Дуга большого круга

Вообще то я радист и техник радиосвязи по образованию.
Но очень любознательный. Вот я и поставил сам себя
в тупик. Да не только себя, но и многих людей на Земле.

Самое обидное, что совсем ещё недавно многие
штурмана на судах очень плохо представляли себе,
что это такое. Знать про "Дугу большого круга"
штурмана конечно знали. Но как ей пользоваться
на практике абсолютно не представляли.

Как прямая линия между точками А и Б на карте может быть
длиннее, чем эта "Дуга". Так продолжалось до массовой
установки на судах спутниковых навигаторов GPS в 80-тых.
Спутниковый приёмник сам рассчитывал курс по этой
загадочной "Дуге большого круга", далее в тексте ДБК,
или просто Дуга. Штурмана стали забывать секстант.

Попробую объяснить так, как мне это в Мореходке
объяснили. Локсодромия это курс по карте, а ортодромия
это курс по ДБК. Штурманам в мореходках это намного
подробнее объясняли, чем радистам, но они всё позабыли.

Можно, конечно отправить судно по локсодромии, но тогда
курс судна будет выглядеть, как ломаная линия, с постоянным
подворотом в сторону ДБК. И чем чаще подворачивать курс,
тем короче будет расстояние между точками А и Б. Но это
расстояние всё равно будет больше, чем курс по "Дуге
большого круга". Идеальный случай это курс, совпадающий с
любым меридианом или с Экватором. Тогда ортодромия
совпадает с локсодромией. А это очень редко бывает.
Всего четыре курса. Курсы 0, 180, 90 и 270 градусов.
Из них два работают только на Экваторе.

Дальше вроде всё понятно. А ? А ? Хрень
какая-то. Правда ? Вот и большинство штурманов так думали и
не заморачивались с прокладкой курса. Соединил на карте две
точки, измерил курс и выдал его рулевому. Потом удивлялись,
а почему счислимое место судна находится на много миль в
стороне от реального места положения судна. Иногда в группе
судов было всего пара судов с прибором спутниковой навигации
и штурмана брали у них реальные координаты, добавляли своё
счисление на эти суда и ставили точку на карте, с записью в
судовой журнал.

Нам на судно поставили ЖПС навигатор. Из самых первых
японских. Начало 1980-х годов. Нам он был очень нужен
на лове ярусом в Баренцевом море. Спутники тогда ещё
редко летали. У нас на севере примерно раз в 3-4 часа.
Это сейчас вся ЖПС почти непрерывная. Но нам главное было
свои яруса найти в бескрайнем море. Длина одного яруса
около 10 километров. На концах яруса привязаны яркие
поплавки с вешками. Вот и найди их в штормовом море.
Одна надежда на ЖПС навигатор. С самого начала штурмана
стали меня спрашивать, почему курс по карте отличается от
курса по спутнику. А я откуда знаю. Я вообще радист.

Пришлось вспоминать теорию из Мореходки и на пальцах
объяснять штурманам, что такое "Дуга". Потом на следующем
моём судне я объяснял штурманам про "Дугу", и учил их
пользоваться приёмником ЖПС Фуруно. Да дело в том, что в
Мореходке на кафедре "Радио навигационные приборы" только
в 1980 году поставили ЖПС, сделанную в СССР и списанную с
атомного ледокола "Арктика". Эта ЖПС была огромных размеров,
как шкаф трёхстворчатый и пользоваться ей не умел никто.
На ледоколе ей управляли специальные люди из института связи.
 
Это сегодня всё кажется простым в работе с ЖПС навигаторами.
На них всего несколько кнопок управления. А на "шкафе" с
ледокола была сотня кнопок и регуляторов, плюс несколько
экранов осциллографов. Надеюсь теперь всем всё стало понятно ?
Если нет, то ГУГЛ вам в помощь. Смотрите фото. Умываю руки.


Рецензии