Карнавальные маски зла

О книге Пелевина «Путешествие в Элевсин»
О фильмах «Мастер и Маргарита» и «Подельники»

Во сне я примеряла очки. Там, во сне, они принадлежали какому-то человеку, которому я доверяла. Очки оказались мне впору. Ничего особенного, однако, не случилось. Я видела то же самое, не лучше и не хуже, без изменений. Проснувшись, еще долго размышляла о символичности сна. Не просто так, ведь, посылаются сны, встречи с людьми, знакомства с книгами или фильмами.
Возможно, это подсознательная оценка трех разных по жанру произведений, с которыми столкнулась в последнее время. Их объединяет идея трансформации зла. Зло примеряет маски добра, очаровывая и обольщая, а добро остается неприметным. И для того, чтобы распознать истину, требуются немалые усилия, - духовная опора, вера, религия, опыт.

В этой связи показателен дебютный фильм молодого режиссера Евгения Григорьева «Подельники». 
Мальчик глубоко переживает потерю отца, и решает отомстить, убить того, кто убил его отца. Трансформация зла в кровную месть.
Ребенок, оказавшись в плену переживаний, обид, горя вынужден искать опору в своей несформировавшейся еще душе, опираясь на эмоции и гнев. Ему самому не разобраться пока в том, что есть зло, как можно его переживать. А те, кто должен был бы оказаться рядом, указать путь - немы. Мать неподвижно сидит, переживая смерть мужа, не разговаривает с сыном. Тренер по биатлону, учителя в школе, – никто не говорит с ним о важном, о ценность жизни, о прощении, о возможности трансформации зла в добро посредством страдания и духовного роста. На заднем плане деревни виден купол красивейшей церкви. Но никто и никогда в нее не ходит, она пустует. Священника тоже нет. Зато всем знаком шаман – целитель животных и людей. Он-то и убил отца мальчика. У кого же искать заступничества? Как поступить?
Озлобление доводит ребенка до поступков, приводящих к трагедии: погружая в еще большее зло, во грех убийства. И в этой трагедии охотно участвует вся деревня, следуя установленным в обществе традициям. Они все подельники.
Странно не то, что показано в картине. Меня поразили взгляды людей, принявших участие в обсуждении фильма. Они увидели установление справедливости при отсутствии действий власти, и не нашли выхода в умении сострадать, переживать страдания до конца и прощать, жить с опытом пережитого дальше. И только исполнитель главной роли убийцы и злодея говорит о прощении, произносит истину, но его не слышат.
Если не научиться прощать, переплавляя в себе зло в добро, то никогда не кончится торжество зла. Христианство, ставшее основой идеологии и взглядов в России, призывает к прощению. Но слова не слышны за поступками.

Кадры похорон отца мальчика окунули меня в личные переживания, зацепили.
На грузовике с открытым кузовом, устланном коврами, везут на кладбище гроб. Впереди снежная пустыня. Дорога в снегу. За гробом идут люди в черных одеяниях.
В моей жизни это тоже было. Так хоронили отца и мать.
Отец умер под Новый год, и гроб с его телом так же везли в ледяную заснеженную пустоту на грузовике с открытыми бортами, только ковров не было. И так же шла следом траурная процессия. Никаких других ощущений кроме горя и страха перед смертью у меня не было. Душевная обледенелость. И всю жизнь, до сих пор ношу с собой эти чувства.
Фильм, словно бы, предлагает мне путь к отпущению этой душевной тяжести.
Приближает к пониманию, что не я одна такое переживала. И здесь возникает чувство обобщенности горя, не персонификации его.
То, что за поминальным столом пьют дешевое, а может и самодельное вино, а напившись, начинают рассказывать друг другу какие-то веселые истории, забывая, зачем собрались, - тоже очень близко, так и было тогда, на поминках в нашем доме. С возрастом становится понятным, что люди пытались прятать за внешней скорбью внутреннее чувство благодати от того, что сытно поели, выпили и согрелись за общим столом с обильной едой и выпивкой, не так часто, ведь, собираются все вместе.
Да и традиция-то, пугающая: накрывать поминальный стол, и есть там, где только что стоял гроб с покойником. Стоял, порой, и день и ночь, ведь «покойнику положено «переночевать» в доме.
И вот уже посыпали зерном «последний путь», и вынесли гроб, а на его место поставили стол. И в доме запахло тошнотворно-сладковатым духом вареного мяса для угощения на поминках… 
Эта тягостная волна накрыла меня дважды.
Вскорости за гробом отца, на том же месте поставили гроб матери. И опять сыпали зерно, и грузовик с открытым кузовом полз сквозь заснеженную степь на кладбище. И мерзлая земля могилы не открывалась. Долбили ломами. Пришедшие простится, молча мерзли. Потому так кстати пришелся им стол с горячей едой и обильной выпивкой в доме. И пьяные гости на поминках рассказывали мне кто из соседей что утащил из нашего дома, пока я металась на похоронах, - кто забрал ковер, кто часы настенные, кто сервиз и посуду.
Эти ассоциации появились, когда смотрела фильм. И возникло доверие, единение с сюжетом. Но ненадолго. В фильме зло трансформируется в месть при странном молчании всех вокруг. Совсем не то, к чему я, проделав сложный путь, пришла внутренне.

Неокрепшая душа мальчика, которого я только что понимала, наложив его переживания на свои, одержима мраком, и никто не помогает ему выбраться из этой ямы. Приняв на себя кровную месть, он становится частью этой системы. И летит без оглядки в пропасть. Теперь и он, и шаман-злодей – подельники.
Русский философ и мыслитель Г. Померанц в книге «Открытость бездне. Встречи с Достоевским» говорил, что «Только через страдание можно пробиться к царству божьему, которое внутри нас».
Там же приведено его знаменитое высказывание: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в битву за добро, за истину, за справедливость. Плоть смертна. Дух вечен. Дух ненависти страшен».
Но как раз этой мудрости и недостает сюжету фильма.

В том же ряду новая экранизация по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Фильм, критикуемый за взгляды режиссера Михаила Локшина, и актеров. Но мне их политические воззрения не интересны в данном случае. Важно, что художественный фильм транслирует зрителю все то же очарование злом.
Воланд в ореоле цитаты: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Гёте. «Фауст» Испытание Мефистофеля» завоевывает сердца и взгляды зрителей.
С пренебрежением, высокомерием по отношению к жизни человека, как и в предыдущих постановках этого романа. Да и куда деться от авторского видения, находящего достойным удовлетворение желаний публики с треском отрывать головы надоевшим болтунам, пить кровь из черепов недавно убитых критиков, оголять тела женщин… Двусмысленность в том и заключается, что все это в интересах «творцов», пожелавших бессмертия и величия. Но зритель удовлетворен местью, будучи ослепленным небывалой любовью Мастера и Маргариты.
И уже не заповеди Христа, оставшегося в фильме на втором плане, а проделки Воланда, сатаны, обаятельного шутника в центре внимания. Зло сливается с добром. И зрители обсуждают улыбку немецкого актера, сыгравшего Воланда, и порывистость актрисы, сыгравшей Маргариту, забыв о главном, о Христе, который ничего не сказал в «этой фильме».
И зло торжествует.
В романах Достоевского тоже есть мрак, и страдания, и любовь. Но гениальность его в том и состоит, что он, в конце концов, проведя темными коридорами души, выводит читателя и героев своих книг к свету покаяния, к добру, к духовному прозрению.
А Мастер и Маргарита в финале улетают вместе с сатаной. Куда? Улыбка Воланда - как чадящий факел, уводящий во мрак.

«Все дело в предельной обыденности зла. И даже, если угодно, в известном его обаянии…» Виктор Пелевин «Путешествие в Элевсин».

С этой книгой у меня сложились необычные отношения.
Начала читать, и ничего не понимала. Сердилась даже. И на Пелевина. И на себя. Прочла несколько страниц в полном недоумении, и хотела, было, отложить. Но продолжила чтение. И включилась «в игру», увлеклась, почувствовала знакомый азарт узнавания вплетенной в характеры персонажей сатиры на современность. Словно игра в шарады. Автор говорит иносказательно, а читателю предлагается угадать. Похоже на карнавал, где все в масках. А, когда маски снимают, то удивление сменяется весельем, и не страшно вовсе. Дочитав до последней страницы, поняла суть. И что же я сделала? Стала читать сначала! Но теперь уже с удовольствием, с пониманием того, что было ранее для меня скрыто, завуалировано между строк.
По сути, это о путешествии к себе самому, вглубь себя. Познание себя.
Или, можно представить компьютерную программу, создавшую свою копию, и проводящую эту копию сквозь фильтры антивирусов.
Все в романе символично и наделено множеством смыслов.

Вот несколько цитат из книги:
«Русская душа провозглашает, что сначала отведет всех к вершинам невиданного счастья, а потом отмоет кровушку и все отмолит»
«Путь к великому счастью через великую жертву»
«Рай – это лубок, рисунок на потолке в пыточном подвале. Реальной будет только кровь»
«Но брызг кровавых все больше, а рай так и не достигнут. Нельзя войти в рай в кровавых калошах. Рай станет адом. В рай только после душа»
И тут Пелевин прав, все идут к одному, сами к себе, и путь не прост, а результат может быть совсем неожиданным и удивительным, и вовсе не таким, как мотивировали лидеры.

Но изложено это столь изящно, что понимание победы добра над злом утверждается вопреки всему. Так же, как в современной постановке старинной оперы – солисты поют в современных костюмах, но либретто давнее, новое время накладывается на старую музыку. Слова не понятны, но ощущения те же, что и закладывались автором: о том, что зло многолико, и победить его можно только добром.


Рецензии