесполезно! Тебя поймали с поличным! — Ярослав неприязненно посмотрел на Витьку.
— Зачем тебе сверчки? — тихо спросил Костя. — У тебя же нет животных.
Витька еще больше насупился и сжал кулаки. Ребята испуганно отпрянули.
— Пошли, покажу, — вдруг сказал он.
Они вышли в подъезд и стали подниматься на пятый этаж, где Витька по пожарной лестнице пролез на чердак. Ребята поспешили за ним. Они ступали осторожно, следуя точно за Витькой. Когда мальчишка зажег свет, ребята увидели небольшое помещение, где располагался стол, на котором стояли многочисленные клетки. На полу был постелен половик, а в углу стояла большая коробка, в которой лежала небольшая дворняга с перевязанной лапой.
— Что все это значит? — спросил Ваня.
— Лечу я их тут, — нехотя ответил Витька. — Собака бродячая, у нее лапа ранена. Голубя я нашел со сломанным крылом, он теперь летать не может. Мышей выменял у соседа. Еще котенок, я его на улице вчера подобрал, хочу пристроить в добрые руки.
С этими словами Витька наклонился к коробке и вытащил маленького котенка, который тут же отчаянно замяукал.
— А сверчки… — Он подвинул клетку, в которой сидела ящерка. — Вот, я ее у детей во дворе отнял. Они раскопали, видать, где-то под снегом гнездо ее и мучали. А она же погибнет! Только мамка мне не разрешает дома животных держать и денег на корм не дала, вот и пришлось…
— Зачем воровать? Неужели нельзя было попросить? — изумленно спросил Ваня.
— Попросить? Как же, дадите вы мне! Я же второгодник! Гроза всей школы! — Витька повернулся спиной и угрюмо засопел. А затем совсем тихо добавил: — Пытался я ящерку в живой уголок пристроить, да только вытолкали меня ботаники и даже слушать не стали.
— Ну вот что, Витя, пойдем с нами, а завтра я сам поговорю с ребятами и руководителем живого уголка, — сказал Ваня. Немного помолчав, он смущенно добавил: — Ты извини нас, неправы мы были по отношению к тебе. Можно я котенка себе возьму? Мы с родителями давно хотели завести.
Ребята сидели у Вани на кухне, пили чай с конфетами и с жаром обсуждали раскрытое дело. Котенок мурлыкал на руках у нового хозяина, напившись молока. Мальчишки пообещали взять Витьку на поруки, устроить его заниматься в живой уголок и даже принять в свое тайное детективное агентство. В итоге угрюмый и нелюдимый Витька в вечно мятой и заляпанной пятнами рубашке улыбнулся и повеселел.
Вечером, вдоволь наигравшись с котенком, Ваня взял свою папку, аккуратно сшил все листы с помощью нитки и иголки, а затем написал на обложке: «Дело о пропаже сверчков закрыто. Похититель: Виктор Соловьев. Оправдан, взят на поруки и вообще оказался хорошим человеком». Затем он поставил папку на полку, а из ящика стола достал чистую, ведь впереди школьное детективное агентство ждало еще много интересных и увлекательных дел.


Рецензии