Как тетёрочка шла, тетеря нашла

КАК ТЕТЁРОЧКА ШЛА, ТЕТЕРЯ НАШЛА…
Как возникла русская народная обрядовая песня? В чём её истинный смысл?
 
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла,
Ох, я, на зелёном лугу…           (Старинный русский девичий хоровод)
               
    

         В русской культуре народное творчество, традиции, обряды на пустом месте не рождались, - все они отражали единство труда и быта человека с природой. Отсюда так много народных заклинаний, песнопений, поговорок, примет, направленных к природе: - «Всякое семя знает своё время». Человек в трудах, земля в страдах, – отсюда понятие страдная пора. Женщина – мать – природа стоит при-родах земли богатого урожая. На плодо-родной земле родятся новые плоды. Семя, брошенное весной в добрую землю, рождает новую жизнь, - и это священно, потому, что свидетельствует о нескончаемости жизни.
      Коль грачи, жаворонки да журавли летят, тетерева бубнят, - ждать тепла стойкого, а с ним поля пахать, пшеницу, ячмень да овес сажать.
С таянием снега леса оживают, - птицы щебечут, хлопочут, гнёзда вьют. На лесных опушках, на проталинах тетерева бои затевают - краснобровые красавцы за внимание курочки бьются. Птицы семейства куриных всегда были предметом охоты, - люди научились распознавать птичьи повадки и отразили их в народном творчестве: - «Бу –бу – бу, продам шубу, продам шубу, куплю кафтан», - бубнит весной краснобробый петух, - это самец самочку зазывает. А осенью бормочет: «Продам балахон, продам балахон, шубу куплю», - значит – на охоту пора. Опытные охотники тетёрок не трогают, - пусть и дальше плодятся, - а вот тучные самцы – это то, что надо. Тетерь на Руси – это ещё и золотая монета.

       В русской глубинке сохранилась старинная игра «тетёра», а придумали её наши далёкие предки:

Тетёра шла, моховая шла,
По каме-е-нью, по раме-е-нью.
Сама прошла, всех детей провела…
А самого лучшего тетёрочка оставила, - поют игроки.
               
    За «тетёрой», взявшись за руки, идут «детки». «Тетёра» ведет их туда – сюда, а потом через «ворота» - поднятые руки двух игроков. Вдруг «ворота» закрываются, и малыш в западне оказывается. Игроки опять запевают: - «Тетёра шла, моховая шла…». Игра продолжается до тех пор, пока не поймают всех деток. Удивительно, почему мамочка своих детёнышей не спасает? В чём смысл, на первый взгляд, жестокой игры? В основе потешки – закон природы: – птенцы подрастают, один за другим родное гнездо оставляют, мамашу покидают. Давайте и мы в игру играть, детишек завлекать, старинные знания передавать.
       Что нам известно о жизни тетеревов? «Бу-бу-бу», – бубнит косач, будто в барабан бьёт; «шу-ф-ф-ф» -  фырчит петух, курлычет, посвистывает, – это он токует, тетёрку зазывает. Так начинаются брачные игры пернатых: - тетеря петушатся, самочек завлекают. А на высокой берёзе невеста прихорашивается, хвостом да крылышками помахивает, свою красоту распрекрасную показывает. Глядишь, и другие самочки на танцевальный раут слетаются, - кудахчут - кудахчут, женихов дразнят. А петухи и того больше стараются: дерутся и поют, поют и дерутся, не по - настоящему, конечно, а так, ради представления. 
    Тетёрочка – невеста разборчивая, ищет жениха сильного, задиристого, - с высоты за сражением наблюдает, на свидание не торопится. Вот женихи выбраны, курочки с дерева спускаются и о своих предпочтениях сообщают. Тут флегматичные петухи как будто просыпаются и стремглав к дамам бросаются. Но бывает и так, что прилетает только одна самочка, или две. Что тогда начинается! Мирные косачи не на шутку дерутся: клюются, царапаются, так что перья летят, а то и кровь брызжет. Драчуны так увлекаются, что, порой, и про невесту забывают. Курочка ждёт – пождёт, а баталия всё не кончается. Вдруг, откуда ни возьмись, хитрый и коварный кавалер подлетает. Разгорячённые самцы не скоро сообразят, что курочки давно уж нет, - проворный жених в укромное местечко её уволок, будут они жить – поживать, да детишек наживать.
    Тетёра красотой не отличается, - курица, она и есть курица. Зато рябая пеструшка в густой траве легко маскируется - вместе с птенцами от хищников прячется. Опытные охотники тетёрок не трогают, - пусть и дальше плодятся, - а вот тучные самцы – это то, что надо.
    Но не всё так гладко складывается - проза жизни начинается. Курочка трудится - трудится: - гнездо в зарослях травы обустраивает, яйца откладывает, целый месяц высиживает, детишек кормит, от хищников защищает. А косач летает себе, куда хочет, гнездо не вьёт, супругу и детишек не кормит, одиноких самочек завлекает - вот проказник! Почему тетерю все шалости прощаются? – А всё дело в том, что за год стая сильно редеет: - охотники, хищные птицы, лесные звери любят куриным мясом лакомиться. Пусть птенцов родится больше, - всем еды хватит. А самцы в холостяцкую стаю сбиваются, жиреют, отъедаются. Тут-то их охотники и поджидают.
    Весь световой день наседка птенцов мошками кормит, червяками, жуками, сороконожками, клевером, семенами проса, пшеницы, ягодами брусники, черники, можжевельника, - ох и трудно вырастить молодняк! Малыши ещё не летают, бегут, глупенькие, следом за матерью и не знают, что кругом врагов полно! Вот тетёрка громко кричит, кудахчет, раненой птицей притворяется, - это она хищника от детишек отвлекает. Птенцы слышат тревожный сигнал и разбегаются, тут-то их дикие звери и поджидают, - вкусными цыплятами своих детёнышей откармливают. Самочка остатки семьи созывает, в гнездо собирает; бывает, что чужой тетёрчик забегает, - ничего, - курочка найдёныша не обидит, вместе со всеми воспитает: - научит летать, пропитание добывать. Летом детишки пушок сбрасывают, оперяются, - довольная мамочка ведёт их с сородичами знакомиться, те приветливо курлычут, новую семейку в стаю принимают. Вот какая заботливая курочка – ряба!
   Зимой тетеревам голодно, особенно малышам, ясным днём птицы кормятся молодыми ветками кустарников, берёзовыми - ивовыми почками, ольховыми серёжками, ягодами, еловой хвоей и шишками. А в ветреные дни и в сумерках в сугробы зарываются. В это время на охоту выходят лисы, песцы, волки, енотовидные собаки, рыси. Лесные звери слышат, как тетёрки в   снежной домике копошатся, ударом сильных лап прочный наст разрывают и прямо в норку сваливаются. Перепуганные птицы взлетают, а хищникам того и надо – на лету хватают. Вот так, птицы, тихо сидите!
Куриные, как известно, большим интеллектом не отличаются, да ещё и глуховаты во время брачных игр, потому в народном языке флегматичного увальня, несообразительного человека «глухим тетерей» прозывают. Однако есть русские сказки, где тетерев выглядит куда смекалистей хищника. 
    А дело было так. Однажды хитрая лиса захотела обмануть тетеря, позвала его спуститься с дерева в день звериного примирения. Но петух себе на уме - не поверил да как закричит: - собаки бегут! Рыжая плутовка испугалась и убежала, а хитроумный косач невредим остался.
Кто знает, почему тетерева в снегу ночуют? В одной сказке сказывается так: -
   Осень пришла, листья облетели, леса оголились, лисица и куница жирного тетеря увидели, съесть его решили. Бегает куница по деревьям, а лисица по кустам да кочкам рыщет, - нет тетеря. Куда делся краснобровый петух? А тетерев до самого темна на макушке высокого дерева сидел, качался на ветру и думал: – Холодно, холодно, бу – бу – бу, где ночевать бу? Думал – думал и задремал да и упал прямо в снег, провалился глубоко, а там тепло, так и проспал до утра. А лисица и куница даже подрались, - Ты тетеря съела?  – Нет, ты съела. Дрались – дрались, даже шерсть клочьями полетела, да и убежали искать добычу в другом лесу. А утром тетерев проснулся, из сугроба выпорхнул и на макушку берёзы сел. С тех пор все тетерева под снегом ночуют. Вот как в сказках бывает! А на самом деле, как?
   Тетерева, глухари, куропатки, рябчики в крепкие морозы да вьюги в рыхлую перину   зарываются, под снежным одеялом согреваются, от хищников и охотников прячутся, - морожеными почками зоб набьют, жуют – жуют, жуют – жуют да тепла ждут.
   Тетёркин праздник помнят в народе. В день весеннего равноденствия 22 марта пекут обрядовое печенье «тетёрки», свитое из тонких жгутов ржаного постного теста; круги и лучи составляют солнце, ему поклоняются, его заклинают, зазывают, хороводят: - «Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела. Приди, весна, к нам со радостью, со великой милостью». Печеньем этим в Архангельске, Каргаполье гостей встречают - старикам здоровья, молодожёнам детишек желают. А раз «тетёрки» пекли – ели да дружно пели, значит, весна будет дружная, солнце жаркое, хлебушко сытное.
  За плечами русского народа многовековая память времён и поколений, - это она прокладывает дорогу в будущее.
                Наталья Морсова
               
               

      

      

         
   


Рецензии