Комментарий к Минувшему веку

Сама Поэма размещена автором на сайте Стихи.ру 

"И дальний лай знакомых псов..."
(М.Ю.Лермонтов, "Мцыри", поэма)


Первым читателем едва оконченной мною поэмы "Минувшему веку"
счастливо стала женщина. Вот какой она мне задала вопрос:
"О ком поэма? О собаках или о людях?"
- Честно говоря, больше о собаках, но и о людях тоже.
Ответив, я облегченно вздохнул. Во-первых, потому что вопросов
не последовало. Во-вторых, я сказал правду.

Собака - спутник человека, человек - творец собаки. Долго же они
притираются друг к другу. Человек говорит, за ним слово. Собака лает.
Как и между людьми, бывает слово и лай, мимо ушей, ветер носит.

Моя поэма, по правде, обязана лермонтовским строчкам:
..."Обнявшись, будто две сестры, /Струи Арагвы и Куры, /
Был монастырь..."
То был (стал предо мной) особенный монастырь. Кто в нем, где он,
меж небом и землей, конечно, горы, свод небесный, таинство, тайна,
быль и небыль.

К такому чуду несчетно возвращался я духом и плотью, стихом и
воображением.
Первой возникла тема верности собачьей. Собаки ценны верностью
хозяину, очень живые, непосредственны, даже жертвенны ...
Тут не обойтись без участия человека, на него направлено собачье
служение. В моей фантазии именно участие хозяина,
его заступничество перед Богом за "братьев наших меньших", однажды
круто изменило судьбу этих животных. Они нашли свою посмертную
обитель (монастырь).
Антитеза этому счастью: оказалось, что райское место и тут не всем
доступно. Есть проблема греха и прощения. Люди, наделенные
речью, способные молиться, неохотно признают свои вины, даже
собак не прощают - бросают, предают, отказывают в помощи.

Собачья любовь бывает. Бывает соразмерна всей жизни. Бывает и
безответной.
В поэме несколько несчастных собак. Я сравнивал с человеческими
переживаниями: любви, разлуки, сладкого свидания.
При этом, я с удивлением видел, как сквозь белые листы писчей
бумаги проступали строки из русской поэзии 19-го века.

"Мой старый пес, мой пес бесценный..."
Так я переносил людские речи на обращение наше к собаке. В стихах
великого Пушкина - не "пес", а "друг", но разве эти понятия не близки!
Следуя в поэме ОХОТЕ (страстному желанию), я с улыбкой допускал
смешение человеческого и животного начал. Например:

"Вон там он берегом трусил, / А здесь он лапу занозил."
(сказано о юном поэте)   Или:
"В полон душа моя взята, / Вся здесь - от уха до хвоста!"
(отчаянный влюбленный)

А в описании монастырской братии мы встречаемся с псом
"по кличке БИМ, что был хозяином любим... 
(память о знаменитом кинофильме) так нежно, искренно, поверьте"
(здесь обращение к стиху А.С.П. "Я Вас любил...")

Самыми тяжкими в работе над поэмой мне казались: начальная
сцена охоты, куда следовало внедрить историю иноземного графа
и его пса Аркана; а также финал, где предстояло соединить две
бессмертные души, любящих зверей, злой судьбою разделенных.

На охоте мне помог Александр Сумароков, поэт 18-го века,
с его "резвым зайцем". А звездные эпизоды, ночь, предрассветно
в ожидании чуда - это впечатления молодости, когда небо было
ближе.

К счастью, на этом секреты автора не заканчиваются. Так, в поэме
имеются вставные эпизоды. Подобно тому, как в старых операх
случались вставные арии, которые своей выразительностью спасали
произведения от провала.

Почетное место я бы отвел вставной истории о бездомной собаке:
"Когда счастливец равнодушный..." Через нее в поэму вселяется
совесть, сострадание, а затем и любовь. Здесь зверь внезапно
равновелик рассказчику.
Другой вставной - чудесное свидание.
"Увы, мой друг, тебе я предан" и далее: "Вечор мы встретились,
как прежде." - Там символика:
"Ударил колокол" (один, для одинокой души) переходит в символику
"Ударил колокол, для нас."

Вообще лейтмотивом любовной темы у нас является изменчивость,
смена настроений: верю - не верю. В тексте это подтверждается
словами: "Души изменчивой порывы", вместо пушкинской:
"Души прекрасные порывы". Или образ "усталого единоверца",
вблизи финала, в котором "две тени, милые друг другу, / бегут
по жизненному кругу / и по вселенскому летят."
 
В заключение, автор признает, что его местами слезливая поэма
имеет ввиду три дороги к СЧАСТЬЮ.
Первая (догадались) - дружба, собачья дружба то ж.
Вторая - любовь (как душ высокое стремленье).
Третья - творчество (на сих страницах, слово о словах).

Поэма оставляет простор для толкований.

1. В поэме  несколько персонажей: автор и его лирический герой,
Друг, Любовь (она не виновата), Читатель остроумный, -
все эти образы собирательны!

2. Ничего не сообщается об источнике охотничьих записок.

3. Поместье де ля Суш, как и Брабант исторический не проясняют
место действия поэмы.

4. Анекдотический случай с цепным псом Трезором, которым автор поделился с читателем, вряд ли проливает свет на другое скандальное
происшествие, о котором еще помнит автор в силу своего возраста.
На рубеже двух веков, в центре столицы нашей, у памятника Пушкину
бесследно пропала часть металлической цепи, обрамляющей
постамент. Возможно, цепь тогда отчасти...
перенеслась в старинный замок.


ПОЭМА "Минувшему веку" Михаил Захаров 7 / Стихи.ру
Вверху списка произведений

 


Рецензии