В Брянских лесах

                В Брянских лесах.

         Никогда не мечтал и не стремился стать охотником или рыбаком, даже подражать этим увлечениям. Но обстоятельства предполагают, реальность располагает, а иногда заставляет принимать участие, порою, в самых авантюрных мероприятиях. Даже сейчас, по прошествии многих лет, у меня в голове не укладывается, как я мог согласится на это…
Дело было в самом начале нулевых годов. По окончании очередного совещания на предприятии, где я трудился заместителем директора по производству, главный инженер Николай Петрович, попросту Петрович, попросил задержаться работников из числа руководства. Как только мы остались в узком кругу он, с разрешения присутствующего на совещании директора, сделал короткое объявление, равносильное приказу: «Все участники и безучаствующие завтра выдвигаются в командировку в Брянскую область». На вопросы о цели командировки он с самым серьезным выражением лица коротко ответил: «Охота. Цель – кабан». Полное недоумение сменилось шумным обсуждением и невразумительными вопросами. Я сообщил, что не имею ни охотничьего ружья, ни снаряжения, ни соответствующих навыков. На что в категоричной форме было сказано: «Оружием обеспечат, умению обучат, навыки появятся». Наш директор, будучи довольно пожилым человеком, заявил, что в этой авантюре участвовать не собирается, но саму затею поддерживает: «Давно вам пора развеяться, а то слишком заработались». И добавил, что для тех, кто примет участие в этой аван…, в смысле мероприятии, в качестве бонуса обещает дополнительный оплачиваемый день.
       Однако, желающих к утру следующего дня набралось всего четыре человека, включая вашего покорного слугу. Петрович оперативно и четко распределил обязанности по подготовке. Мне и главному энергетику Анатолию было поручено самое ответственное задание – закупить алкоголь. Коммерческий директор Анатолий Григорьевич, помимо организационных вопросов, отвечал за пропитание. Главный инженер, он же «главный охотник» Петрович, должен обеспечить нас огнестрельным оружием, провести инструктаж и обучить правилам поведения на охоте.  События развивались стремительно. Петрович заразил всех своим энтузиазмом. Он – прирожденный лидер, душа любой компании, охотник и рыболов, большой любитель и виртуозный рассказчик анекдотов, коллекционер и изготовитель холодного оружия, страстный бильярдист и футболист. К тому же, мог часами петь «подходящие» песни, аккомпанируя себе на гитаре. Его таланты, к сожалению, нередко сочетались с авантюризмом, а излишняя самоуверенность и азарт приводили к неожиданным последствиям. Но это уже совсем другая история. А пока вечером того же дня загружаемся в поезд на Киевском вокзале, следующий в сторону предстоящей охоты.
        Пунктом назначения был поселок городского типа Суземка Брянской области. Там и по сей день располагается завод, с которым наше предприятие в
советское время входило в одно производственное объединение. У руководства этого завода были тесные контакты с местным охотничьим хозяйством. Нас встретили на вокзале, сопроводили в гостиницу и расселили по номерам.  К вечеру подтянулось руководство встречающей стороны. Само собой, не обошлось без застолья в честь московских гостей. Долго звучали здравицы, только за полночь разошлись на ночлег.
        Раннем утром на площадке у гостиницы состоялся общий сбор участников охоты.  Таковых набралось порядка 15-17 человек. С изумлением смотрел на некоторых персонажей, солидно экипированных, в белых маскхалатах, вооружённых оружием с оптикой. Объявили, что через полчаса состоится погрузка в транспорт для доставки в пункт назначения. Успели выпить кофе и направились на инструктаж. Наш «главный охотник» Петрович выдал мне и Анатолию по двустволке с зарядами, объяснил, как заряжать, на что нажимать и так далее. Грузимся в армейский ГАЗ-66, едим по лесной ухабистой дороге, где Петрович попутно продолжает свой инструктаж. Машина время от времени останавливается, охотники по одному выскакивают, распределяются по «номерам» (место, на которое становится стрелок при облавной охоте). И вот, я уже стою один на своем «номере» в зоне прямой видимости с другими охотниками. Слева от меня, примерно в 250-ти метрах, Анатолий, справа – Анатолий Григорьевич. Конец февраля, солнечный день, легкий морозец, тишина в Брянском лесу. Какая прелесть! В руках заряженное ружье, в душе волнительное и томительное ожидание. Знаю, что загонщики погонят на нас кабана, но даже не представляю, как все это будет выглядеть. Время идёт. Через пару часов начинаю основательно замерзать. Скорее бы все закончилось. Какой черт меня попутал ввязаться в это дело!? Зачем я здесь!?
Вдруг, послышался отдалённый гул голосов. Держу ружье наизготовку, как учил Петрович. Жду, напряжение нарастает. Боже мой! Неужели придется стрелять?! Громкие голоса приближаются, пытаюсь разобрать, что кричат. Уже нахожусь в полуобморочном состоянии. Никакого обещанного охотничьего адреналина нет и в помине. Что-то кричат соседи справа и слева, ничего не могу разобрать. Всё, как в тумане. Ко мне бежит Анатолий, машет рукой. Подбежав, опускает ствол моего ружья, направленного на него, кричит что все закончилось. Уже ничего не понимаю и не воспринимаю. Настоящий шок. Очень медленно прихожу в себя. Анатолий объясняет, что кабан прошел стороной, на нас его вывести не смогли и на сегодня охота закончилась. Слава Богу!
          Потом поступила команда разрядить оружие. Раз и навсегда понял – охота это не моё! Попросил разрешения выстрелить обоими зарядами по консервной банке. Попал, но никакого удовольствия не получил. Анатолий извлекает заряды из своего ружья. Вдруг рядом раздаётся выстрел. Возле моих ног брызнула земля со снегом. Я даже не успел испугаться. Еще немного и получил бы заряд по ногам. Всех это почему-то только развеселило. Ни тогда, ни после не понимал почему, но напряжение после этого испарилось. Подошли другие охотники, достали закуску, выпивку, накатили за все хорошее.
          К вечеру вернулись в охотничье хозяйство. Администратор гостиницы предупредил, что для московских гостей приготовлена баня.
Мы вчетвером в бане. Стол накрыт, процесс идет. Заходы в парилку, ныряние в бассейн, посиделки за столом. После очередной парилки Анатолий предлагает выйти на улицу и нырнуть в сугроб. Поддержал его только я, несмотря на некоторые интуитивные сомнения. Дело в том, что в эти дни оттепель чередовалась с понижением температуры к вечеру. Как результат – сугробы покрывались наледью. Но алкоголь сделал свое дело, и мы с Анатолием упорно пытаемся залезть в обледеневшие сугробы. Время за полночь, темень, фонари на территории хозяйства почему-то не горят. Пора вернуться в баню и согреться. Начинаем искать входную дверь и… не находим. Баня деревянная, окошки маленькие, располагаются высоко, не можем достать, чтобы постучать. Барабаним руками по бревнам. Из бани доносится приглушенная музыка. Какой ужас! Кричим! Но нас никто не слышит! Замерзаем в буквальном смысле. Мы в полном отчаянии. Вокруг полный мрак. В душе тоже. Гостиница с остальными охотниками на приличном расстоянии от бани. Вдруг распахивается дверь и слышим спасительный голос Петровича: «Где вы там? Куда пропали? Мы вас обыскались!» С гиканьем и прибаутками вваливаемся в баню. У нас с Анатолием на причинных местах и между пальцами ног уже образовались сосульки, мы ободраны и в кровоподтеках после ныряния в ледяные сугробы. Сразу бросились к столу и махнув по 150 грамм водки, не закусывая, завалились в парную на верхнюю полку. Думал тогда, что никогда не согреюсь. Минут через пятнадцать пришёл администратор и поинтересовался, что за крики были. Ему ответили, что он опоздал, поскольку представление с голыми захватчиками сугробов закончилось.
         Утром отправился посмотреть на входную дверь бани. Меня мучил вопрос: «Почему мы не могли в темноте ее найти?» Оказалось, что дверь была отделана срезами бревен, а круглая ручка была утоплена в этот срез и наличники на дверном проёме отсутствовали. Настоящая потайная дверь! Её и днем то сразу не обнаружишь, а уж ночью, после пива и водки, подавно.
Собираемся домой. Остальные охотники снова отправились ловить удачу в Брянских лесах и, как потом выяснилось, они её поймали. За нами пришла машина. Заехали на местный завод, поблагодарили руководство за гостеприимство, охоту и баню.
         На вокзале нас ждал неожиданный сюрприз. Те самые ребята в белых маскхалатах, вооружённых оружием с оптикой, вручили каждому из нас по объемистому пакету. При этом объяснили, что это наша охотничья доля. Оказывается, в охотничьем братстве существует неписанная традиция: если при коллективной охоте кому-то сопутствует удача, то вся добыча делится на всех участников.
         Так что, домой вернулся не с пустыми руками. Эта была достойная награда за все мои двухдневные злоключения в Брянских лесах. Больше на охоте не бывал. И слава Богу!
         P. S. В 2023 году, через 20 лет после описываемых событий, на своей подмосковной даче построил баню. На завершающем этапе мастер предложил на входную дверь установить красивую круглую ручку и сделать ее заподлицо с поверхностью двери. Я, не раздумывая, без объяснений отказался.
         
   Влад Боков.               
                05.02.2024

               


Рецензии